Сделано в... ЗАПИСКИ ИЗ НИИ

О советской надежности и о советском же маркетинговом идиотизме и художественном конструировании... Впервые опубликовано на биглер.ру, здесь - с письменного согласия автора. Автор пожелал подписаться инициалами (КЕБ) на маркетинговые исследования. Редакция от 04.01.2022.

Создан 13.02.2010 11:32:14

- Маркетинговые исследования

- Привет! Слушай, у меня фотик не работает! Что делать?

Звонила моя подруга, которая уехала отдыхать на Средиземноморье и купила по этому случаю новенькую Соньку.

- А что говорит, что пишет?

- Да ничего! Все висит! Что делать?

- Фокусировка есть?

- Нет!

- Переключись в ручной режим...

- Сделала.

- Поводи объективом от тени к солнцу - экспозиция меняется?

- Не-а... Что? Он сломался?

- Да нет, не должен. Ставь выдержку 1/250, диафрагма 8 и снимай.

- Хорошо. Попробую...

Спустя неделю, когда она приехала домой, выяснилось, что она увидела лавку антиквариата и купила там себе за 5 евро старенький, но в хорошем состоянии Зенит-12. Купив к нему несколько катушек пленки, она сняла всю экскурсию, и эти снимки заметно превосходили полученные самой современной Сони.

- Я впервые в жизни заплакала, увидев Знак качества и надпись «Сделано в СССР»...

1988 год. Наш отдел в кооперации с заводами, серийно выпускающими наши передатчики, участвовал в выставке. Это уже не была «выставка достижений». Сюда шли не столько смотреть, сколько заключать договоры о поставке той или иной продукции. Все мы расположились рядом. Наш НИИ посредством отлично оборудованного опытного производства предлагал передатчики в исполнении для самых удаленных уголков нашей страны. Заводы предлагали разработанную нами и серийно выпускаемую ими аппаратуру.

Кроме нас, по велению времени, стоял стенд французов. Они предлагали такую же аппаратуру, сопровождая ее красивыми буклетами и длинноногими девицами около стоек, манерно подававшими кофе посетителям. На наших стендах практически не было посетителей. Все столпились около французов, глазея на полуобнаженных девушек и красиво перемигивающимися огнями передатчики.

По итогам выставки наш шеф был зол как собака. Наши передатчики были никому не нужны. Однако шеф договорился «махнуть не глядя» с французами нашу аппаратуру. Таким образом, спустя неделю в нашем отделе обосновался образец французской технической мысли.

- Значит, так. Все ведущие разбирают блоки по своим направлениям, делаете анализ, измерения, заключение и затем меряем все вместе в сборе. Необходимо понять, чем же они так лучше нас...

Лично мне, так как КБ отказалось участвовать в этом шабаше, досталось проанализировать конструктивные элементы.

Две стойки, практически совпадающие по своим размерам, стояли рядом. Если не обращать внимания на совпадение размеров, то они отличались как небо и земля. Француз был покрашен кипельно белой эмалью, его светодиоды горели красивым, ярким огнем. Индикаторы вальяжно шевелились, и весь он представлял собой средоточие этакой утонченной элегантности. Наш же был покрашен хоть и белой, но желтовато-серой, унылой эмалью, под светодиодами виднелись следы зенковки.

Вытащив наугад один из блоков, я удивился тому, как легко и мягко он поддался. Вытащив такой же блок из нашего передатчика, я стиснул зубы от металлического скрежета. Отгадка была проста: у французов были легкие, пластиковые направляющие. У нас же - металлические.

Заведомо сняв размеры с направляющих и убедившись, что их замена на отечественные потребует лишь нескольких взмахов напильником, я отнес пластиковую направляющую к «климатологам». То есть в отдел климатических испытаний.

Заключение пришло через два часа. «Настоящая конструкция рассчитана на эксплуатацию в диапазоне температур от минус 5 до плюс 25 °С. При температуре минус 25 °С конструкция разрушилась при нагрузке в 1 кг».

Стало ясно, что француз не способен работать в условиях Крайнего Севера. При этом наше оборудование легко выдерживало от минус 40 до плюс 50 °С. Француз был рассчитан на условия отапливаемого помещения.

Спустя какое-то время, все мы собрались в макетке. Речь держали все по очереди.

- Ну, в-общем, так. В общем и целом, француз соответствует нашим ГОСТам. По деталям прошу высказываться.

- Ну... Видеоусилитель и модулятор промежуточной частоты имеет худшую нелинейность чем наш...

- Модулятор имеет коэффициент модуляции ниже нашего...

- Блок питания имеет большие потери за счет параметрического стабилизатора, имеющего достаточный коэффициент стабилизации за счет повышенного входного напряжения.

- Конструкция предназначена для использования в условиях отапливаемого помещения...

В общем и целом, французы лишь удовлетворились соответствием параметров нашим ГОСТам. И ни разу не задумались о том, чтобы их превзойти.

Впрочем, были и интересные моменты. Например, все более-менее высокочастотные соединения были выполнены не просто коаксиальным кабелем, но кабелем, убранным в металлическую трубку. Даже в пределах одной платы экранирующие коробки соединялись трубками, что давало дополнительную жесткость конструкции. А внешнее соединение блоков такими жесткими кабелями было вообще очень удобно.

Кстати говоря, экранирующие коробки французы делали примерно из той же жести, что и консервные банки. Наши же экраны были выполнены из качественной латуни, с весьма приличной точностью. И еще я обратил внимание на то, что СВЧ-контакты у нас выполнены с покрытием олово-висмут, а у французов покрыты серебром...

В-общем, было ясно, что так или иначе, мы ничуть не уступаем французам. Вставал вопрос: а почему тогда их передатчики расхватывали как пирожки на вокзале, а к нам никто не подошел?

- Ну, какие будут соображения? - спросил шеф.

Мы молчали. Сказать было нечего. Неожиданно Саныч подошел к моему верстаку, достал здоровую отвертку, и матерясь сиплым шепотом, склонился за стойками. Даже таблички производителей находились на одинаковых местах.

Саныч отковырял маленькие жестяные таблички, выправил их пальцами и молча положил на стол перед начальником отдела.

- Так. Made in France, - прочитал шеф.

- Сделано в СССР, - прочитал он вторую табличку.

Наступила тишина. Постояв около минуты, опустив глаза, мы молча стали расходиться. Было понятно, что разница не в параметрах. Разница в ярких светодиодах, красивой эмали, длинноногих девушках на стенде, принимающих около стойки соблазнительные позы. В проспектах, в конце концов, в которых вечно улыбающиеся, счастливые молодые люди смотрят красивый телевизор... Мы отличались только тем, что сейчас называется «маркетинг».

Только вот спустя два десятилетия девушка, которая в те времена только в детский сад ходила, с любовью смотрит на старенький «Зенит», который ее никогда не подведет...

PS. Отказ Сони был обусловлен тем, что температура внутри корпуса превысила допустимую. Через полчаса аппарат остыл и стал снимать, как и раньше. Только им уже не снимали.