7.1 Концептуальная модель информационного наполнения ГОСТ Р ИСО 9241-151-2014

7.1.1 Общие положения ГОСТ Р ИСО 9241-151-2014

Концептуальная модель пользовательского веб-интерфейса, описывающая концепции и отношения предметной области, является важной основой для определения информационного наполнения и навигационной структуры. Такая концептуальная модель может быть разработана путем анализа задач и ментальных моделей предполагаемых пользователей, а также существующих информационных структур, таких как предметные иерархии (классификации). Кроме того, на разработку соответствующей концептуальной модели могут оказать влияние различные роли пользователя (например, потребитель в противоположность коммерческому клиенту) или ожидания от использования иных систем [из 7.1.1 Общие положения ГОСТ Р ИСО 9241-151-2014]

7.1.2 Разработка концептуальной модели ГОСТ Р ИСО 9241-151-2014

Концептуальная модель должна основываться на задачах и ментальных моделях потенциальных пользователей или групп пользователей с применением соответствующих технологий анализа и с учетом коммуникационных целей других заинтересованных сторон, таких как поставщики информации или услуг.

Пример - В концептуальной модели интернет-магазина красные вина из Бордо являются подкатегорией красных вин, которые, в свою очередь, являются подкатегорией вин и т.д. Ввиду большой популярности вин из Бордо данная категория находится на высоком уровне навигационной структуры для привлечения внимания покупателей.

Концептуальная модель может разрабатываться рядом способов, таких как сортировка карт или составление группировочных диаграмм, и может быть отображена, к примеру, в информационной модели с помощью соответствующих технологий моделирования, например, унифицированного языка моделирования (UML) или тематических карт.

Концептуальные модели могут передаваться через соответствующие метафоры, например, при использовании раскладки газеты для обозначения важности различных статей [из 7.1.2 Разработка концептуальной модели ГОСТ Р ИСО 9241-151-2014]

7.1.3 Соответствие информационного наполнения целевой аудитории и задачам ГОСТ Р ИСО 9241-151-2014

Представленное информационное наполнение должно соответствовать назначению веб-приложения, целевой аудитории (характеризующейся различными целями, опытом, предпочтениями и т. д.) и их задачам (см. также стандарт ИСО 9241-11).

Пример - Интернет-презентация компании предоставляет обзор компетенции и продуктов компании, интересующих потенциальных покупателей. Внутренняя сеть компании, однако, сосредоточивается на описании и поддержке внутренних процессов и на обмене сотрудников опытом.

Для того, чтобы предоставить соответствующее информационное наполнение, необходимо применить большое количество технологий анализа и разработки, таких как написание сценариев предполагаемого использования, отбор и систематизация тем на совместных совещаниях по разработке с привлечением потенциальных пользователей или разработка информационных моделей с различной степенью формальностей (таких как тематические сети и модели классов) [из 7.1.3 Соответствие информационного наполнения целевой аудитории и задачам ГОСТ Р ИСО 9241-151-2014]

7.1.4 Полнота информационного наполнения ГОСТ Р ИСО 9241-151-2014

Информационное наполнение веб-сайта должно быть достаточно полным в отношении назначения сайта и стандартных информационных потребностей пользователя.

По ожиданиям пользователей веб-сайт должен содержать информационное наполнение, соответствующее их конкретным задачам и информационным потребностям или его большую часть. Для устоявшихся типов и жанров веб-сайтов, таких как домашние страницы поставщика компьютерной техники или туристического агентства, важными факторами, способствующими ощущаемой полноте сайта, являются представление круга тем и степень подробности, традиционно определяемой жанром.

Адекватное информационное наполнение также может предоставляться путем размещения ссылок на другие веб-сайты, содержащие данное информационное наполнение [из 7.1.4 Полнота информационного наполнения ГОСТ Р ИСО 9241-151-2014]

7.1.5 Соответствующее структурирование информационного наполнения ГОСТ Р ИСО 9241-151-2014

Чтобы добиться создания пригодных для использования навигационных структур, информационное наполнение должно быть структурировано, исходя из задач и информационных потребностей пользователей, а также их ментальных моделей.

Пример - В онлайн-газете на верхнем уровне веб-сайта представлены короткие резюме текущих новостей со ссылками на полные статьи. Разделение статей на резюме и полные статьи позволяет пользователю быстро выбирать те блоки новостей, которые ему интересны, и в то же время иметь обзор всех текущих новостей [из 7.1.5 Соответствующее структурирование информационного наполнения ГОСТ Р ИСО 9241-151-2014]

7.1.6 Степень разделения ГОСТ Р ИСО 9241-151-2014

Блоки информационного наполнения должны иметь соответствующую степень разделения (степень детализирования), особенно, если блок информационного наполнения предназначен для использования в разных частях веб-сайта или повторного использования в различных целях.

Пример - Новостная статья представлена в виде короткого заголовка, отрывка длиной в несколько строк или многостраничного детального описания события [из 7.1.6 Степень разделения ГОСТ Р ИСО 9241-151-2014]