На этапе «ликвидация последствий компьютерного инцидента» специалистами, входящими в состав рабочей группы реагирования на компьютерный инцидент, должны выполняться действия, направленные на устранение последствий негативного влияния компьютерного инцидента на информационный ресурс (по возможности) и (или) восстановление элемента информационной инфраструктуры (группы элементов или информационного ресурса в целом) и (или) обрабатываемой в нем информации.
На рисунке 4 представлена схема организационного процесса этапа «ликвидация последствий компьютерного инцидента».
Рисунок 4 - Схема организационного процесса этапа «ликвидация последствий компьютерного инцидента»
К примерам возможных действий, которые могут быть выполнены для ликвидации последствий компьютерного инцидента, приведшего к негативным последствиям на уровне сети, можно отнести:
а) внесение изменений в параметры настроек ОС, средств защиты информации и прикладного ПО, функционирующего в информационных ресурсах, вовлеченных в компьютерный инцидент;
б) отключение неиспользуемых функций телекоммуникационного оборудования (например, отключение уязвимых сервисов или протоколов, которые использовались для распространения вредоносного ПО);
в) смена аутентификационной информации скомпрометированных учетных записей пользователей:
- на телекоммуникационном оборудовании;
- средствах межсетевого экранирования;
- средствах защиты от компьютерных атак, направленных на отказ в обслуживании;
г) внесение изменений в правила фильтрации межсетевых экранов;
д) внесение изменений в параметры очистки трафика в средствах защиты от компьютерных атак, направленных на отказ в обслуживании;
е) подключение резервных ресурсов (каналы связи, серверное оборудование, виртуальные машины, оборудование из состава запасных инструментов и принадлежностей);
ж) миграция (перемещение) виртуальных машин в сторонние виртуальные инфраструктуры.
К примерам возможных мер, которые могут быть приняты для ликвидации последствий компьютерного инцидента, приведшего к негативным последствиям на уровне прикладного ПО, можно отнести:
- выполнение настройки безопасной конфигурации прикладного или специального ПО, вовлеченного в компьютерный инцидент;
- восстановление из актуальных резервных копий файлов, баз данных, конфигурационных файлов, подвергшихся модификации при компьютерном инциденте;
- восстановление удаленных файлов, в том числе с использованием специальных инструментальных средств;
- удаление ПО, вовлеченного в компьютерный инцидент, и всех его файлов с последующей установкой актуальной версии данного ПО и актуальных обновлений безопасности.
К примерам возможных мер, которые могут быть приняты для ликвидации последствий компьютерного инцидента, приведшего к негативным последствиям на уровне ОС, можно отнести:
- удаление вредоносного ПО;
- отмена изменений, внесенных вредоносным ПО (например, удаление созданных вредоносным ПО файлов, отмена выполненных изменений в конфигурации и настройках ОС, удаление созданных вредоносным ПО учетных записей);
- смена аутентификационной информации для скомпрометированных учетных записей пользователей в ОС;
- восстановление средств защиты информации, функционирующих в среде ОС;
- восстановление ОС в целом;
- настройка безопасной конфигурации средств защиты информации, функционирующих в среде ОС;
- настройка безопасной конфигурации ОС;
- переустановка ОС и прикладного ПО с последующей установкой актуальных обновлений безопасности.
[из 6.5 Ликвидация последствий компьютерного инцидента ГОСТ Р 59712-2022]