7.4.1 РО является основным документом, определяющим объекты обслуживания (системы, подсистемы, изделия), объем и периодичность выполняемых на них работ в соответствии с принятой системой технического обслуживания.
Для ВС государственной авиации РО разрабатывают по требованию заказчика.
Указанные в РО объекты технического обслуживания, объемы работ и периодичность их выполнения должны определяться уровнем надежности при условии оптимальных сроков и расходов на техническое обслуживание [из 7.4.1 ГОСТ 18675—2012]
7.4.2 РО составляют на ВС в целом. Разработчики ПИ (комплексов, систем и отдельных изделий), устанавливаемых на ВС, представляют согласованный с разработчиком ВС (для государственной авиации — и с представителем заказчика на своем предприятии) РО для использования его при составлении РО на ВС [из 7.4.2 ГОСТ 18675—2012]
Оформление РО на ВС — в соответствии с разделом 6 [из 7.4.3 ГОСТ 18675—2012]
7.4.4 РО на ВС должен включать в себя следующие темы:
- «Общие положения»;
- «Меры безопасности»;
- «Оперативное техническое обслуживание (подготовки к полетам)»;
- «Периодическое техническое обслуживание (регламентные работы)»;
- «Календарное техническое обслуживание»;
- «Техническое обслуживание при хранении»;
- «Контрольно—восстановительное обслуживание» (при наличии);
- «Контрольно—восстановительные работы» (при наличии);
- «Приложения».
Как правило, каждую тему выполняют в форме отдельного раздела. Темы могут группироваться в виде отдельных частей по службам, принятым у заказчика. В этом случае темы «Общие положения» и «Меры безопасности» включают в полном объеме во все части РО.
Примечание — По согласованию с заказчиком допускается в РО не включать отдельные темы, дополнять его другими темами или совмещать темы (кроме темы «Меры безопасности») [из 7.4.4 ГОСТ 18675—2012]
7.4.5 В теме «Общие положения» приводят определение и назначение РО, связь его с другими документами, используемые условные обозначения, определение каждого вида технического обслуживания (подготовки к полетам или регламентные работы) и кратность видов периодического технического обслуживания, рекомендации по обслуживанию ВС при эксплуатации с большим числом посадок и относительно малым месячным налетом и т.д.
Примечание — Дублирование сведений, изложенных в других руководящих документах, используемых совместно с РО, не допускается, за исключением мер безопасности [из 7.4.5 ГОСТ 18675—2012]
7.4.6 В теме «Меры безопасности» должны быть изложены правила, которые (в соответствии с особенностями конструкции и эксплуатации, а также действующими положениями) необходимо соблюдать при обслуживании ВС. Здесь должны быть приведены опасные зоны газовой струи на входе и выходе двигателя, опасные зоны облучения энергией сверхвысокой частоты, меры защиты личного состава от вредного действия токсичных веществ, шумов, энергии сверхвысокой частоты и т.д. [из 7.4.6 ГОСТ 18675—2012]
7.4.7 В теме «Оперативное техническое обслуживание (подготовки к полетам)» должно быть изложено содержание всех видов технического обслуживания, выполняемых при подготовке ВС к полетам, которые могут включать в себя:
- подготовительные работы (расчехление, вскрытие люков, подготовку инструмента и необходимого наземного оборудования и др.);
- осмотровые работы;
- проверку работоспособности систем ВС;
- профилактические работы;
- чистку и смазку устройств АВ после применения;
- зарядно—заправочные работы;
- снаряжение АСП;
- работы, выполняемые при смене варианта вооружения;
- заключительные работы (закрытие люков, зачехление, уборка инструмента, оборудования и т.д.);
- оформление документации.
[из 7.4.7 ГОСТ 18675—2012]
7.4.8 В теме «Периодическое техническое обслуживание (регламентные работы)» должны быть изложены состав и содержание всех видов регламентных работ и сроки их выполнения. Периодичность видов регламентных работ должна быть единой для ВС и установленных на нем ПИ и устанавливаться по налету (в часах или, при необходимости и по согласованию с заказчиком, по календарным срокам, числу посадок, выстрелов, циклов работы и т.д.) [из 7.4.8 ГОСТ 18675—2012]
7.4.9 Темы «Оперативное техническое обслуживание (подготовки к полетам)» и «Периодическое техническое обслуживание (регламентные работы)», при выполнении в виде сводного перечня, рекомендуется выполнять по форме, приведенной на рисунке 9.
Пункт РО | Наименование объекта обслуживания и работы | Виды оперативного или периодического технического обслуживания (подготовки к полетам и регламентные работы) | Примечание |
Рисунок 9 — Форма сводного перечня
Для оперативного ТО указывают обозначения видов подготовок, согласованные с разработчиком основного изделия, и условное обозначение выполняемой или невыполняемой работы. Для периодического ТО указывают согласованную с разработчиком основного изделия максимально допустимую периодичность проведения регламентных работ.
Графы таблицы должны содержать:
- графа 1 — порядковый номер пункта (работы), под ним (под чертой) номер системы, подсистемы, изделия (согласно принятой СНК) и (или) обозначение работы (из РО или РЭ на ПИ). Порядковый номер пункта состоит из неповторяющихся комбинаций восьми цифр, попарно разделенных точкой:
- первая пара цифр — номер части РО;
- вторая пара — номер раздела данной части РО;
- третья пара — номер подраздела в данном разделе;
- четвертая пара — номер пункта в данном подразделе. Если РО на части не разделяется, то порядковый номер пункта состоит из трех пар цифр.
- графа 2 — разъяснения не требует;
- графа 3 — условное обозначение видов оперативного ТО (подготовок) или периоды выполнения видов периодического ТО (регламентных работ) и условное обозначение выполняемой или невыполняемой работы. Графа может быть выполнена в виде одной или нескольких колонок;
- графа 4 — вводится при необходимости.
По согласованию с заказчиком содержание тем «Оперативное техническое обслуживание (подготовки к полетам)» и «Периодическое техническое обслуживание (регламентные работы)» допускается выполнять по форме, отвечающей перспективным принципам технического обслуживания (см. рисунок 10). В этом случае, каждая плановая работа указывается отдельно.
Пункт РО | Содержание работы | Применимость |
Рисунок 10 — Форма
Графы таблицы должны содержать:
- графа 1 — обозначение работы (технологической карты или МД) — аналогично графе 1 формы, приведенной на рисунке 9;
- графа 2 — разъяснения не требует;
- графа 3 — вводится при необходимости.
Допускается применение других табличных форм, содержащих ту же информацию. Примеры выполнения форм приведены в приложении Д [из 7.4.9 ГОСТ 18675—2012]
7.4.10 Тема «Календарное техническое обслуживание» должна содержать указания по обслуживанию ВС в календарные сроки эксплуатации [из 7.4.10 ГОСТ 18675—2012]
7.4.11 Тема «Техническое обслуживание при хранении» должна содержать указания по хранению ВС, сроки хранения незаконсервированного ВС, а также перечень работ, выполняемых в зависимости от сроков его хранения.
ТО при хранении включает в себя:
- работы по подготовке ВС к хранению;
- осмотровые работы;
- работы по очистке от пыли, грязи, снега;
- проверку функционирования (работоспособности) и регулировочно—настроечные работы;
- профилактические (планово—предупредительные) работы (замена смазки, а также жидкостей в системах и т.д.);
- указания по периодичности облетов.
[из 7.4.11 ГОСТ 18675—2012]
7.4.12 Темы «Контрольно—восстановительное обслуживание» и «Контрольно—восстановительные работы», при наличии, рекомендуется оформлять аналогично теме «Периодическое техническое обслуживание (регламентные работы)» (согласно 7.4.9) [из 7.4.12 ГОСТ 18675—2012]
7.4.13 В теме «Приложения» приводят:
- типовые технологические графики всех видов оперативного ТО (подготовок к полетам) одиночного ВС и (по согласованию с заказчиком) типовые технологические графики выполнения периодических видов ТО. На графиках для каждой операции указывают время, необходимое для ее выполнения, количество исполнителей, требуемые СНО. Технологические графики в процессе эксплуатации по предложениям эксплуатирующих организаций подлежат корректировке уполномоченным органом;
- таблицы допущенных к использованию горюче—смазочных материалов, спецжидкостей и газов с указанием основных, дублирующих и зарубежных материалов (веществ), периодичности их смены (пополнения), условий и ограничений в применении, карты смазок (рисунок 11);
Система, устройство (узел) | Количество устройств | Наименование и обозначение марки материала (вещества) | Периодичность смены, пополнения | Примечание | ||
основного | дублирующего | зарубежного | ||||
Рисунок 11 — Перечень горюче—смазочных материалов, спецжидкостей и газов
- перечень пиротехнических средств, устанавливаемых в системы и устройства АТ при эксплуатации ВС, с указанием обозначения (индекса), назначения, мест установки, количества, периодичности замены, видов подготовок и работ, при которых они устанавливаются и извлекаются (если эта информация не приведена в разделе 001 РЭ);
- таблицы (графики) зарядки газами в зависимости от климатических условий;
- схему выработки топлива при различных видах заправок (полная, основная и др.);
- перечень контрольно—проверочной аппаратуры, используемой при ТО ВС, с указанием видов подготовок и работ, при которых ее применяют (рисунок 12);
Наименование аппаратуры | Тип, марка | Номера пунктов РО, требующих применения аппаратуры | Количество | Примечание |
Рисунок 12 — Перечень контрольно—проверочной аппаратуры и имитаторов, применяемых при эксплуатации ВС
- перечень пломбируемых мест, подлежащих контролю при ТО;
- перечень агрегатов, после замены (ремонта) которых рекомендуется облет;
- перечень отказов систем (устройств), с которыми разрешается выпуск ВС в полет, с указанием ограничений по предназначению ВС. Разрабатывается в виде сводной таблицы (рисунок 13) со ссылками на соответствующие разделы ТМПО (ТПДО) (см. 7.6);
Проявление отказа (повреждения) | Индикация отказа | Возможность | Действия экипажа (летчика) и наземного персонала | Срок устранения | ||
перелета | полета без АВ | полета с АВ | ||||
Рисунок 13 — Перечень отказов систем (устройств), с которыми разрешается выпуск ВС в полет
- карту взаимодействия экипажа и наземного персонала при подготовке к полету и после него (с типовым перечнем команд и сигналов днем и ночью) (рисунок 14).
Действие экипажа (летчика) | Действие наземного персонала (техника) | ||
команда | условный сигнал днем (ночью) | команда | условный сигнал днем (ночью) |
Рисунок 14 — Карта взаимодействия экипажа и наземного персонала при подготовке ВС
[из 7.4.13 ГОСТ 18675—2012]
7.4.14 РО на ПИ разрабатывают в полном объеме его обслуживания.
Если ПИ не требует ТО, то РО на него не разрабатывают.
РО на ПИ, поставляемое в составе системы или подсистемы, должен быть согласован с разработчиком системы или подсистемы. РО на ПИ поставляют разработчикам основных изделий и, при необходимости, заказчику [из 7.4.14 ГОСТ 18675—2012]
7.4.14.2 В теме «Общие положения» указывают особенности обслуживания ПИ. В теме «Меры безопасности» указывают только специфические меры безопасности [из 7.4.14.2 ГОСТ 18675—2012]
7.4.14.3 Темы «Оперативное техническое обслуживание (подготовки к полетам)» и «Периодическое техническое обслуживание (регламентные работы)» рекомендуется оформлять аналогично 7.4.9.
При этом для видов оперативного ТО (подготовок) указывают согласованные с разработчиком основного изделия обозначение видов работ и условное обозначение выполняемой или невыполняемой работы. Для периодических видов ТО (регламентных работ) указывают согласованную с разработчиком основного изделия максимально допустимую периодичность проведения регламентных работ [из 7.4.14.3 ГОСТ 18675—2012]