Требования по сохранности информации при авариях - пункт ТЗ на АС, разрабатываемого согласно ГОСТ 34.602. Как элемент иерархической структуры техзадания может быть представлен так: Требования к системе (разд. 4) ⇨ ...в целом (подр. 4.1) ⇨ ...по сохранности информации при авариях (п. 4.1.10). Чем же заполнять данный пункт? Редакция от 01.04.2021.
Создан 08.04.2018 11:16:44
Из толкового словаря
Авария и, ж. (ит. avaria < араб. awar повреждение). Повреждение какого-н. механизма, машины, устройства во время работы, движения. Произошла авария судна. Авария на атомной станции. Потерпеть аварию (также перен.: о неудаче, провале какого-н. дела, предприятия.
Термины и определения
Аварийная ситуация - Некоторое исключительное состояние системы, представляющее собой определенное сочетание отказов и (или) ошибок функционирования ее элементов (технических, программных, эргатических) и способное привести к нарушениям функционирования объекта управления (либо АК в целом), сопряженным с особо значительными техническими, экономическими или социальными потерями (т.е. к авариям). Примечание - Аварийные ситуации в системе могут возникать в нормальных условиях ее функционирования и в результате воздействия на систему некоторого внешнего экстремального фактора (отключение питания, авария соседнего объекта управления либо АК, стихийное бедствие и пр.) [из 6 табл. прил. 6 ГОСТ 24.701-86].
Требования стандартов
В требованиях по сохранности информации приводят перечень событий: аварий, отказов технических средств (в том числе - потеря питания) и т.п., при которых должна быть обеспечена сохранность информации в системе [из 2.6.1.10 ГОСТ 34.602-89].
Комментарии
Почти как на картинке: треснули по скорлупе, но мозг цел и ничего не забыл, следовательно, реализованы требования сохранности информации, в нем содержащейся, от аварии в результате воздействия внешнего фактора - одиночного, многократного удара или ударной волны.
Напомним, что информационная база АС включает в себя как машинную, так и внемашинную часть. Если авария или аварийная ситуация возникла в результате отказа или ошибки функционирования каких-либо элементов (или потери питания), то существует определенная доля вероятности того, что пострадает машинная часть информации, размещенная на машинных же носителях, а информация, размещенная на внемашинных носителях (на бумаге, берестяных грамотах, высеченная в камне), уж точно не пострадает. Без вариантов.
Но если аварийная ситуация возникла по причине внешних воздействий, то далеко не факт, что в сохранности останется даже наскальная живопись. Поэтому требованиями по сохранности информации должны быть предусмотрены аварийные ситуации, способные (по своим последствиям) нанести какой-либо существенный ущерб.
Классический способ обеспечения сохранности информации при любых авариях - это организация ее периодического архивирования, резервного копирования и сохранения на внешних или совсем уж удаленных или полуабстрактных носителях, где-нибудь в «облачных ресурсах», что, правда, не гарантирует сохранности в случае глобальной ядерной войны, атаки инопланетян, и совсем уж не гарантирует защищенность информации от доступа к ней самого «владельца» облака. Но если исключить форс-мажорные обстоятельства такого рода, то после разархивирования информация может быть восстановлена - это к вопросу ведения баз данных - это Деятельность по обновлению, восстановлению и перестройке структуры базы данных с целью обеспечения ее целостности, сохранности и эффективности использования [из 39 ГОСТ 20886-85].
Есть ряд стандартов, посвященых сохранности информации: это, к примеру, ГОСТ Р 54989-2012 «Обеспечение долговременной сохранности электронных документов» и ГОСТ Р 54471-2011 «СЭД. Управление документацией. Информация, сохраняемая в электронном виде. Рекомендации по обеспечению достоверности и надежности». Некоторые полезные сведения можно почерпнуть из них.