7.8.1 В РЗЦ приводят общие сведения о ВС как о транспортном средстве, возможные грузы (разрешенные варианты снаряжения и заправки), характеристики по массе ВС, значения расчетных масс и ограничения по массам, значения допустимых пределов положения центра масс ВС, схемы внутренней компоновки ВС, центровочные характеристики, указания по планированию загрузки (снаряжения) и разгрузки ВС [из 7.8.1 ГОСТ 18675—2012]
7.8.2 РЗЦ формируют из следующих разделов:
- «Введение»;
- «Лист регистрации изменений»;
- «Общие сведения»;
- «Данные по массе ВС»;
- «Центровка ВС»;
- «Загрузка и разгрузка ВС»;
- «Центровочный график».
Допускается по согласованию с заказчиком объединять разделы «Центровка ВС» и «Центровочный график» [из 7.8.2 ГОСТ 18675—2012]
7.8.3 Раздел «Введение» — согласно 7.3.7.1 [из 7.8.3 ГОСТ 18675—2012]
7.8.4 Раздел «Лист регистрации изменений» — согласно 7.3.7.2 [из 7.8.4 ГОСТ 18675—2012]
7.8.5 В раздел «Общие сведения» включают:
- наименование, шифр ВС, типовая конструкция которого принята за основу при разработке РЗЦ;
- перечень заводских серий или модификаций ВС, на которые распространяется действие РЗЦ;
- перечень заводских серий или конкретных экземпляров ВС, имеющих индивидуальные особенности в загрузке и (или) центровке, с указанием номера и года выпуска ВС, общей характеристики особенностей и структурных элементов (МД) РЗЦ, относящихся к существу этих особенностей (при необходимости);
- значения предельных расчетных масс ВС и эксплуатационные ограничения по массам;
- значения допустимых пределов положения центра масс ВС в процентах к средней аэродинамической хорде;
- схемы (с указанием размеров) внутренней компоновки ВС, включая кабину экипажа, с разбивкой фюзеляжа на сечения, и общий вид ВС в трех проекциях;
- другие необходимые сведения и технические характеристики ВС, общие для последующих разделов.
[из 7.8.5 ГОСТ 18675—2012]
7.8.6 В разделе «Данные по массе ВС» указывают для всех вариантов загрузки (снаряжения) и заправки ВС номинальные (нормальные) и максимально допустимые значения рулежной, взлетной и посадочной масс ВС, а также по всем вариантам — состав и массу снаряжения (грузов) [из 7.8.6 ГОСТ 18675—2012]
7.8.7 В разделе «Центровка ВС» приводят сведения по положению центра масс для всех вариантов загрузки (снаряжения) и заправки ВС. Положения центров масс должны быть указаны в координатах, принятых для балансировочных характеристик ВС.
В разделе указывают:
- положение центра масс для каждого рабочего места членов экипажа (применительно к расчетной (типовой) массе каждого члена экипажа);
- положение центра масс для каждого варианта загрузки (снаряжения) и сведения по вариантам, определяющие размещение пассажирских кресел (грузовых мест, снаряжения) с указанием расчетной массы на каждого пассажира (грузовое место, точку подвески);
- положение центра масс, полезные объемы, размеры, площади пола и вместимость каждого пассажирского (грузового, бомбового, специального) отсека ВС, а также полезный объем кабины с установленной обшивкой, но без оборудования;
- положение центра масс и вместимость каждой кухни, буфета, туалета;
- расходуемое количество масла и положения центра масс масляных баков двигателя и вспомогательных агрегатов;
- размещение каждого из внутренних и внешних (подвесных) топливных баков с указанием их емкости, положения центра масс и расходуемого количества топлива, а также ограничений по плотности топлива, если они имеются;
- количество нерасходуемого остатка топлива в каждом баке и положение его центра масс;
- последовательность заправки и выработки баков, раздельно для случаев открытой (через заливные горловины) и закрытой (через точку централизованной заправки) заправки, если эта последовательность различна для указанных методов заправки. Описание последовательности заправки и выработки баков может быть дополнено графиками;
Примечание — Количество топлива должно быть указано в тех же единицах, в которых размечены шкалы расходомеров.
- таблицы или схемы перемещения центра масс для каждого бака и всего запаса топлива в соответствии с установленной последовательностью заправки и выработки;
- порядок аварийного слива топлива с указанием количества топлива и положения центра масс для предельно задней и предельно передней центровки;
- указания о нерасходуемых и расходуемых количествах жидкости и положение центров масс для различных устройств, содержащих жидкости (противообледенительной системы, системы водоснабжения и т.д.);
- указания о влиянии на центровку уборки и выпуска шасси, а также других устройств, меняющих свои положения в полете (закрылки, реверсы тяги и т.д.).
[из 7.8.7 ГОСТ 18675—2012]
7.8.8 В разделе «Загрузка и разгрузка ВС» указывают общую грузоподъемность, включая все виды загрузки (снаряжения), и расположение грузов (снаряжения), обеспечивающее сохранение ограничений по массе ВС и положению центра масс в заданном диапазоне, а также приводят типовые схемы обработки грузов на борту.
Следует указывать допустимые удельные нагрузки на пол каждого багажного (грузового) отсека.
В разделе должна быть помещена таблица размеров всех дверей и люков, используемых для загрузки, а также максимальные размеры грузов и схемы швартовочных узлов для крепления багажа и грузов всех багажных и грузовых отсеков [из 7.8.8 ГОСТ 18675—2012]
7.8.9 В разделе «Центровочный график» приводят график, показывающий влияние на центровку ВС загрузки пассажирами, грузами, топливом, вооружением и военным (специальным) снаряжением, а также исходные данные, использованные при построении графиков. Форму центровочного графика согласовывают с заказчиком.
В разделе должен быть приведен пример пользования центровочным графиком [из 7.8.9 ГОСТ 18675—2012]