Наименование признака | Возможные значения признака |
Тип среды, в которой проводят исследования | Смоделированная на компьютере Любая виртуальная среда, воссозданная с помощью компьютерных моделей Пример - Среда вычислительной аэродинамики, среды с моделированием конечных элементов | Лабораторная Любая контролируемая, но не виртуальная (смоделированная на компьютере) среда Пример - Аэродинамические трубы и другие стендовые установки | Реальная Реальная среда, в которой будет эксплуатироваться внедряемая технология Пример - Атмосфера Земли | |
Полнота воспроизведения условий эксплуатации при исследованиях2) | Упрощенные условия со множеством модельных предположений Рассматривают только определенные параметры среды, другие параметры считаются постоянными либо ими пренебрегают. Упрощение набора параметров делается для того, чтобы выделить наиболее существенные в контексте задачи условия или явления и рассматривать конкретно их Пример - Только стационарное обтекание профиля крыла потоком воздуха, только один вид деформационного воздействия на конструкцию (например, сжатие) | Упрощенные условия с некоторыми модельными предположениями Аналог предыдущей опции, но с меньшим числом вводимых модельных предположений (в зависимости от физики процессов может понадобиться та или иная степень упрощения, например, уменьшения размерности пространства параметров условий) Пример - Нестационарное обтекание профиля крыла потоком воздуха, несколько видов деформационного воздействия на конструкцию (растяжение, сжатие, изгиб, кручение и т. п.) | Условия, близкие к эксплуатационным, где некоторые параметры остаются контролируемыми Испытания проводят в среде, воспроизводящей эксплуатационную без упрощающих предположений, либо с минимальным их количеством. При этом некоторые параметры среды могут быть контролируемыми - эти параметры должны отражать аспекты, которыми невозможно управлять во время эксплуатации Пример - Полеты в атмосфере, но только в условиях ясного неба, теплой погоды и отсутствия сильного ветра | Эксплуатационные условия Реальная среда, без каких- либо упрощений или дополнительных ограничений на условия испытаний Примеры - атмосфера Земли, произвольное время суток и погодные условия |
Функциональное и конструктивное соответствие испытываемой системы реальному изделию | Грубый макет Ключевая (наиболее существенная для исследования) функция рассматриваемой технологии реализована с точностью, позволяющей продемонстрировать работоспособность заложенной в нее технической идеи Воспроизведена только общая конструктивная схема устройства или системы, в которую будет включена технология. Форма компонентов может не соответствовать реальным Пример - Демонстратор системы вертикального взлета и посадки (турболет) для технологии вертикального взлета и посадки летательного аппарата с неподвижным крылом | Точный макет Реализованы ключевые и некоторые поддерживающие функции отдельных компонентов модели или макета, повышена точность их реализации по сравнению с предыдущим уровнем Повышена точность воспроизведения конструкции системы, форма и размеры компонентов приближены к реальным Пример - Изделие В-1 (образец самолета Як-36 вертикального взлета и посадки для наземных испытаний) для технологии вертикального взлета и посадки летательного аппарата с неподвижным крылом | Прототип Функции и конструктивные параметры модели или макета соответствуют реальной системе с высокой точностью. Прототипом может считаться опытный образец будущего изделия Пример - Изделие В-4 (второй летный образец самолета Як-36 вертикального взлета и посадки) для технологии вертикального взлета и посадки летательного аппарата с неподвижным крылом | Финальное изделие Функции и конструктивные параметры модели или макета полностью соответствуют реальному изделию, которое предполагается эксплуатировать (исследуется финальное представление рассматриваемой системы). В случае серийного производства рассматривается серийное изделие Пример - Самолет Як-38 (серийный образец самолета вертикального взлета и посадки) для технологии вертикального взлета и посадки летательного аппарата с неподвижным крылом |
Достигнутый уровень интеграции в рамках технической концепции | Технология не встроена в техническую концепцию Технология рассматривается изолированно, без привязки к конкретной технической концепции Пример - Технология управления пограничным слоем рассматривается для абстрактного профиля крыла бесконечного размаха | Технология встроена в компонент подсистемы технической концепции Испытывается компонент подсистемы технической концепции, в который встроена технология Пример - Технология управления пограничным слоем рассматривается для конкретного крыла конечного размаха, определенной формы в плане. Определена техническая концепция: самолет классической компоновки с газотурбинным двигателем | Подсистема или система технической концепции Испытывается подсистема или система технической концепции, в составе которой используется технология Пример - Рассматривается применение технологии управления пограничным слоем в планере (определенной формы) самолета классической компоновки с газотурбинным двигателем | Техническая концепция в целом Испытывается полностью собранная в соответствии со своей структурой техническая концепция, в составе которой используется технология Пример - Рассматривается применение технологии управления пограничным слоем в самолете с учетом силовой установки, бортового оборудования и др. |
Степень комплексности оценки характеристик системы, в которую встроена технология, на достигнутом уровне интеграции | Только ключевые Рассмотрено влияние технологии только на те характеристики системы, в которую встроена технология (или генеральные цели), на улучшение которых она непосредственно направлена Пример - Для технологии управления пограничным слоем на крыле самолета оценивается только влияние на его аэродинамические характеристики (если технология рассматривается на уровне самолета в целом) | Все значимые Рассмотрено влияние технологии на все значимые характеристики системы, в которую встроена технология (или генеральные цели), на которые она может повлиять Пример - Для технологии управления пограничным слоем на крыле самолета оценивается также влияние на эффективность работы двигателей при отборе воздуха, на безопасность при отказе такой системы на крыле, на эксплуатационную технологичность и др. | | |
[из Приложение А (справочное) - Пример задания градации параметров исследований и испытаний для шкалы уровней готовности продуктовой технологии и состава материалов ГОСТ Р 59677-2022]