9.2 Преимущества и недостатки микросервисов ГОСТ Р 70860—2023

Преимуществами микросервисной архитектуры являются:

  • более простые кодовые базы для отдельных сервисов;
  • возможность обновления и масштабирования каждого сервиса в отдельности;
  • возможность написания сервисов на разных языках для удовлетворения потребностей в высокой скорости работы и удобства разработки (это называется «многоязычное программирование»);
  • использование различных стеков промежуточного ПО и даже различных уровней данных для различных сервисов (высокая гибкость работы).

Одним из преимуществ использования архитектуры микросервисов является то, что каждый компонент приложения, построенный как микросервис, может быть масштабирован отдельно, чтобы соответствовать нагрузке именно на этот компонент. В подходе, используемом для создания монолитных приложений, такая возможность отсутствует. В архитектуре монолитного приложения все компоненты развертываются и работают как единое целое, а масштабирование возможно только путем увеличения или уменьшения масштаба всего приложения. Это может привести к снижению эффективности использования ресурсов для тех компонентов приложения, для которых высокая нагрузка отсутствует.

Системы PaaS позволяют легко развернуть каждый микросервис по отдельности и связать их вместе для создания полноценного приложения. Каждый микросервис может управляться независимо: масштабироваться, распределяться, обновляться.

Еще одним преимуществом использования архитектуры микросервисов является то, что каждый компонент приложения, построенный как микросервис, может иметь независимый жизненный цикл разработки. Это позволяет создавать более компактные компоненты приложений, которые можно быстрее модифицировать, расширять, тестировать и развертывать.

Кроме преимуществ есть еще и недостатки, которые для реализации всего потенциала преимуществ необходимо устранить. Краткое описание этих недостатков:

а) оптимизация обмена данными. Работа приложения в разных процессах приводит к увеличению объема передаваемых данных в связи с большим количеством вызовов API между сервисами по сравнению с вызовами функций, передаваемыми внутри процесса. Чтобы исправить ситуацию, необходимо определить оптимальный протокол, ожидаемое время отклика, значения тайм-аутов и конструкцию API. Для этого могут использоваться такие программные компоненты, как API-шлюз (см. 9.7), автоматические размыкатели (см. 9.6), балансировщики нагрузки (см. 14.2) и прокси-серверы (см. 14.2);

б) обнаружение сервисов. Обнаружение сервисов означает возможность сервисов согласованно обнаруживать друг друга. Для того чтобы сервисы могли регистрировать и объявлять себя, необходимо внедрить стандартизированный и согласованный рабочий процесс. Сервисы должны быть способны обнаруживать конечные устройства и местоположение других сервисов. Необходимо использовать спецификацию, которая будет определять порядок настройки шлюзов API для информирования о доступности сервисов и сохранения возможности обнаружения;

в) скорость работы. Выполнение одного функционального бизнес-требования может подразумевать оркестрацию сразу нескольких вызовов сервисов. Это может увеличить задержку отклика. Кроме того, данные, которые часто используются одним микросервисом, могут принадлежать другому микросервису. Для того чтобы избежать возникновения большого объема передаваемых данных, связанных с копированием данных при вызове сервисов, необходимо наличие функций совместного использования и синхронизации данных;

г) отказоустойчивость. Отказоустойчивость — это способность системы восстанавливаться после частичного отказа. Разработчикам микросервисов необходимо предложить механизмы для восстановления или остановки распространения сбоя на другие части системы. Кроме того, некоторые сервисы выполняются в нескольких копиях для обеспечения высокой масштабируемости и доступности. Ключевыми факторами для обеспечения отказоустойчивости являются количество копий, согласованность версий между копиями, механизм балансировки нагрузки и расположение сети;

д) безопасность. Критически важным решением является формирование доверительных отношений между микросервисами на основе различных способов, доступных сервисам для обмена данными друг с другом. Сервис может использовать синхронный или асинхронный протокол при вызове другого сервиса. Все эти факторы необходимо учитывать при назначении цепочек авторизации в токенах доступа. Схемы обмена данными между сервисами должны иметь специальные и эффективные механизмы аутентификации и авторизации, созданные на базе политик безопасности на базе управления рисками. Увеличение объема данных, передаваемых между компонентами [см. перечисление а)], требует использования защищенных коммуникационных протоколов, отвечающих требованиям приложения;

е) трассировка и протоколирование. При разбиении монолитных приложений на отдельные микросервисы возникает необходимость в дополнительных методах и решениях для отладки и профилирования систем. Один из таких методов называется «распределенная трассировка». Она отслеживает цепочку вызовов сервисов для поиска отдельной бизнес-транзакции или отдельного пользовательского запроса. Для получения целостного представления о работе системы обычно требуется центральная система протоколирования, которая поддерживает функцию агрегации для объединения информации из журналов отдельных микросервисов;

ж) развертывание. Распространение сервисных процессов требует наличия автоматизированных механизмов развертывания. Масштабируемость и целостность системы являются основными вопросами, которые необходимо учитывать при развертывании микросервисов. Контейнеры являются ключевым механизмом, используемым для развертывания микросервисов, а использование CMS (см. 7.4) (которая назначает ресурсы и реализует топологию соединений) решает проблемы развертывания. При этом отдельные предположения и требования моделей развертывания могут плохо сочетаться с функциональными требованиями отдельных приложений на базе микросервисов. В качестве примера можно предположить, что контейнер, в котором размещается микросервис, не имеет состояния. При этом общие требования к системе или приложению требуют наличия микросервиса, который имеет состояние;

и) функциональная декомпозиция. При декомпозиции монолитного приложения необходимо решить следующие вопросы:

1) правильное разграничение различных сервисов;

2) разделение сервиса на отдельные части, если он слишком объемный.

[из 9.2 Преимущества и недостатки микросервисов ГОСТ Р 70860—2023]