Основополагающим методом экспертизы произведений живописи и графики является метод сравнения, который базируется на выявлении и сопоставлении (сравнении) однородных особенностей объекта экспертизы и эталона. В случае невозможности провести сравнение с эталонами сопоставление может проводиться с аналогами. От качества подбора аналогов в значительной степени зависит достоверность результатов экспертизы произведений живописи и графики [из 7 Общие требования к экспертизе произведений живописи и графики ГОСТ Р 57424–2017]
7.1 Задачи экспертизы произведений живописи и графики ГОСТ Р 57424-2017
Задачами экспертизы являются:
- установление авторства и принадлежности к той или иной художественной школе или направлению;
- установление времени и места создания произведения живописи/графики;
- определение подлинности произведения;
- определение оригинальности или вторичности произведения (с разграничением по типу вторичности).
[из 7.1 Задачи экспертизы произведений живописи и графики ГОСТ Р 57424–2017]
7.2 Определение произведений живописи и графики ГОСТ Р 57424-2017
К художественным произведениям относят объекты, выполненные с эстетическими задачами. К произведениям живописи и графики относят те из них, которые выполнены посредством нанесения изображения на основу.
Живопись и графика различаются между собой по типу использованных художественных материалов. К живописи относят произведения, выполненные масляными, темперными, акриловыми красками на тканевой, древесной, бумажной, металлической или любой другой основе.
Графика подразделяется на два вида: оригинальная и тиражная.
К оригинальной графике относят произведения, выполненные водорастворимыми красками (акварелью, тушью, гуашью, темперой, акрилом и т. п.) или сухими материалами различного типа (уголь, пастель, графит, сангина и т. п.) на тканой, древесной, бумажной, металлической или любой другой основе.
К тиражной графике относят произведения, выполненные посредством отпечатывания клише с изображением на поверхности.
Произведения живописи и графики могут быть выполнены в пограничной технике, позволяющей на равных основаниях отнести их как к одному, так и другому виду изобразительного искусства. В этом случае классификация объекта определяется индивидуально, исходя из живописной задачи произведения.
Объектом экспертизы для целей настоящего стандарта является исключительно авторская тиражная графика, при создании которой автор принимает непосредственное участие в создании печатного клише (гравюры).
Примечание —Типографская печатная продукция и фотопечать в настоящем стандарте не рассматриваются.
Произведения живописи и графики, технологически связанные с недвижимым имуществом, относят к монументальной живописи и графике согласно ГОСТ Р 56891.3 [из 7.2 Определение произведений живописи и графики ГОСТ Р 57424–2017]
7.3 Комплексное исследование произведений живописи и графики ГОСТ Р 57424-2017
Комплексное исследование произведений живописи и графики включает проведение технико–технологических, искусствоведческих, источниковедческих и иных видов исследований, выбор которых зависит от особенностей объекта экспертизы.
Комплексное исследование произведений может проводиться как одним экспертом, так и группой экспертов. Выводы по окончании экспертизы могут формулироваться экспертом единолично либо группой экспертов, которые в равной степени несут ответственность за содержание экспертного заключения.
При формулировании выводов эксперту следует основываться на результатах собственных исследований. Эксперт, проводящий экспертизу и формулирующий выводы, вправе обращаться к специалистам, чьи знания, умения и навыки необходимы для решения задач экспертизы, например для проведения исследований. Такие специалисты не участвуют в формулировании выводов и не несут ответственности за содержание заключения, а отвечают только за достоверность проведенных ими исследований. Результаты исследований, проведенных такими специалистами, учитывают при формулировании выводов и в обязательном порядке отражают в заключении [из 7.3 Комплексное исследование произведений живописи и графики ГОСТ Р 57424–2017]
7.3.1 Искусствоведческое исследование произведений живописи и графики ГОСТ Р 57424-2017
7.3.1.1 Задачами искусствоведческого исследования являются выявление и классификация стилистических признаков, анализ сюжета и иконографии, соотнесение их с эталонами или аналогами [из 7.3.1.1 ГОСТ Р 57424–2017]
7.3.1.2 К методам искусствоведческого исследования относят:
- метод стилистического анализа;
- метод иконографического анализа.
[из 7.3.1.2 ГОСТ Р 57424–2017]
7.3.1.3 Метод стилистического анализа заключается в выявлении и фиксации стилистических признаков произведения.
К стилистическим признакам могут быть отнесены следующие признаки: способ построения композиции, колористическое и светотеневое решения, построение перспективы и объемов, степень детализации изображенных предметов и другие.
Анализ этих признаков позволяет классифицировать произведение как оригинальное либо вторичное, а также определить степень вторичности.
Признаки также подразделяют на индивидуальные (присущие конкретному автору) и общие.
К общим признакам относят стилистические признаки, присущие представителям определенной художественной школы или мастерской.
Подбор сравнительного материала заключается в предоставлении эталонов, обладающих тем же характерным набором признаков, на основании сходства (или различия) с которыми могут быть сделаны выводы о совпадении (или несовпадении) стилистики объекта экспертизы и эталона [из 7.3.1.3 ГОСТ Р 57424–2017]
7.3.1.4 Метод иконографического анализа включает в себя описание и систематизацию типологических признаков и схем, принятых при изображении каких–либо персонажей или сюжетов. Подбор аналогичного эталонного иконографического материала позволяет определить, насколько трактовка изображения персонажа или сюжета типичны или нетипичны для предполагаемого автора или школы [из 7.3.1.4 ГОСТ Р 57424–2017]
Основным средством искусствоведческого исследования является визуальный осмотр, который может осуществляться с помощью технических средств. В результате визуального осмотра эксперт фиксирует и классифицирует основные стилистические и иконографические признаки. Визуальный осмотр является обязательным видом исследования [из 7.3.1.5 ГОСТ Р 57424–2017]
7.3.1.6 Фиксация хода и результатов исследования ГОСТ Р 57424-2017
Обязательным элементом при поступлении объекта экспертизы на исследование является комплексная фотофиксация.
Обязательной фотофиксации подлежат:
- общий вид лицевой и оборотной стороны объекта экспертизы (оборотная сторона подлежит фотофиксации в том случае, если вид оборотной стороны имеет значение для формулировки выводов);
- увеличенное изображение подписи и даты — при наличии, а также других надписей, марок, печатей, штампов, имеющих значение для формулирования выводов экспертизы.
Фотофиксации подлежат выявленные особенности или характерные признаки объекта экспертизы, имеющие значение для формулирования выводов экспертизы.
В описании хода и результатов искусствоведческого исследования эксперт должен указать, какие именно признаки он выделяет, как их классифицирует, и привести исходные данные эталонных произведений, выбранных им для сравнения [из 7.3.1.6 Фиксация хода и результатов исследования ГОСТ Р 57424–2017]
7.3.2 Технико-технологическое исследование произведений живописи и графики ГОСТ Р 57424-2017
7.3.2.1 Задачами технико–технологического исследования являются:
- определение материалов и техники исполнения объекта экспертизы;
- определение времени создания объекта;
- определение степени сохранности и целостности объекта;
- определение технологического соответствия эталонам объекта, представленного на экспертизу.
[из 7.3.2.1 ГОСТ Р 57424–2017]
7.3.2.2 Характеристика методов технико-технологического исследования ГОСТ Р 57424-2017
К методам технико–технологического исследования относят физико–оптические и физико–химические методы [из 7.3.2.2 Характеристика методов технико–технологического исследования ГОСТ Р 57424–2017]
7.3.2.3 Физико–оптические методы предусматривают следующие исследования:
- исследование и фотосъемку поверхности произведения живописи и графики в видимом диапазоне излучения;
- исследование и фотосъемку поверхности произведения живописи и графики в инфракрасном диапазоне излучения (ИК–рефлектографии);
- исследование и фотосъемку поверхности произведения живописи и графики в ультрафиолетовом диапазоне излучения (УФ–рефлектографии);
- исследование методом рентгенографии с последующей фотофиксацией изображения.
[из 7.3.2.3 ГОСТ Р 57424–2017]
7.3.2.4 Исследование и фотосъемку поверхности произведения в видимом диапазоне излучения осуществляют путем визуального осмотра или с помощью оптического (в частности поляризационного) или электронного микроскопа при общем, монохромном, рассеянном или косо падающем освещении с последующей фотосъемкой [из 7.3.2.4 ГОСТ Р 57424–2017]
7.3.2.5 Физико–химические методы включают следующие:
- стратиграфический анализ проб;
- комплексный анализ пигментов, связующего и основы;
- метод исследования качественных характеристик основы произведения (холста, бумаги, древесины, металла, кости и др.).
Стратиграфический анализ проб с объекта с описанием каждого слоя и составлением таблицы–схемы предусматривает отбор проб и относится к разрушающим методам исследования.
Комплексный анализ пигментов, связующего и основы произведения состоит из следующих методов:
- микрохимический анализ (предусматривает отбор проб и относится к разрушающим методам исследования);
- спектральный анализ;
Примечание — Выбор методов спектрального анализа осуществляется экспертом и зависит от особенностей объекта экспертизы: в некоторых случаях спектральный анализ предусматривает отбор проб и потенциально относят к разрушающим методам исследования.
- методы хроматографии (предусматривают отбор проб и относятся к разрушающим методам исследования);
- другие современные методы анализа.
Совокупность вышеперечисленных физико–химических методов позволяет идентифицировать вещества, входящие в состав красочных слоев — пигменты, связующие, покровные лаки, клеи и т. п.
Исследование состава по волокну бумаги проводят по ГОСТ 7500. В некоторых случаях этот метод предусматривает отбор проб, его потенциально относят к разрушающим методам исследования [из 7.3.2.5 ГОСТ Р 57424–2017]
7.3.3 Процедура технико-технологического исследования ГОСТ Р 57424-2017
Методы технико–технологического исследования применяют в объеме, необходимом и достаточном для решения задач экспертизы. Выбор одного или нескольких методов технико–технологического исследования осуществляет эксперт в зависимости от особенностей объекта экспертизы.
Приборы и оборудование, используемые в технико–технологическом исследовании, должны быть откалиброваны, поверены и эксплуатироваться в соответствии с требованиями безопасности, указанными в соответствующих паспортах на приборы и оборудование.
Эксперт применяет методы технико–технологического исследования самостоятельно либо привлекает соответствующих специалистов. В последнем случае эксперт формулирует задание для специалиста в устной или письменной форме и передает ему объект экспертизы. После проведения исследования по заданию эксперта специалист передает ему все полученные результаты и возвращает объект исследования. Прием и передачу объекта исследования осуществляют в соответствии с внутренним регламентом организаций, с которыми специалисты состоят в договорных отношениях. Результаты исследований могут быть представлены в виде текста, фотоснимков и видеозаписей, рентгенограмм, графиков, таблиц, схем и другой графической форме в зависимости от поставленной задачи, применяемого метода и особенностей объекта экспертизы.
При всех видах исследования полученные результаты необходимо сопоставлять с эталонами, а в случае их отсутствия — с аналогами [4]–[8] [из 7.3.3 Процедура технико–технологического исследования ГОСТ Р 57424–2017]