Из ГОСТ Р 59870-2021 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Цифровой университет. Общие положения

ГОСТ Р 59870-2021 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Цифровой университет. Общие положения. Information and communication technologies in education. Digital university. General regulations. УДК 65.011.56:681.3:006.354 ОКС 35.240.99, 03.100.30. Редакция от 28.10.2022.

1 Область применения ГОСТ Р 59870-2021

Настоящий стандарт устанавливает общие положения применительно к цифровому университету и определяет основополагающие принципы, основные функции и структуру системы цифрового университета как ключевого компонента цифровой научно-образовательной среды.

Общие положения настоящего стандарта применимы на этапах идеи, заказа, проектирования, разработки, внедрения, сопровождения и добровольной сертификации цифровых технологий, баз данных, баз знаний и программно-аппаратных средств, используемых в системе цифрового университета.

Выполнение требований настоящего стандарта является существенным условием для повышения конкурентоспособности научных организаций и инновационного развития высших учебных заведений (университетов, академий, институтов), для обеспечения качества и заинтересованности в процессе обучения в условиях перехода к цифровой экономике.

Настоящий стандарт применим к корпоративным цифровым университетам, создаваемым в организациях, холдингах и корпорациях для развития компетенций и квалификации персонала [из 1 Область применения ГОСТ Р 59870-2021]

2 Нормативные ссылки ГОСТ Р 59870-2021

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

  • ГОСТ Р 53894 Менеджмент знаний. Термины и определения
  • ГОСТ Р 54147 Стратегический и инновационный менеджмент. Термины и определения
  • ГОСТ Р 56713/ISO/IEC/IEEE 15289:2011 Системная и программная инженерия. Содержание информационных продуктов процесса жизненного цикла систем и программного обеспечения (документация)
  • ГОСТ Р 569217/ISO/IEC/IEEE 29119-2:2013 Системная и программная инженерия. Требования программного обеспечения. Часть 2. Процессы тестирования
  • ГОСТ Р 57193 Системная и программная инженерия. Процессы жизненного цикла систем
  • ГОСТ Р 57722 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Система компьютерного менеджмента образовательных организаций высшего образования. Общие положения
  • ГОСТ Р 58539 Информационные технологии. Концепция интероперабельности на основе метамоделей. Часть 1. Основные положения
  • ГОСТ Р ИСО 9001 Системы менеджмента качества. Требования
  • ГОСТ Р ИСО 9241-110 Эргономика взаимодействия человек-система. Часть 110. Принципы организации диалога
  • ГОСТ Р ИСО/МЭК 25010 Информационные технологии. Системная и программная инженерия. Требования и оценка качества систем и программного обеспечения (SQuaRE). Модели качества систем и программных продуктов
  • ГОСТ Р ИСО/МЭК 25040 Информационные технологии. Системная и программная инженерия. Требования и оценка качества систем и программного обеспечения (SQuaRE). Процесс оценки

[из 2 Нормативные ссылки ГОСТ Р 59870-2021]

3 Термины и определения ГОСТ Р 59870-2021

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

Цифровая научно-образовательная среда по ГОСТ Р 59870-2021

Комплекс нормативных правовых, организационных, методических и нормативно-технических документов (стандартов, классификаторов, словарей, справочников, рубрикаторов), обеспечивающий на основе единого архитектурного подхода разработку и функционирование в интегрированной системе управления и информационно-коммуникационной сети взаимодействующих компонентов, предназначенных для эффективного управления активами научно-образовательной сферы и входящими в ее состав организациями, базами данных, базами знаний, информационными и иными ресурсами в целях научно-технологического развития и обеспечения качества и доступности образования на национальном уровне.

Примечания

  1. Цифровая среда подразумевает преимущественное применение сквозных цифровых технологий.
  2. Научно-образовательная направленность цифровой среды подразумевает преимущественное использование технологий искусственного интеллекта для создания баз знаний и применения интеллектуальных систем обучения.

[из 3.1 ГОСТ Р 59870-2021]

Менеджмент по ГОСТ Р 59870-2021

Скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией в соответствии с политикой, миссией, процессами и системами для достижения этих целей.

Примечания

  1. В образовательной организации высшего образования (университет, академия, институт и др.) менеджмент осуществляет высшее руководство (ректор, директор, проректор, заместители директора и др.).
  2. С учетом установленных организацией целей могут быть использованы различные термины: стратегический менеджмент, системный менеджмент; менеджмент качества; менеджмент ресурсов; менеджмент знаний, менеджмент рисков и менеджмент информационной безопасности.

[из 3.2 ГОСТ Р 59870-2021]

Компьютерный менеджмент по ГОСТ Р 59870-2021

Скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией на основе использования взаимосвязанных и взаимодействующих информационных систем и цифровых технологий, обеспечивающих поддержку принятия решений и автоматизацию процессов управления по основным видам деятельности организации [из 3.3 ГОСТ Р 59870-2021]

Руководство цифровым университетом по ГОСТ Р 59870-2021

Скоординированная деятельность высшего руководства образовательной организации, связанная с принятием ответственных решений в области стратегического планирования, организационной структуры, обеспечения ресурсами, реализации основных видов деятельности на основе компьютерного менеджмента [из 3.4 ГОСТ Р 59870-2021]

Управление цифровым университетом по ГОСТ Р 59870-2021

Скоординированная деятельность высшего руководства и руководителей структурных подразделений (управлений, отделов, кафедр, центров, лабораторий) по обеспечению управления организацией на основе компьютерного менеджмента [из 3.5 ГОСТ Р 59870-2021]

Интегрированная система управления цифровым университетом по ГОСТ Р 59870-2021

Система, предназначенная для обеспечения скоординированной деятельности по руководству и управлению организацией или корпоративной структурой в соответствии с направлениями ее деятельности, организационной структурой, взаимосвязанными процессами и ресурсами на основе интеграции и интероперабельности автоматизированных информационных систем и цифровых технологий.

Примечания

  1. Уровень интеграции информационной системы характеризует степень упорядоченности и совместного использования данных и информационных объектов, хранящихся в распределенных базах данных и базах знаний.
  2. Уровень автоматизации информационной системы характеризуется степенью формализации процессов организации и оценки их результативности и эффективности.
  3. Интероперабельность информационных систем характеризуется их способностью к взаимодействию без участия человека и может рассматриваться на организационном, семантическом и техническом уровне.

[из 3.7 ГОСТ Р 59870-2021]

Организационная структура цифрового университета по ГОСТ Р 59870-2021

Распределение ответственности, полномочий и взаимоотношений между работниками организации, а также взаимодействие с другими организациями, реализованных на основе интегрированной системы управления.

Примечание - Организационная структура образовательной организации цифрового университета должна быть определена уставом и локальными нормативными актами с учетом специфики применения компьютерного менеджмента [из 3.8 ГОСТ Р 59870-2021]

Архитектура цифрового университета по ГОСТ Р 59870-2021

Основные понятия и свойства системы цифрового университета, представленные во взаимосвязи с окружающей средой и реализованные в ее подсистемах и компонентах в рамках проекта создания и развития данной системы.

Примечание - Под окружающей средой подразумеваются компоненты цифровой научно-образовательной среды или другие системы цифровых университетов [из 3.9 ГОСТ Р 59870-2021]

Цифровой университет по ГОСТ Р 59870-2021

Инновационная форма организации деятельности университета, основанная на цифровой модели представления и применения физических и виртуальных объектов для обеспечения эффективного менеджмента и управления организацией на основе развития процессов цифровой трансформации по основным направлениям деятельности.

Примечание - Цифровая трансформация является важным компонентом формирования цифрового университета и предопределяет реализацию цифровой стратегии развития, основанной на реинжиниринге процессной модели управления, применении сквозных цифровых технологий, методов менеджмента знаний и на управлении человеческими ресурсами [из 3.10 ГОСТ Р 59870-2021]

Инфраструктура цифрового университета по ГОСТ Р 59870-2021

Совокупность зданий и сооружений, учебных и вспомогательных помещений, мебели, учебной техники и лабораторного оборудования, средств вычислительной техники, информационно-коммуникационных и цифровых технологий, необходимых для эффективного функционирования образовательной организации и качественного освоения учащимися образовательных программ, реализуемых с применением сквозных цифровых технологий и интеграции и интероперабельности применяемых автоматизированных систем для управления физическими и виртуальными объектами инфраструктуры [из 3.11 ГОСТ Р 59870-2021]

Процесс по ГОСТ Р 59870-2021

Совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы.

Примечания

  1. Входами к процессу обычно являются выходы других процессов.
  2. В целях упорядочения процессы могут быть декомпозированы на уровне подпроцессов и операций.
  3. Системное управление взаимосвязанными процессами цифрового университета может рассматриваться как модель архитектуры для реализации процессного подхода и компьютерного менеджмента.
  4. При создании информационных систем используется термин «бизнес-процесс», который в обобщенном виде может означать автоматизацию процессов, подпроцессов и операций преимущественно на основе цифровых технологий и цифровой трансформации процессов управления.

[из 3.13 ГОСТ Р 59870-2021]

Образование по ГОСТ Р 59870-2021

Единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенного объема и сложности в целях гармоничного развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [из 3.15 ГОСТ Р 59870-2021]

Обучение по ГОСТ Р 59870-2021

Целенаправленный процесс организации деятельности обучаемых по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и по формированию у обучаемых мотивации получения образования в течение всей жизни [из 3.16 ГОСТ Р 59870-2021]

Научно-техническая деятельность по ГОСТ Р 59870-2021

Деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.

Примечание - Образовательная и научно-техническая виды деятельности являются основополагающими направлениями деятельности научно-образовательных организаций [из 3.17 ГОСТ Р 59870-2021]

4 Общие положения ГОСТ Р 59870-2021

4.1 Основополагающие принципы ГОСТ Р 59870-2021

4.1.1 Цифровой университет является важным компонентом цифровой научно-образовательной среды, создаваемой в соответствии с нормативной правовой базой Российской Федерации и документами стратегического планирования [1] - [5] [из 4.1.1 ГОСТ Р 59870-2021]

4.1.2 Инновационная форма организации цифрового университета должна включать основные направления деятельности: образовательную, научно-исследовательскую, научно-техническую, организационную, финансовую, коммерческую и хозяйственную. Инновационная форма организации должна быть направлена на реализацию инновационных проектов и создание инновационной инфраструктуры для обеспечения устойчивого развития и конкурентоспособности цифрового университета в среднесрочной и долгосрочной перспективе [из 4.1.2 ГОСТ Р 59870-2021]

4.1.3 Цифровой университет является инновационной формой организации процессов руководства и управления образовательной организацией высшего образования, основанной на системном применении сквозных цифровых технологий, обеспечении цифровой трансформации процессно-ориентированной модели функционирования, интеграции и интероперабельности применяемых автоматизированных систем управления [из 4.1.3 ГОСТ Р 59870-2021]

4.1.4 Инновационная форма организации цифрового университета должна обеспечивать возможность системного менеджмента в области воспитания, обучения и научных исследований, являющихся основополагающими направлениями развития для университетов всех типов, независимо от профиля деятельности и организационно-правовой формы [из 4.1.4 ГОСТ Р 59870-2021]

4.1.5 Разработка, внедрение, эксплуатация и конфигурирование интегрированной автоматизированной системы управления цифровым университетом должны быть осуществлены на основе перспективного видения, миссии, стратегических целей, направлений деятельности и процессно-ориентированной модели, обеспечивающих конкурентоспособность и ключевые показатели эффективности цифрового университета в соответствии с требованиями ГОСТ Р 54147 [из 4.1.5 ГОСТ Р 59870-2021]

4.1.6 Технологическая платформа для функционирования цифрового университета должна включать интегрированную систему управления и информационно-техническую сеть, обеспечивающих внутреннюю интероперабельность функционирующих в ее составе систем (подсистем, модулей) и интероперабельность с внешними системами, взаимодействующими с цифровым университетом, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 57722 и ГОСТ Р 58539.

Примечание - В качестве внешних систем могут быть рассмотрены различные системы, функционирующие в рамках цифровой научно-образовательной среды (системы, находящиеся в ведении федеральных, региональных и муниципальных органов власти, цифровые библиотеки, информационно-справочные системы, системы образовательных организаций [из 4.1.6 ГОСТ Р 59870-2021]

4.1.7 Интегрированная система управления является системообразующим компонентом цифрового университета и должна соответствовать концептуальной модели университета. В приложении А (рисунок А.1) приведен пример концептуальной модели [из 4.1.7 ГОСТ Р 59870-2021]

4.1.9 Цифровой регламент руководства цифровым университетом должен обеспечивать системное управление цифровым университетом в соответствии со стандартами. В приложении Б (рисунок Б.1) приведен пример структуры стандартов для системного управления цифровым университетом [из 4.1.9 ГОСТ Р 59870-2021]

4.2 Функции системы цифрового университета ГОСТ Р 59870-2021

4.2.1 Системы цифрового университета должны обеспечивать выполнение основных функций, соответствующих принятой концептуальной модели, архитектуре реализуемых процессов управления, организационной структуре управления и возможностям интегрированной автоматизированной системы [из 4.2.1 ГОСТ Р 59870-2021]

4.2.2 Функционирование системы цифрового университета должно быть основано на применении стратегического и инновационного менеджмента, менеджмента качества и менеджмента риска, менеджмента информационной безопасности и экологического менеджмента, методов управления знаниями и человеческими ресурсами, электронного портфолио преподавателей, сотрудников образовательной организации и обучаемых, а также на соблюдении принципов бережливого производства и энергоэффективности [из 4.2.2 ГОСТ Р 59870-2021]

4.2.3 Система цифрового университета должна быть создана с возможностью реализации инновационных подходов в области перспективных цифровых технологий - искусственного интеллекта и интеллектуальных систем обучения, аналитики больших данных, технологий распределенного реестра, беспроводных широкополосных сетей, новых производственных технологий, а также BIM-технологий и методов управления результатами интеллектуальной деятельности [из 4.2.3 ГОСТ Р 59870-2021]

4.2.4 В соответствии со спецификой образовательной организации высшего образования в цифровом университете могут быть реализованы различные формы и модели управленческой деятельности:

  1. процессная, которая наиболее соответствует управлению образовательной деятельности, когда объектом управления являются систематизированные и взаимосвязанные процессы и ресурсы, при этом входы и выходы процессов определены и контролируемы;
  2. проектная, которая наиболее соответствует научно-исследовательской и инновационной деятельности, когда объектом управления являются проекты, выполняемые относительно небольшим числом научных работников в соответствии с установленными в задании задачами, ресурсами и сроками выполнения работ;
  3. функциональная, которая наиболее соответствует административно-хозяйственной деятельности, когда объектом управления является выполнение структурными подразделениями определенных функций с требуемыми характеристиками (управление инфраструктурой организации, материально-техническим обеспечением, энергоэффективностью, обеспечением безопасности рабочих мест, экологической безопасностью).

[из 4.2.4 ГОСТ Р 59870-2021]

4.3 Разработка интегрированной системы управления цифровым университетом ГОСТ Р 59870-2021

4.3.1 На концептуальной стадии разработки модели интегрированной системы управления цифровым университетом должны быть определены основополагающие требования, установленные:

  1. законодательной базой Российской Федерации;
  2. локальными нормативными актами федеральных органов исполнительной власти;
  3. стандартами и перспективными платформами для создания информационных систем в сфере образования и науки;
  4. наиболее эффективными практиками.

[из 4.3.1 ГОСТ Р 59870-2021]

4.3.4 Создание системы цифрового университета должно быть осуществлено в соответствии с согласованной моделью жизненного цикла, содержащей структуру и требования к процессам и этапам жизненного цикла системы по ГОСТ Р 57193. При создании цифрового университета следует использовать основные принципы организации диалога по ГОСТ Р ИСО 9241-110 [из 4.3.4 ГОСТ Р 59870-2021]

4.3.5 Описание процессов жизненного цикла системы цифрового университета - по ГОСТ Р 57193. Процессы и группы процессов жизненного цикла системы цифрового университета должны быть определены на разных уровнях иерархии системной структуры и реализованы на различных этапах ее жизненного цикла в рамках управления проектом создания системы [из 4.3.5 ГОСТ Р 59870-2021]

4.3.6 Подтверждение соответствия системы цифрового университета ГОСТ Р 59870-2021

4.3.6.1 Согласно [6] подтверждение соответствия системы цифрового университета и входящих в нее элементов установленным требованиям может носить обязательный или добровольный характер [из 4.3.6.1 ГОСТ Р 59870-2021]

4.3.6.1.1 Обязательное подтверждение соответствия интегрированной системы цифрового университета и входящих в нее элементов проводят только в случаях, указанных в технических регламентах (например, о безопасности машин и оборудования, о безопасности низковольтного оборудования, электромагнитная совместимость технических средств) [из 4.3.6.1.1 ГОСТ Р 59870-2021]

4.3.6.1.2 Добровольное подтверждение соответствия интегрированной системы цифрового университета и входящих в нее элементов проводят по инициативе заявителя (заказчика, поставщика) на условиях договора между заявителем и органом по сертификации для обеспечения гарантий качества продукции (процессов, услуг) с учетом требований национальных стандартов, стандартов организаций, систем добровольной сертификации и условий договоров [из 4.3.6.1.2 ГОСТ Р 59870-2021]

4.3.6.2 При добровольном подтверждении соответствия программных средств системы цифрового университета рассматривают следующие характеристики качества программного обеспечения по ГОСТ Р ИСО/МЭК 25010:

[из 4.3.6.2 ГОСТ Р 59870-2021]

4.3.7 Основные формы поставки и сопровождения интегрированной системы управления цифровым университетом:

  1. приобретение системы и ее установка в цифровом университете, самостоятельное наполнение данными, информацией и знаниями, настройка под требования организации, обучение персонала, создание необходимой службы, эксплуатация и сопровождение системы самостоятельно;
  2. приобретение системы и ее установка в цифровом университете и аренда услуг по наполнению данными, информацией и знаниями, настройке, техническому сопровождению системы без создания собственной службы (возможности этого варианта ограничиваются необходимостью выбора соответствующего партнера по сопровождению системы);
  3. аренда системы, установленной вне цифрового университета модели работы через поставщика прикладных услуг. В этой модели поставщик предоставляет приложения (программные продукты, пакеты) и все необходимые элементы инфраструктуры, обслуживание с доступом клиентов к приложениям через Интернет или специализированную вычислительную сеть.

[из 4.3.7 ГОСТ Р 59870-2021]

Приложение Б (справочное) - Структура комплекса стандартов для системного управления образовательной деятельностью цифрового университета ГОСТ Р 59870-2021

- Структура комплекса стандартов для системного управления образовательной деятельностью цифрового университета ГОСТ Р 59870-2021

Рисунок Б.1

[из Приложение Б (справочное) - Структура комплекса стандартов для системного управления образовательной деятельностью цифрового университета ГОСТ Р 59870-2021]

Библиография ГОСТ Р 59870-2021

[1] Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы»

[2] Указ Президента РФ от 1 декабря 2016 г. № 642 «О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»

[3] Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»

[4] Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации»

[5] Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 238-Ф3 «О независимой оценке квалификации»

[6] Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»

[из Библиография ГОСТ Р 59870-2021]