(4.1.2) Требования к численности и квалификации персонала системы и режиму его работы

Смотрите:
4.1.2.1 Требования к численности персонала
4.1.2.2 Требования к квалификации персонала
4.1.2.3 Требования к режимам работы персонала
4.1.2.4 Роли и категории персонала

Требования к численности и квалификации персонала системы и режиму его работы - пункт технического задания на автоматизированную систему, разрабатываемого согласно ГОСТ 34.602. Как элемент иерархической структуры техзадания может быть представлен так: Требования к системе (разд. 4) ⇨ ...в целом (подр. 4.1) ⇨ ...к численности и квалификации персонала системы и режиму его работы (п. 4.1.2). Чем же заполнять данный пункт? Редакция от 06.01.2022.

Создан 29.03.2018 9:24:33

- Требования к численности и квалификации персонала системы и режиму его работы

Из толкового словаря

ЧИСЛЕННОСТЬ, численности, мн. нет, жен. (книжн.). Количественный размер, численный состав. «С развитием капитализма в России быстро росла численность промышленного пролетариата.» История ВКП(б). Численность населения. Численность войска.

О численности и квалификации применительно к жизненным реалиям

Президент РФ во вполне обозримом прошлом четко обозначил метод цифровизации экономики как одну из возможностей повышения эффективности, производительности, результативности, - всего хорошего, а также снижения уровня бюрократизации, коррупции и пр. (всего плохого). Смотрим перечисления 1 и 3 1.1.2 ГОСТ 24.104-85 и делаем выводы - Президент прав. Проблема численности актуальна во все времена.

Численность «эффективных менеджеров» следует снижать самым жесточайшим образом, что однозначно обеспечит повышение качества управления. А лучше вообще сбрасывать их в ущелье Кеадас сразу после рождения, как это делалось в Спарте 😮

В чем их вина? А в том, что они преследуют «извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности», причем любым путем, шагая по головам, желая выжать побыстрее и побольше, а дальше - хоть трава не расти. Таких еще принято называть «успешными».

В чем их беда? Они отравлены управленческим образованием «прозападного облегченного полевого образца» типа МВА. Они уже не русские, не татары, не евреи, они - тупые бездушные манекены, им наплевать на все и на вся ради собственного кармана.

Управленческое образование должно быть ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ВТОРЫМ высшим, дополнением к первому ВЫСШЕМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ, поскольку публика, не имеющая толкового базового образования, губит все благие начинания на корню.

Свиноводством должен управлять свиновод, получивший ПЕРВЫМ ВЫСШЕЕ СВИНОВОДЧЕСКОЕ образование, и только второе высшее - в части управления, медициной - только врач, космосом - только космонавт. Достаточно уже волюнтаризма, «голых» или «чистых» управленцев-образованцев к управлению допускать категорически нельзя, если, конечно, сверху не поставлена задача по-быстрому превратить все в руины.

Приятным исключением является генерал Шойгу, сумевший, обладая всего лишь дипломом инженера-строителя, с нуля поднять МЧС и держать на должном уровне Минобороны РФ. Был еще и генерал Ромодановский, по первому образованию врач-патологоанатом, великолепно руливший Федеральной миграционной службой, но «эффективные менеджеры» ее загубили, переподчинив МВД. И снова только в одной Москве «беженцев» уж точно не меньше, чем в целой Европе.

О цифровой экономике упоминалось и на нашем портале, в частности, в п. 6.3.3 книги Автоматизация разработки технической документации с применением AuthorIT. Учебное пособие (в конце 2006 г.), а также здесь и здесь. Только формулировочка была иная, в виде призыва «решать организационные проблемы техническим путем». Да видит Бог, кто-то из кремлевских спичрайтеров или сотрудников аналитических служб аппарата Президента периодически изучает наш скромный ресурс... Им даже не потребовалось, чтобы САМ Швыдкой одобрил создание и деятельность группировки «Техническая документация» 🤣

Авторы картинки, цельнотянутой из сети (наши извинения, сами рисовать не обучены), правы в самом главном: цифровая экономика - это новое регулирование, замена части бюрократического аппарата, создающего организационную и управленческую неразбериху как благодатную почву для коррупции, техническими средствами, включая цифровые. Цифровые технологии трудно коррумпировать, разве что скупить на корню всех админов 😮 Но непонятка пока, как быть с электронной цифровой подписью и защищенными информационно-телекоммуникационными сетями в масштабе всей страны.

Но к делу. Помимо требований, ожидающих формулировки в ТЗ, есть еще и проектные решения, которые должны этим требованиям соответствовать. В частности, в документах «Пояснительные записки к эскизному, техническому проектам» (П1 и П2 по ГОСТ 34.201-89) есть решения по численности, квалификации и функциям персонала АС, режимам его работы, порядку взаимодействия, см. перечисление 4 2.2.4 РД 50-34.698-90. В требованиях функции персонала и порядок его взаимодействия не упоминаются, поэтому придется создать их в ТЗ самостоятельно.

4.1.2.1 Требования к численности персонала

- Требования к численности персонала

Итак, вводное общее требование - Штаты АСУ должны быть укомплектованы персоналом, удовлетворяющим требованиям п. 1.3 [из 4.2 ГОСТ 24.104-85], про АСУ забываем, здесь и далее подразумеваем АС.

Какие-либо общие требования к численности персонала в стандартах не обнаружены, зато есть требования к квалификации (подготовленности), см. 1.3.1 ГОСТ 24.104-85, которые с легкостью необыкновенной можно и нужно адаптировать под численность, как-то так: «Численность персонала АС должна обеспечивать эффективное функционирование системы во всех заданных режимах». Что касается режимов, то речь, конечно, идет как о режимах функционирования системы, так и о режимах работы персонала. Готовим формулировку.

Численность персонала должна обеспечивать:

  • эффективное функционирование системы во всех заданных режимах с учетом параметров готовности и продолжительности ремонта (ну не может система во время ремонта столь же эффективно функционировать, как в штатном режиме);
  • полную занятость персонала при выполнении обязанностей по эксплуатации АС (бездельники и прочий балласт никому не нужны).

Наверное, этого будет предостаточно.

4.1.2.2 Требования к квалификации персонала

- Требования к квалификации персонала

Общие вводные требования у нас уже имеются.

Из толкового словаря

КВАЛИФИКАЦИЯ, квалификации, жен. (спец.).

  1. только ед. Действие по гл. квалифицировать. Заниматься квалификацией труда.
  2. Оценка и обозначение сортов и качеств товара (торг.).
  3. Степень годности к какому-нибудь ремеслу, виду труда, исполнительского искусства. Переводчик большой квалификации (или с большой квалификацией). Иметь высшую квалификацию.

Общественное признание, удостоверение той или иной степени этой годности (офиц.). Добиться квалификации. А квалификация у вас есть? Квалификация вагоновожатого.

Требования стандартов

Квалификация персонала АСУ должна обеспечивать эффективное функционирование системы во всех заданных режимах [из 1.3.1 ГОСТ 24.104-85].

Каждое лицо, входящее в состав персонала АСУ, должно уметь применять соответствующие информационные модели и работать с используемыми им техническими средствами и документацией, определяющей порядок его деятельности [из 1.3.3 ГОСТ 24.104-85].

Каждое лицо, входящее в состав персонала, должно обладать:

[из 12 прил. 1 ГОСТ 24.104-85].

Далее:
4.1.2.2.1 Требования к подготовке персонала
4.1.2.2.2 Требования к проверке знаний персонала
4.1.2.2.3 Требования к функциям и порядку взаимодействия персонала

4.1.2.2.1 Требования к подготовке персонала

4.1.2.2.1 Требования к подготовке персонала - Персонал АСУ должен быть подготовлен к выполнению своих обязанностей в соответствии с инструкциями организационного обеспечения [из 1.3.2 ГОСТ 24.104-85].

Есть еще и 2.2.5 РД 50-34.698-90, в перечислении 2 которого предусмотрены мероприятия по обучению и проверке квалификации персонала. Необходимо привести их к виду требований.

4.1.2.2.2 Требования к проверке знаний персонала

4.1.2.2.2 Требования к проверке знаний персонала - приводятся требования к порядку:

  • проверки знаний персонала;
  • подтверждения квалификации персонала;
  • допуска его к работе.

4.1.2.2.3 Требования к функциям и порядку взаимодействия персонала

Требования к распределению обязанностей среди персонала, участвующего в функционировании АСУ в режиме реального времени, определяют с учетом требований п. 11 обязательного приложения 1 [из 1.7.3 ГОСТ 24.104-85].

Обязанности между операторами должны быть распределены с учетом:

[из 11 прил. 1 ГОСТ 24.104-85]

4.1.2.3 Требования к режимам работы персонала

- Режим работы персонала

Из толкового словаря

РЕЖИМ

Условия работы, деятельности, существования чего-н. (тех. и науч.). Рабочий режим машины. Растению нужен совсем иной режим. Режим реки. Исследование режима Северного моря. Режим оползней. Ветровой режим.

РАБОТА - Действие по глаг. работать; то, чем кто-н. занят, занятие, труд. Граждане СССР имеют право на труд, то-есть право на получение гарантированной работы с оплатой их труда в соответствии с его количеством и качеством. Конституция СССР. Научная работа. Воспитательная работа. Педагогическая работа. Физическая, умственная работа.

4.1.2.3 Требования к режимам работы персонала определяются Трудовым кодексом (ТК РФ), частью третьей, статьями 56 - 250, рабочее время - статьями 91 - 105.

4.1.2.4 Роли и категории персонала

В настоящее время в моде всяческие ролевые игры между участниками проекта (вплоть до харрасмента 🤣), но все это какое-то ISO'шно-мутное, поэтому приятнее оперировать категориями персонала.

Весь персонал АС, с учетом различий в уровне требований к его квалификации, условно может быть разделен на перечисленные ниже категории:

  • конечные пользователи, применяющие реализуемые АС средства автоматизации и автоматизированные функции в своей деятельности;
  • системные администраторы - персонал АС, в обязанности которого входит решение задач администрирования (изменение общесистемных настроек, ведение справочников и списка пользователей, регулирование прав доступа пользователей к информации и операциям над ней, а также контроль над сохранностью и целостностью информации в базах данных);
  • специалисты технической поддержки;
  • эксплуатационный персонал, обеспечивающий функционирование технических средств АС.

Как-то так...