Концептуальная модель должна основываться на задачах и ментальных моделях потенциальных пользователей или групп пользователей с применением соответствующих технологий анализа и с учетом коммуникационных целей других заинтересованных сторон, таких как поставщики информации или услуг.
Пример - В концептуальной модели интернет-магазина красные вина из Бордо являются подкатегорией красных вин, которые, в свою очередь, являются подкатегорией вин и т.д. Ввиду большой популярности вин из Бордо данная категория находится на высоком уровне навигационной структуры для привлечения внимания покупателей.
Концептуальная модель может разрабатываться рядом способов, таких как сортировка карт или составление группировочных диаграмм, и может быть отображена, к примеру, в информационной модели с помощью соответствующих технологий моделирования, например, унифицированного языка моделирования (UML) или тематических карт.
Концептуальные модели могут передаваться через соответствующие метафоры, например, при использовании раскладки газеты для обозначения важности различных статей [из 7.1.2 Разработка концептуальной модели ГОСТ Р ИСО 9241-151-2014]