7.3 Руководство по технической эксплуатации (РЭ) ГОСТ 18675-2012

7.3.1 РЭ содержит описание и правила по эксплуатации, в которые должны быть включены сведения, необходимые для правильной эксплуатации (использования, транспортирования, хранения и технического обслуживания) АТ и ПИ для нее [из 7.3.1 ГОСТ 18675—2012]

7.3.2 РЭ составляют на изделие в целом. В нем должна быть информация об устройстве, назначении, технических характеристиках, размещении и работе систем ВС и ПИ, установленных на нем. Сведения, помещаемые в РЭ, должны быть минимальными по объему, но достаточными для понимания назначения, устройства, работы изделия и обеспечения его правильной безаварийной технической эксплуатации [из 7.3.2 ГОСТ 18675—2012]

7.3.3 РЭ воздушного судна составляют в виде единого документа, состоящего, как правило, из нескольких частей (в бумажной форме — книг). Сведения, содержащиеся в РЭ на ПИ, поставляемые в соответствии с требованиями 5.2, подлежат включению в соответствующие части РЭ ВС. Для ПИ, разработанных по техническому заданию разработчика ВС, РЭ подлежат согласованию с разработчиком ВС, выдавшим техническое задание [из 7.3.3 ГОСТ 18675—2012]

7.3.5 Содержание каждого раздела должно подразделяться на взаимосвязанные подразделы (подсистемы). Сведения, содержащиеся в структурных элементах РЭ, не должны повторяться. При необходимости, по тексту дают ссылки на взаимосвязанные структурные элементы РЭ основных изделий (двигатель, вспомогательная силовая установка, редуктор) или ПИ [из 7.3.5 ГОСТ 18675—2012]

7.3.6 РЭ имеет следующую структуру:

  • сведения, относящиеся к ВС в целом;
  • тематические разделы, содержащие сведения, относящиеся к системам ВС (в соответствии с принятой СНК);
  • приложения (при необходимости).

[из 7.3.6 ГОСТ 18675—2012]

7.3.7 Сведения, относящиеся к ВС в целом, излагают в РЭ в следующих разделах:

  • Введение;
  • Лист регистрации изменений;
  • Общие сведения об изделии;
  • Варианты вооружения (для ВС государственной авиации военного назначения);
  • Ограничения летной годности (для ВС гражданской авиации);
  • Плановое и неплановое техническое обслуживание;
  • Размеры, площади и зоны;
  • Установка на подъемники, транспортирование и аварийная эвакуация;
  • Нивелировка и взвешивание;
  • Буксировка и руление;
  • Стоянка, швартовка и хранение;
  • Надписи и трафареты;
  • Наземное обслуживание;
  • Загрузка и разгрузка;
  • Информация для экипажа;
  • Смена вариантов применения (при наличии);
  • Анализ и снижение уровня шума и вибрации (для вертолетов);
  • Стандартизованные технологические процессы.

Сведения, относящиеся к ВС в целом, излагают в РЭ в порядке и последовательности в соответствии с принятой для ВС СНК (см. соответственно приложение А или Б).

Технологические указания оформляют в виде технологических карт в соответствии с 7.3.13 [из 7.3.7 ГОСТ 18675—2012]

7.3.7.1 В разделе «Введение» приводят:

  • назначение, состав документа;
  • пояснения к структуре и общий порядок использования документа;
  • пояснения к принципам и правилам изложения текстовых и иллюстративных материалов;
  • пояснения к применяемым в документе терминам, сокращениям и условным обозначениям;
  • перечень документов, которые используют совместно с данным документом;
  • перечень документов, аннулируемых в связи с изданием данного документа (при наличии);
  • другие сведения (при необходимости, по усмотрению разработчика).

[из 7.3.7.1 ГОСТ 18675—2012]

7.3.7.2 В разделе «Лист регистрации изменений» приводят регистрационные данные о документе, перечисляют все его структурные элементы, которые подвергались изменениям, с указанием оснований для их изменения. Раздел выполняют по форме, приведенной на рисунке 5 [из 7.3.7.2 ГОСТ 18675—2012]

7.3.7.3 В раздел «Общие сведения об изделии» включают (здесь и далее — применительно к ВС):

  • наименование, обозначение (шифр) ВС, типовая конструкция которого принята за основу при разработке документа;
  • общую характеристику ВС как технического объекта и его основные технические данные;
  • общее описание ВС и его систем с необходимыми иллюстрациями, назначение ВС, конструктивные особенности, описание силовой установки, системного и функционального оборудования;
  • указания общего характера, необходимые для обслуживания ВС, включая меры безопасности;
  • особые или присущие только данному ВС указания, необходимые для обеспечения безопасности и подготовки ВС к выполнению обслуживания;
  • указания по применению таких устройств, как предохранительные чеки и замки, предохранительные распорки и т.д., указания по снятию и установке предохранительных крышек, пробок, заглушек и т.д.;
  • информацию о документации, необходимой для обслуживания ВС: перечни применимых документов, справочники, систему кодирования документов, указания по обращению и обновлению документации по летной и технической эксплуатации ВС;
  • сведения по условиям и режимам, предусмотренным установленной для ВС типовой моделью эксплуатации (климатические условия, варианты базирования, диапазоны допустимых режимов применения, с выделением особых (предельно допустимых) условий и режимов и накладываемых на них ограничений);
  • сведения по видам возможных опасных последствий для здоровья человека или окружающей среды при технической эксплуатации ВС.

Указания по общим мерам безопасности излагают в виде общих правил, которые (в соответствии с особенностями конструкции и эксплуатации АТ, а также действующими положениями) необходимо соблюдать, чтобы обеспечить безопасное для людей и окружающей среды обслуживание ВС.

Меры безопасности внутри раздела группируют по темам (меры пожарной, экологической безопасности, взрывобезопасности, защиты исполнителей от вредного воздействия токсичных веществ, шумов, источников энергии сверхвысокой частоты, предупреждения травмирования при работах на высоте и во внутренних отсеках ВС, при работающих двигателях и т.д.).

  • другие необходимые сведения, имеющие общий характер для всех разделов РЭ.

[из 7.3.7.3 ГОСТ 18675—2012]

7.3.7.4 В разделе «Ограничения летной годности» приводят сроки обязательной замены конструктивных элементов (СЧ, узлов, деталей), интервалы между осмотрами элементов конструкции планера, необходимые для выявления возможных усталостных повреждений и соответствующие процедуры осмотров, а также другие сведения по ограничениям летной годности, определенные в процессе сертификации типовой конструкции ВС.

Раздел разрабатывается в соответствии с требованиями действующих норм летной годности (авиационных правил) и подлежит одобрению (утверждению) уполномоченным органом государства—разработчика в области сертификации типовой конструкции [из 7.3.7.4 ГОСТ 18675—2012]

7.3.7.5 Раздел «Плановое и неплановое техническое обслуживание» разбивают на следующие подразделы:

  • «Ресурсы и сроки службы»;
  • «Состав работ по техническому обслуживанию».

Для ВС гражданского назначения раздел разрабатывается с учетом требований действующих норм летной годности (авиационных правил) и подлежит одобрению (утверждению) уполномоченным органом государства—разработчика в области сертификации типовой конструкции.

В подразделе «Ресурсы и сроки службы» приводят данные об объектах обслуживания (СЧ ВС и комплектующих изделиях), имеющих установленные ограничения по ресурсам (срокам службы), подлежащих по их истечению обязательной замене. В подразделе также указывают сведения о периодичности выполнения установленных капитальных ремонтов для СЧ ВС и комплектующих изделий, рекомендованные разработчиком.

Подраздел выполняют в виде таблицы. В графах таблицы по каждому перечисляемому объекту рекомендуется указывать:

  • обозначение изделия;
  • наименование изделия;
  • дополнительный идентификатор (указывается по усмотрению разработчика);
  • общее количество установленных на ВС экземпляров изделия;
  • категорию изделия;
  • периодичность замены (ресурс, срок службы) или периодичность выполнения капитального ремонта изделия;
  • ссылочные данные на позиции КДЭ, содержащие необходимые сведения для заказа (указываются при необходимости или по требованию заказчика);
  • применяемость — ограничения по заводским (серийным) номерам или указание «Все»;
  • другие дополнительные сведения.

Примечание — Значения кода категории изделия: 1 — критические части (особо ответственные СЧ); 2 — прочие изделия с ограничениями по применению. Значение кода категории можно не включать в таблицу, если по каждой категории оформляются отдельные таблицы.

Пример выполнения формы подраздела приведен на рисунке Д.6 приложения Д.

В подразделе «Состав работ по техническому обслуживанию» приводят определение каждой формы технического обслуживания (вида подготовки), перечень рекомендованных разработчиком проверок и осмотров при плановом и неплановом техническом обслуживании.

Разработка перечня работ по техническому обслуживанию должна строиться на основе принятой у заказчика системы эксплуатации (для государственной авиации). Для АТ гражданской авиации систему эксплуатации устанавливает разработчик.

Подраздел «Состав работ по техническому обслуживанию» выполняют:

  • для АТ, предназначенной для государственной авиации — в виде документа «Регламент технического обслуживания» согласно 7.4. По согласованию с заказчиком (эксплуатантом) допускается выпускать объединенный документ и включать РО в состав РЭ. В этом случае рекомендуется оформлять подраздел в виде отдельной книги (части) в составе РЭ;
  • для АТ, предназначенной для гражданской авиации — в виде документа «Информация для планирования технического обслуживания» согласно 7.5. По решению разработчика (согласованному с эксплуатантом) допускается выпускать объединенный документ и включать ИПТО в состав РЭ. В этом случае рекомендуется оформлять подраздел в виде отдельной книги (части) в составе РЭ.

[из 7.3.7.5 ГОСТ 18675—2012]

7.3.7.6 В разделе «Размеры, площади и зоны» излагают:

  • общие указания;
  • данные по координатным осям, характеристики площадей и размеров ВС и его СЧ в различных проекциях;
  • схемы зонирования и размещения возле ВС средств ТО при выполнении работ по технической эксплуатации;
  • общий порядок обеспечения доступа к СЧ ВС для выполнения работ, перечень и характеристики средств доступа (стремянки, лестницы, стапели и т.п.), схемы расположения на ВС люков для доступа с указанием габаритов, массы и типов закрепления их крышек (панелей);
  • сведения по страховочным приспособлениям для исполнителей работ на высоте (пояса, тросы и т.п.) со схемой расположения на ВС точек их закрепления;
  • меры безопасности при использовании средств доступа и работе на высоте;
  • порядок применения средств доступа, снятия и установки крышек люков для доступа;
  • другие необходимые сведения.

[из 7.3.7.6 ГОСТ 18675—2012]

7.3.7.7 В разделе «Установка на подъемники, транспортирование и аварийная эвакуация» приводят указания и процедуры по подъему ВС с использованием подъемников, в том числе:

  • применяемые виды подъемных операций, комплектацию и основные характеристики штатных средств для подъема ВС (подъемников, пультов управления подъемниками, подставок под хвостовую часть фюзеляжа и т.д.), схемы установки ВС на подъемники;
  • другие общие указания по организации подъемных операций;
  • указания и (или) ограничения по условиям выполнения подъемных операций (по скорости ветра, температуре воздуха, освещению, чистоте поверхности под подъемниками, допустимым углам продольного и поперечного наклонов при нивелировке ВС и т.д.);
  • требования по продолжительности и трудоемкости различных видов подъемных операций;
  • требования к составу и квалификации исполнителей;
  • меры безопасности при проведении подъемных операций;
  • порядок выполнения подъемных операций;
  • другие необходимые технологические сведения.

В данном разделе также излагают сведения, необходимые для организации и осуществления каждого из установленных способов транспортирования ВС, в том числе — при эвакуации с мест вынужденной посадки:

  • характеристику способов транспортирования различными видами транспорта, указания и (или) ограничения в их применении по дальности, располагаемым срокам, требуемой степени разборки ВС на СЧ и т.п.;
  • транспортные характеристики ВС (масса, габариты, положение центра тяжести СЧ ВС и т.п.);
  • общие указания по организации транспортирования и меры безопасности;
  • характеристики применяемых транспортных средств;
  • сведения по буксировке ВС и эвакуации;
  • общие требования к ВС, подлежащему транспортированию и порядок подготовки к транспортированию, особенности и правила выполнения перевозок различными видами транспорта (воздушным, железнодорожным, автомобильным, водным), с указанием:
    1. схемы разборки ВС и размещения его СЧ (например, в грузовой кабине транспортного ВС, на железнодорожной платформе или в железнодорожном вагоне, на автомобилях и водном транспорте), а также способы и схемы крепления СЧ ВС для их перевозки различными видами транспорта;
    2. порядка погрузки и выгрузки СЧ ВС и меры предосторожности;
    3. продолжительности, трудоемкости работ при транспортировании (подготовительных (разборочных), погрузочно—разгрузочных и сборочных), требуемых состава и квалификации специалистов для проведения этих работ;
    4. необходимых материалов, инструментов и принадлежностей для выполнения работ;
    5. других необходимых технологических сведений.

Технологические указания по выполнению конкретных работ при выполнении подъемных операций и при транспортировании оформляют в виде технологических карт. По разборочно—сборочным работам приводят необходимые ссылки на имеющиеся технологические карты операций текущего ремонта [из 7.3.7.7 ГОСТ 18675—2012]

7.3.7.8 В разделе «Нивелировка и взвешивание» приводят:

  • общие сведения, указания и (или) ограничения по массе, загрузке, центровке, статической устойчивости, точности нивелировки ВС;
  • перечень установленных на ВС компонентов, предназначенных для регистрации, хранения или вычисления данных о массе и балансировке;
  • допустимые пределы расхождений между физической записью массы, расчетной массой и специальными записями ВС;
  • общие сведения, указания и (или) ограничения по массе, загрузке, центровке, статической устойчивости, допустимым отклонениям в нивелировке ВС и основных агрегатов планера;
  • диаграмму диапазона центровки и схемы размещения оборудования (при необходимости);
  • влияние сброса или приема грузов на центровку;
  • общие сведения, указания и (или) ограничения по порядку выполнения операций нивелировки и взвешивания.

Технологические указания по выполнению нивелировки и взвешивания ВС оформляют в виде технологических карт [из 7.3.7.8 ГОСТ 18675—2012]

7.3.7.9 В разделе «Буксировка и руление» излагают:

  • общие указания;
  • применяемые способы буксировки, в том числе — при нахождении ВС вне твердых покрытий (например, после аварийной посадки с выкатыванием за пределы взлетно—посадочной полосы);
  • перечень и основные характеристики штатных буксировочных средств (водил, тросовых комплектов и т.д.), схемы подсоединения буксировочных средств;
  • перечень разрешенных к применению буксировщиков со сведениями по ограничениям в их применении;
  • другие общие указания по организации буксировки ВС;
  • указания и (или) ограничения по условиям буксировки (по скорости буксировки, допустимой твердости грунта, высоте снежного покрова, углам поворота передней стойки шасси, радиусам разворота и т.д.);
  • требования к составу и квалификации исполнителей;
  • меры безопасности при буксировке и рулении (например, схемы опасных зон газовой струи на выходе двигателя, опасных зон облучения энергией сверхвысокой частоты и т.д.);
  • порядок выполнения буксировки и руления;
  • другие необходимые технологические сведения.

Технологические указания по выполнению каждого способа буксировки оформляют в виде технологических карт.

Примечание — В настоящем подпункте под рулением понимают действия технического персонала по управлению разворотом передней стойки шасси и торможением ВС при буксировке.

Следует предусматривать включение иллюстраций, показывающих расположение узлов крепления, радиусов разворота и т.д. [из 7.3.7.9 ГОСТ 18675—2012]

7.3.7.10 В разделе «Стоянка, швартовка и хранение» излагают:

  • общие указания по организации стоянки и швартовки ВС, в т.ч. меры безопасности применительно к организации и выполнению стоянки, швартовки и хранения;
  • схемы и описание типовой организации стоянки ВС, как открытой, так и в ангарах (укрытиях, обвалованиях), с указанием типового оборудования стоянки, схемы ее разметки, допусков и ограничений по условиям стоянки (по минимальным размерам ангаров (укрытий, обвалований), расстояниям между ВС при групповой стоянке, качеству наземного покрытия и т.д.);
  • перечень и основные характеристики штатных средств удержания и швартовки (колодок, тросов и т.д.), схемы и условия их установки (например, необходимость установки дополнительных средств при определенной скорости ветра), а также установки и использования специального оборудования для наземного обслуживания при швартовке (например, установка швартовочных колец);
  • требования по заземлению ВС со схемой заземления;
  • описание штатных комплектов для зачехления и (или) других средств защиты от посторонних предметов и гнездования птиц, с указаниями и (или) ограничениями по условиям их применения (в зависимости от времени года, температуры наружного воздуха, наличия осадков, планируемой продолжительности содержания ВС на открытой стоянке и т.д.), схемами установки заглушек и зачехления ВС;
  • данные по продолжительности и трудоемкости работ, требуемых средствам доступа для их выполнения, и требования к составу и квалификации исполнителей;
  • данные по подготовке к хранению и подготовке к эксплуатации после хранения (например, нанесение и удаление ингибирующих составов, слив и (или) заполнение систем жидкостями, заземление), установке защитных заглушек и т.д.;
  • данные (в т.ч. нормативы времени) по выполнению регулярного ТО при хранении, такого как вращение колес, проверка давления, запуск двигателя и т.д.;
  • работы по очистке от пыли, грязи, снега;
  • проверку функционирования (работоспособности) и регулировочно—настроечные работы;
  • планово—предупредительные работы (замена смазок, жидкостей в системах, защитных покрытий, упаковок и т.д.);

Указания по хранению приводят в соответствии с ГОСТ 2.601 (раздел 5). Технологические указания оформляют в виде технологических карт.

Когда это целесообразно, в тексте приводят иллюстрации, которые должны показывать, например, расположения точек фиксации и швартовки, а также любые средства управления, используемые при стоянке/швартовке и хранении [из 7.3.7.10 ГОСТ 18675—2012]

7.3.7.11 В разделе «Надписи и трафареты» излагают:

  • геометрические и цветовые схемы окраски и маркировки внешних поверхностей планера ВС;
  • сведения по видам надписей и трафаретов, наносимых на внешние и внутренние элементы конструкции ВС, их содержанию, формам, размерам, цветам, способам нанесения, со схемами их расположения на ВС;
  • сведения по трафаретам, маркировочным надписям, самоподсвечивающимся надписям и т.д., необходимым для внутренней общей и аварийной информации, инструкций, предостережений, предупреждений и т.д.;
  • другие общие указания по содержанию надписей и трафаретов;
  • меры безопасности при окраске внешних поверхностей планера ВС, нанесении надписей и трафаретов;
  • требования к составу и квалификации исполнителей;
  • данные по продолжительности и трудоемкости работ, требуемым средствам ТО, инструментам, принадлежностям и материалам;
  • порядок выполнения работ;
  • другие необходимые технологические сведения.

Все трафареты, бирки и т.д. следует включать в КДЭ, при этом каталог должен содержать их иллюстрации и данные о месте установки.

В РЭ должны быть указаны местоположения каждого трафарета, бирки, маркировки, самоподсвечивающейся надписи и т.д., необходимые для информации по технике безопасности и для информации по техническому обслуживанию [из 7.3.7.11 ГОСТ 18675—2012]

7.3.7.12 В разделе «Наземное обслуживание» излагают информацию, необходимую для выполнения различных видов вспомогательного (технологического) обслуживания при подготовке ВС к полету, приводят перечни СНО общего и специального применения (в том числе оборудование для обслуживания гидросамолетов на плаву).

Информация для выполнения различных видов подготовок ВС к полетам и технического обслуживания содержит:

  • схемы расположения точек обслуживания;
  • площади, на которые запрещается ступать ногами;
  • подходы, ведущие к каждому баку в крыле и фюзеляже;
  • особенности обслуживания агрегатов, расположенных в труднодоступных местах;
  • особенности обслуживания в различных климатических условиях;
  • использование внешнего наземного электропитания, точки подключения и требования по стабильности (при необходимости);
  • использование внешней системы кондиционирования воздуха, точки подключения;
  • способы и порядок слива рабочих жидкостей и газов, схемы расположения точек слива;
  • способы и порядок заправки топливом, маслом, гидравлическими смесями и специальными жидкостями, водой и др.;

Примечания:

  1. При описании баков указывают:
    • сведения о емкости баков, сортах и марках топлива, масла, жидкостей и других материалов и их заменителях. Сведения о сортах и марках группируют на одной странице;
    • запасы (для каждого топливного бака) на расширение, общие несливаемые и используемые объемы (при необходимости). Для масел указывают допуск на расширение;
    • меры предосторожности при обслуживании топливных баков (способы заземления и предохранения от возникновения пожара).
  2. Информацию рекомендуется оформлять в виде таблиц и схем.
    • очистку и мойку, а также другое обслуживание, не выполняемое в ходе периодических работ и подготовок (например, наружную и внутреннюю очистку, удаление льда и снега с ВС на стоянке и т.д.).

Изложение содержания раздела должно быть кратким и охватывать системы, на которых проводят работы по подготовке ВС к полетам.

Информацию о СНО специального применения для обслуживания ВС и его систем излагают согласно правилам изложения тематических разделов (см. 7.3.9).

В приложении к информации о наземном оборудовании приводят полные перечни СНО специального применения, комплектов инструмента, наземных средств контроля и рекомендуемых СНО общего применения для обслуживания ВС и дают ссылку на КС. При необходимости информацию о нестандартном наземном оборудовании брошюруют в отдельную папку [из 7.3.7.12 ГОСТ 18675—2012]

7.3.7.13 В разделе «Загрузка и разгрузка» приводят процедуры и иллюстрации, необходимые для загрузки и разгрузки внутреннего и наружного оборудования и грузов. Также в разделе приводят информацию о необходимом наземном оборудовании и специальных инструментах. Должны быть даны перекрестные ссылки на соответствующие системы для информации об узлах крепления, пилонах и держателях, установленных на ВС. Приводят:

  • специальные требования и (или) ссылки на нормативные документы, устанавливающие требования к грузам, перевозимым воздушным транспортом;
  • примеры способов погрузки и выгрузки, схему внутреннего размещения, нагрузки на пол, местоположение и прочность точек швартовки груза, методы укладки и крепления, вместимость и размеры отсеков и люков;
  • перечень устанавливаемого оборудования, а также держателей/переходных устройств, на которых оно устанавливается;
  • процедуры загрузки и выгрузки для внутреннего и внешнего оборудования;
  • контрольные карты для погрузки и выгрузки внутреннего и внешнего оборудования;
  • процедуры комплексной подготовки к повторному вылету и контрольные карты процедур.

Примечание — В РЭ для ВС государственной авиации военного назначения данный раздел разрабатывается в виде подраздела соответствующих разделов, например, 001, 121—123, 132, 135 (см. приложение Б) [из 7.3.7.13 ГОСТ 18675—2012]

7.3.7.14 В разделе «Информация для экипажа» приводят специфическую информацию, необходимую экипажу для выполнения всех задач по прямому назначению ВС [из 7.3.7.14 ГОСТ 18675—2012]

7.3.7.15 В разделе «Смена вариантов применения» приводят указания, необходимые для изменения варианта применения (целевого назначения) ВС [из 7.3.7.15 ГОСТ 18675—2012]

7.3.7.16 В разделе «Анализ и снижение уровня шума и вибрации» приводят необходимую информацию, позволяющую эксплуатирующему персоналу контролировать и проводить диагностику уровней вибрации и шума с целью обнаружения нарушения балансировки, повреждения или несоосности в компонентах ВС, а именно:

  • данные о компонентах, которые служат в качестве средств автоматического контроля;
  • инструкции, необходимые для контроля, измерения, диагностики и нахождения источников вибрации в динамических компонентах и элементах конструкции ВС;
  • инструкции, необходимые для контроля, измерения, диагностики и нахождения источников шума в динамических компонентах и элементах конструкции ВС;
  • данные об элементах, которые обеспечивают подачу энергии от источников в систему и служат в качестве физического фактора снижения вибрации (например, исполнительные механизмы, регулирующие клапаны, двигатели, трубопроводы и т.д.);
  • данные о датчиках, служащих для определения уровня вибрации и передающих информацию в систему регулирования (и (или) вычислительную систему) или систему индикации. Включает в себя данные о таких элементах, как акселерометры и т.п.;
  • данные о компонентах, используемые для обработки данных из источников, используемых для включения и управления системами демпфирования. Включает данные о таких элементах, как вычислители, переключатели и т.д.;
  • данные о компонентах ВС, которые обеспечивают пассивное демпфирование вибрации (например, поглотители вибрации, амортизирующие подвески и т.д.).

[из 7.3.7.16 ГОСТ 18675—2012]

7.3.7.17 В разделе «Стандартизованные технологические процессы» излагают методики и инструкции по применению средств неразрушающего контроля, выполнению процессов окраски, очистки, промывки, снятия и нанесения покрытий, затяжки и контровки болтов, гаек, фитингов соединений и другие сведения в объеме, необходимом для их квалифицированного выполнения при ТО и текущем ремонте.

Раздел оформляют в соответствии с 8.4 в объеме, соответствующем потребностям ТО и текущего ремонта. По согласованию с заказчиком раздел оформляют в виде РСТ или отдельной книги в составе РЭ [из 7.3.7.17 ГОСТ 18675—2012]

7.3.8 Каждый тематический раздел должен соответствовать системе, подраздел — подсистеме, пункт — субподсистеме (или отдельному изделию из состава подсистемы).

По усмотрению разработчика ВС допускается формировать, оформлять и издавать отдельные тематические части РЭ в виде книг, содержащих сведения определенного технического направления, например:

При выпуске РЭ несколькими книгами указания по общим мерам безопасности повторяют во всех книгах [из 7.3.8 ГОСТ 18675—2012]

7.3.9 В тематических разделах описание сопровождают достаточным количеством иллюстративного материала. В случаях, обусловленных потребностями организации технической эксплуатации, в описание включают необходимые формулы и расчеты. При необходимости более подробного разъяснения работы (принципов, критериев, алгоритмов решения задач и т.п.) приводят соответствующие блок—схемы и другие дополнительные материалы.

В тематических разделах должна быть представлена необходимая технологическая информация о выполнении всех видов работ в процессе технической эксплуатации, относящаяся как к ВС в целом, так и к его СЧ и комплектующим изделиям, а также сведения по утилизации.

В разделах материал группируют по темам в соответствии с логикой изложения. Сведения, имеющиеся в предыдущих разделах, не повторяют, а дают на них ссылки [из 7.3.9 ГОСТ 18675—2012]

7.3.10 Содержание тематических разделов излагают по темам в следующем рекомендуемом порядке:

  • Назначение;
  • Технические характеристики;
  • Состав и размещение;
  • Описание устройства и принципа действия;
  • Технология обслуживания;
  • Правила хранения;
  • Транспортирование;
  • Утилизация.

Темы в тексте не нумеруют, определяя их в ОМД с помощью информационного кода. Присвоение информационного кода — согласно 6.3.3.5 [из 7.3.10 ГОСТ 18675—2012]

7.3.10.1 В теме «Назначение» приводят наименование, обозначение, назначение, область применения, параметры, характеризующие условия эксплуатации рассматриваемого объекта (системы, подсистемы, субподсистемы, изделия) [из 7.3.10.1 ГОСТ 18675—2012]

7.3.10.2 В теме «Технические характеристики» приводят технические данные, основные параметры и характеристики свойств рассматриваемого объекта, необходимые для изучения и правильной его технической эксплуатации на всех режимах применения и в различных (в том числе в особых) условиях эксплуатации. При изложении сведений о контролируемых (измеряемых) параметрах необходимо указывать наименование параметра, номинальное значение и допуск (доверительный интервал), применяемое средство измерений [из 7.3.10.2 ГОСТ 18675—2012]

7.3.10.3 В теме «Состав и размещение» приводят схему деления рассматриваемого объекта на СЧ (для системы — на подсистемы, для подсистемы — на субподсистемы и отдельные изделия, для субподсистемы — на комплектующие изделия, для изделий — на детали и сборочные единицы), их наименования, обозначения и места расположения. Здесь же, при необходимости, указывают общие отличия конструкции различных модификаций объекта от базового варианта и друг от друга и особенности их комплектации [из 7.3.10.3 ГОСТ 18675—2012]

7.3.10.4 В теме «Описание устройства и принципа действия» приводят:

  • сведения об устройстве, принципе действия и режимах работы рассматриваемого объекта, его взаимодействии с другими СЧ ВС;
  • математическое описание режимов боевого применения изделия, описание алгоритмов (блок—схемы программ);

Примечание — По требованию заказчика приводят:

  • особенности работы в различных климатических условиях и после длительного хранения;
  • диапазоны режимов эксплуатации;
  • сведения об опасных факторах воздействия на людей и окружающую среду при работе, о конструктивных средствах и технологических приемах защиты от их действия.

Тему «Описание устройства и принципа действия» по усмотрению разработчика допускается выполнять в виде отдельных подтем «Описание устройства» и «Описание принципа действия».

Для РЭ, составляемых на ПИ, наличие всех вышеуказанных тем не обязательно [из 7.3.10.4 ГОСТ 18675—2012]

7.3.10.5 В теме «Технология обслуживания» целесообразно выделять следующие подтемы:

  • «Общие указания»;
  • «Общие меры безопасности»;
  • «Технология технического обслуживания»;
  • «Поиск и устранение отказов»;
  • «Техническое освидетельствование» (применительно к баллонам высокого давления).

В подтеме «Общие указания» приводят:

  • особенности ТО в зависимости от этапов эксплуатации (использование по назначению, хранение, транспортирование и т.д.) и условий эксплуатации (климатические, временные и т.д.);
  • требования по общей продолжительности, трудоемкости работ;
  • общие требования к составу и квалификации обслуживающего персонала;
  • другие общие указания по организации ТО.

Подтему «Общие меры безопасности» излагают применительно к организации и выполнению операций ТО конкретной системы.

В подтеме «Технология технического обслуживания» приводят:

  • содержание работ с указанием требуемых средств ТО, запасных частей, инструмента, принадлежностей и расходуемых материалов;
  • трудоемкость выполнения работ;
  • требуемые количество и квалификацию специалистов для проведения этих работ, продолжительность работы каждого специалиста;
  • коды зон обслуживания и эксплуатационных люков;
  • указания по предварительным операциям, обеспечению доступа, подсоединению и отсоединению оборудования и источников энергии, использованию необходимых средств ТО;
  • указания по взаимной последовательности, маршрутам и объемам выполняемых операций и технические требования по оценке результатов выполняемых операций;
  • общие указания по порядку применения методов неразрушающего контроля элементов конструкции ВС (со ссылками на содержание раздела «Стандартизованные технологические процессы», где даны подробные указания);
  • процедуры выполнения операций по поиску и устранению (локализации) отказов и повреждений, назначения работ ТО по результатам проверки соответствия техническим требованиям (со ссылками на содержание подтемы «Поиск и устранение отказов», где даны подробные указания);
  • процедуры выполнения операций ТО, связанных с заменой расходных деталей и материалов (например, колес и тормозных дисков шасси, смазок и пр.), заправкой и зарядкой агрегатов специальными жидкостями и газами, промывкой, чисткой и т.п., в зависимости от условий эксплуатации и результатов осмотров и проверок;
  • процедуры снятия с ВС СЧ и комплектующих изделий для замены или лабораторного контроля и установки их на ВС (демонтажа и монтажа);
  • процедуры разборки и сборки СЧ и комплектующих изделий (в объеме, предусмотренном плановым ТО);
  • процедуры проведения параметрического контроля, диагностики и прогнозирования технического состояния СЧ и комплектующих изделий ВС с применением наземных средств контроля, как на борту ВС, так и в снятом состоянии (при лабораторном контроле).

Примечание — Для проведения параметрического контроля указывают:

  • номенклатуру контролируемых изделий, видов и периодичности их контроля;
  • схемы подключения, порядок и условия подготовки к работе, получения и анализа данных от бортовых, наземно—бортовых и наземных средств контроля;
  • алгоритмы сравнительной оценки параметров технического состояния и прогнозирования состояния систем и комплектующих изделий, значений, в пределах которых должны быть контролируемые параметры;
  • процедуры, необходимые для регулировки, настройки, калибровки и юстировки систем и (или) изделий для получения необходимых рабочих характеристик (в пределах допускаемых отклонений);
  • порядок завершения ТО, выполнения завершающих проверок и испытаний (контрольных опробований, облетов);
  • перечни применяемых наземных средств контроля, СНО и инструмента для технического обслуживания описываемой системы ВС. Допускается приводить сводные перечни для эксплуатации ВС в приложении к РЭ;
  • другие необходимые технологические указания.

В подтеме «Поиск и устранение отказов» помещают сведения по технологии поиска и устранения отказов и повреждений. По решению разработчика подтема может быть оформлена в виде самостоятельного документа — РПО. Для изделий АТ государственной авиации это решение должно быть согласовано с заказчиком. При изложении материала в составе РЭ — требования согласно [из 7.3.10.5 ГОСТ 18675—2012]

7.3.10.8 В теме «Утилизация» приводят правила утилизации, используемые для этих целей приспособления и инструмент, а также рекомендации по соблюдению мер безопасности при проведении работ [из 7.3.10.8 ГОСТ 18675—2012]

7.3.11 При описании сложного объекта, разделяемого на СЧ, подробные сведения о СЧ не приводят, и раскрывать следует только следующие вопросы: что представляют собой СЧ объекта, какие функции они выполняют, какие имеют функциональные взаимосвязи, где расположены и как управляется объект в целом. Детально раскрывают описание тех объектов, которые не подлежат дальнейшему структурно—функциональному делению, то есть комплектующих изделий [из 7.3.11 ГОСТ 18675—2012]

Технологические указания по выполнению каждой отдельной работы по техническому обслуживанию оформляют в виде технологических карт в соответствии с 7.3.13 [из 7.3.12 ГОСТ 18675—2012]

7.3.13 Технологическая карта, в общем случае, должна содержать законченную технологическую процедуру, изложенную в полной совокупности составляющих операций и логической последовательности переходов между ними, иллюстрации, поясняющие работу, регулировку, настройку, порядок проверки характеристик, разборку и сборку узлов, а также приемы выполнения сложных операций.

Для обеспечения наглядности и детализации изложения, текстовую часть описания технологии сопровождают необходимым количеством иллюстративного материала (в виде рисунков, схем, графиков и др.). Иллюстрации располагают по тексту карты или на отдельных листах (как правило, при выполнении иллюстраций на листах увеличенного формата). Выполнение иллюстраций — согласно 6.5.3.

В технологической карте приводят специфические (относящиеся к данной конкретной работе) меры безопасности, трудоемкость ее выполнения, данные о количестве и квалификации исполнителей работы, требуемых средствах ТО и ремонта, технологическом оборудовании, инструменте и принадлежностях, расходуемых и вспомогательных материалах.

Примечание — При указании применяемых средств ТО и ремонта, оборудования, инструмента, принадлежностей и материалов дают ссылки на соответствующие позиции каталогов (КС, КМ).

Технологические карты рекомендуется оформлять в соответствии с [1]. Пример оформления технологической карты приведен на рисунке Д.7 приложения Д [из 7.3.13 ГОСТ 18675—2012]

В приложениях к РЭ приводят необходимые для изучения ВС и правил его технической эксплуатации инструкции, справочные, методические и другие материалы, которые по усмотрению разработчика целесообразно вынести за пределы основного изложения. Такими материалами могут быть, например, различные алгоритмы, блок—схемы и др.

Приложения следует оформлять в соответствии с исполнением РЭ [из 7.3.14 ГОСТ 18675—2012]