7.10 Руководство по поиску и устранению отказов (РПО) ГОСТ 18675-2012

7.10.2 РПО разрабатывают для конкретных экземпляров ВС с учетом их индивидуальных особенностей, в первую очередь, различий в комплектации ВС и его систем. При выпуске серии ВС, не имеющих отличий друг от друга, может быть разработано одно РПО на всю серию [из 7.10.2 ГОСТ 18675—2012]

7.10.3 РПО состоит из следующих разделов:

  • Введение;
  • Лист регистрации изменений;
  • Общие сведения;
  • Перечень характерных отказов и повреждений;
  • Методики поиска и устранения отказов и повреждений.

[из 7.10.3 ГОСТ 18675—2012]

7.10.4 Нумерация разделов и подразделов РПО в отношении систем ВС должна соответствовать применяемой СНК с учетом требований раздела 6.

Примечание — Уровень разукрупнения систем ВС и их СЧ для поиска и устранения отказов и повреждений устанавливает разработчик.

Информация, приводимая в РПО, должна описывать технологию поиска и последующего устранения отказов и повреждений с уровнем подробности, позволяющим инженерно—техническому составу эксплуатирующих организаций эффективно выполнять эти операции [из 7.10.4 ГОСТ 18675—2012]

7.10.5 Раздел «Введение» выполняют аналогично 7.3.7.1. В нем приводят заводской номер и дату выпуска экземпляра ВС, для которого выпускают РПО. Если РПО разработано на серию ВС, то приводят перечень заводских номеров и дат выпуска ВС, входящих в серию [из 7.10.5 ГОСТ 18675—2012]

7.10.7 В разделе «Общие сведения» описывают правила построения и применения логических схем поиска отказов и повреждений на основании их возможных внешних проявлений на борту ВС [из 7.10.7 ГОСТ 18675—2012]

7.10.8 Раздел «Перечень характерных отказов и повреждений» выполняют в виде трех подразделов, в которые группируют информацию, относящуюся к локализованным, обнаруженным и наблюдаемым отказам или повреждениям (далее — отказам).

Примечание — Локализованным считают отказ, обнаруженный средствами контроля, однозначно определяющими отказавшее изделие (блок, модуль или иную СЧ). Обнаруженным считают отказ, выявленный средством контроля, которое не может однозначно идентифицировать отказавшее изделие, но ограничивает область поиска некоторым списком потенциально отказавших СЧ. Наблюдаемыми считают отказы, которые не обнаруживаются средствами контроля, но внешние проявления этих отказов обнаруживаются экипажем ВС при выполнении им своих служебных обязанностей органолептически. В этом случае специалисты должны выполнить определенную процедуру интерактивного поиска отказа (повреждения). Логика поиска включает в себя предопределенную последовательность локализации отказа (повреждения) или динамически генерируемые рекомендации поиска отказа (повреждения) на основе данных, вводимых специалистом или получаемых информационно—диагностической системой контроля. Предопределенная последовательность поиска отказа (повреждения) состоит из оговоренной последовательности фиксированных процедур, которая приводит к обнаружению отказа (повреждения). Подобная последовательность основана на совокупности наблюдаемых симптомов или результатов предыдущих этапов поиска отказавшего изделия. Динамически генерируемые рекомендации поиска отказа (повреждения) формируются на основе информации, получаемой от летного и (или) технического экипажей или от информационно—диагностической системы.

Каждый подраздел выполняют в двух частях: в первой приводят перечень отказов с признаками их проявлений, во второй — логические схемы поиска (для обнаруженных и наблюдаемых отказов) и сведения по технологии устранения отказов. Перечень излагают в табличном виде, логические схемы — в графическом виде, а технологию устранения — в формате технологических карт [из 7.10.8 ГОСТ 18675—2012]

7.10.9 Для локализованных отказов составляют таблицу, содержащую перечень возможных отказов. В графы таблицы включают:

  • условное обозначение отказа и его краткое описание;
  • обозначение, наименование, шифр средства контроля, выявившего отказ;
  • обозначение, наименование, шифр отказавшего изделия;
  • примечания к записи (при необходимости — например, более подробное описание отказа);
  • указания о порядке устранения отказа со ссылкой на соответствующую технологическую карту (карты).

Записи располагают в порядке уменьшения вероятности возникновения отказа.

Примечание — В тех случаях, когда это не может вызвать неоднозначности в понимании, в идентификационных данных (обозначении, наименовании, шифре) допускается использовать сокращенные наименования (аббревиатуры) [из 7.10.9 ГОСТ 18675—2012]

7.10.10 Перечень обнаруженных отказов также оформляют в виде таблицы, в которой указывают:

  • условное обозначение отказа и краткое его описание;
  • обозначение, наименование, шифр устройства контроля, выявившего отказ;
  • перечень наиболее вероятных причин отказа с описанием признаков наличия отказавших СЧ или изделий и их обозначение, наименование, шифр;
  • необходимые примечания.

Для каждого обнаруженного отказа приводят логическую схему, с помощью которой из числа вероятных причин отказа может быть найдено фактически отказавшее изделие или его СЧ.

Для каждой из возможных причин отказа даются указания о порядке:

  • контроля технического состояния со ссылкой на соответствующую технологическую карту;
  • восстановления работоспособности со ссылкой на соответствующую технологическую карту.

[из 7.10.10 ГОСТ 18675—2012]

7.10.11 Для наблюдаемых отказов составляют перечень их возможных проявлений (признаков неработоспособного состояния) с указанием по каждой из позиций перечня подлежащих проверке дополнительных признаков (проявлений) и формируют логическую схему, в которую включают:

  • описание признаков отказа, наблюдаемых летным экипажем (а затем и наземным авиационным персоналом);
  • логические правила поиска, содержащие для каждого наблюдаемого признака указания по пошаговым проверкам дополнительных признаков отказа (при необходимости, со ссылками на соответствующие технологические карты);
  • по каждому из возможных результатов проверок — список потенциально неработоспособных СЧ или изделий с их идентификационными данными;
  • по каждому из потенциально неработоспособных СЧ или изделий — указания о порядке контроля технического состояния со ссылкой на соответствующую технологическую карту;
  • необходимые примечания.

[из 7.10.11 ГОСТ 18675—2012]

7.10.12 Перечни отказов по 7.10.9 — 7.10.11 рекомендуется делить на три части (категории) по тяжести последствий. В первую часть помещают наиболее опасные отказы, непосредственно угрожающие безопасности полетов (приводящие к опасным и сложным ситуациям в полете или к усложнению условий полета) и существенно снижающие эффективность (вплоть до полной невозможности) применения ВС (значительное снижение коэффициента готовности, значительное нарушение регулярности полетов). Во вторую часть помещают отказы, непосредственно не влияющие на безопасность полетов, но частично нарушающие работоспособность систем и эффективность применения ВС (некоторое снижение коэффициента готовности, нарушение регулярности полетов). В третью часть помещают отказы без последствий для безопасности и эффективности применения ВС. В каждой части отказы перечисляют в порядке уменьшения вероятности их возникновения [из 7.10.12 ГОСТ 18675—2012]

7.10.13 Методику поиска и устранения отказов излагают в логической последовательности выполняемых действий (шагов), обеспечивая итерационный поиск при определении сущности и места отказов (повреждений), по обстоятельствам их возникновения, прямым (наблюдаемым) признакам и косвенным симптомам (дополнительным признакам) проявления, а также по последствиям. В методике приводят алгоритмы и логические схемы причинно—следственных связей, определяющие объем и порядок выполнения процедур поиска, а также поясняющий текст [из 7.10.13 ГОСТ 18675—2012]