Защита интеллектуальной собственности ГОСТ 34888-2022

Защита интеллектуальной собственности по ГОСТ 34888-2022

Область деятельности в сфере интеллектуальной собственности, представляющая совокупность юридически значимых действий по защите нарушенных или оспариваемых прав правообладателя со стороны третьих лиц, а также прав третьих лиц при злоупотреблении правами со стороны правообладателя этих прав на ОИС, включая защиту против недобросовестной конкуренции, любыми не запрещенными законом способами.

Примечания

  1. Различают защиту в судебном порядке (конституционно–правовую защиту, гражданско–правовую защиту, административно–правовую защиту, уголовно–правовую защиту, международно–правовую защиту), защиту в административном порядке (в органах административной юстиции во внесудебном порядке) и самозащиту.
  2. Защита прав на ОИС включает:

    выбор способа защиты нарушенного (оспоренного) исключительного либо личного неимущественного права;

    выбор формы защиты (юрисдикционной или неюрисдикционной) нарушенного права, а при юрисдикционной форме защиты нарушенного права — определение компетентного органа, в который будет предъявлено соответствующее требование (суд общей юрисдикции, арбитражный суд, административный орган, третейский суд, медиатор);

    определение обеспечительных мер процессуального характера (арест материальных носителей, оборудования и материалов);

    применение к правонарушителю соответствующей меры гражданско–правовой ответственности (возмещение убытков либо выплата компенсации);

    применение в отношении правонарушителя санкций публично–правового характера (изъятие из оборота и уничтожение за счет правонарушителя оборудования, прочих устройств и материалов, главным образом используемых или предназначенных для совершения нарушения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации, либо их обращение в доход государства) (см. [1], [5], [16], [17], [18]).

[из 72 ГОСТ 34888–2022]

Защита от недобросовестной конкуренции по ГОСТ 34888-2022

Совокупность юридически значимых действий, которая включает в себя защиту как в судебном порядке (в арбитражных судах), так и в административном порядке (в органах административной юстиции — через антимонопольный орган, в рамках таможенной защиты интеллектуальной собственности — через уполномоченный орган в сфере контроля за соблюдением единых правил конкуренции единого экономического пространства) и предусматривает в дополнение к другим способам защиты при нарушении исключительных (имущественных) прав правообладателя специальные способы по пресечению нарушения в соответствии с антимонопольным законодательством:

  • выдачу хозяйствующим субъектам обязательных для исполнения предписаний антимонопольного органа и решений уполномоченного органа в сфере контроля за соблюдением единых правил конкуренции единого экономического пространства о прекращении недобросовестной конкуренции;
  • перечисление в бюджет дохода, полученного от действий (бездействия), признанных в установленном порядке недобросовестной конкуренцией, по предписанию антимонопольного органа или по решению суда, принятого по иску антимонопольного органа;
  • признание недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку на основании решения антимонопольного органа или суда.

Примечание — Недобросовестная конкуренция — всякий акт (любые действия) конкуренции со стороны хозяйствующих субъектов (группы лиц), направленный на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, который противоречит национальному законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинил или может причинить убытки другим хозяйствующим субъектам–конкурентам либо нанес или может нанести вред их деловой репутации, в т. ч.:

  • распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту (субъекту рынка) либо нанести ущерб его деловой репутации;
  • введение в заблуждение в отношении характера, способа изготовления и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;
  • некорректное сравнение хозяйствующим субъектом (субъектом рынка) производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами (субъектами рынка), а также ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты или промышленную или торговую деятельность конкурента;
  • продажа, обмен или иное введение в оборот товара с незаконным использованием при этом охраняемых РИД и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг, включая продажу, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались олимпийская и (или) паралимпийская символика, а также введение в заблуждение, в т. ч. создание ложного представления о причастности производителя товара, рекламодателя к олимпийским и (или) паралимпийским играм, в т. ч. в качестве спонсора; а равно иное незаконное приобретение и использование исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг;
  • незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну;
  • создание на территории государства–участника СНГ или государства–члена ЕАЭС коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного юридического лица для производства какого–либо пользующегося повышенным спросом товара, а затем самоликвидации в целях продвижения на рынок аналогичного товара иностранного происхождения, а также посредством злонамеренного соглашения о ценах или о распределении рынков сбыта товара либо об участии в торгах (аукционах, конкурсах);
  • заключение хозяйствующим субъектом (субъектом рынка) соглашения, либо координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов, либо совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом (субъектом рынка) иных действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с правилами конкуренции;
  • иные действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента.

В соответствии с нормами международного права и национального законодательства недобросовестная конкуренция запрещена [из 73 ГОСТ 34888–2022]

Защита в судебном порядке по ГОСТ 34888-2022

Защита нарушенных или оспариваемых прав правообладателя со стороны третьих лиц, а также прав третьих лиц (при злоупотреблении правами на ОИС со стороны правообладателя этих прав), включая защиту против недобросовестной конкуренции, в судебном порядке [из 74 ГОСТ 34888–2022]

Субъекты правоотношений при защите в судебном порядке по ГОСТ 34888-2022

Истец (заявитель, правообладатель); организация по управлению правами на коллективной основе; нарушитель прав на ОИС; национальный уполномоченный государственный орган по интеллектуальной собственности или ЕЭК ЕАЭС, чье решение оспаривается; суд и арбитражный суд.

Примечание — Суды общей юрисдикции по общему правилу рассматривают все дела, кроме тех, которые национальным законом прямо отнесены к подведомственности арбитражных судов. Арбитражные суды рассматривают дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, и граждан, имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке:

  • дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающие из гражданских, административных и иных публичных правоотношений, включая защиту против недобросовестной конкуренции;
  • дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием иностранных лиц;
  • дела об оспаривании решений третейских судов и международных коммерческих арбитражей по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение таких решений;
  • дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.

[из 74.1 ГОСТ 34888–2022]

Нарушители прав на ОИС по ГОСТ 34888-2022

Физические и юридические лица, нарушающие права правообладателей.

Примечание — К нарушителям прав на ОИС относится:

  • лицо, которое отрицает или иным образом не признает исключительное право, нарушая тем самым интересы правообладателя;
  • лицо, совершающее действия, нарушающие исключительное право или создающие угрозу его нарушения, или осуществляющее необходимые приготовления к ним;
  • лицо, неправомерно использовавшее РИД или средство индивидуализации при производстве или обороте материальных носителей без заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившее его исключительное право и причинившее ему ущерб;
  • изготовитель, импортер, хранитель, перевозчик, продавец, иной распространитель, недобросовестный приобретатель материального носителя, признанного контрафактным и по решению суда подлежащего изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации;
  • лицо, осуществляющее недобросовестную конкуренцию, признанную таковой по решению антимонопольного органа, либо по решению уполномоченного органа в сфере контроля за соблюдением единых правил конкуренции единого экономического пространства, либо по решению суда.

[из 74.1.1 ГОСТ 34888–2022]

Гражданско-правовая защита по ГОСТ 34888-2022

Совокупность юридически значимых действий, включающих требования правообладателей, организаций по управлению правами на коллективной основе, а также иных лиц в случаях, установленных законом, предъявляемые в суде к нарушителям прав правообладателя или лицам, злоупотребляющими этими правами.

Примечание — Включая требования:

  • признания права;
  • восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
  • признания оспоримой сделки недействительной и применении последствий недействительности ничтожной сделки;
  • признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
  • присуждения к исполнению обязанности в натуре;
  • возмещения убытков;
  • взыскания вместо возмещения убытков специальной компенсации за нарушение исключительного права. Размер компенсации устанавливается судом при доказанности факта правонарушения и не требует доказывания правообладателем размера причиненных убытков;
  • взыскания неустойки;
  • компенсации морального вреда;
  • прекращения или изменения правоотношения;
  • неприменения судом противоречащего закону акта государственного органа или органа местного самоуправления;
  • публикация решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя:

    об изъятии и уничтожении по решению суда контрафактных материальных носителей (либо же вместо уничтожения — о передаче правообладателю);

    об изъятии и уничтожении по решению суда либо обращении в доход государства оборудования, прочих устройств и материалов, используемых или предназначенных для совершения нарушений исключительных прав;

  • ликвидация по решению суда юридического лица, неоднократно или грубо нарушающего исключительные права. Требование об этом может быть предъявлено прокурором.

[из 74.4 ГОСТ 34888–2022]

Защита исключительных (имущественных) прав по ГОСТ 34888-2022

Совокупность юридически значимых действий, включающих требования правообладателей, организаций по управлению правами на коллективной основе, а также иных лиц в случаях, установленных законом, предъявляемые в суде к нарушителям исключительных (имущественных) прав правообладателя или лицам, злоупотребляющими этими правами.

Примечание — Включая требования:

  • о признании права — к лицу, которое отрицает или не признает право, нарушая интересы правообладателя;
  • о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, в т. ч. недобросовестной конкуренции, — к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним;
  • о возмещении убытков — к лицу, неправомерно использовавшему РИД без заключения соглашения с правообладателем либо иным образом нарушившему его исключительное право;
  • об изъятии материального носителя — к его изготовителю, импортеру, хранителю, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю;
  • о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя — к нарушителю исключительного (имущественного) права правообладателя.

[из 74.5 ГОСТ 34888–2022]

Защита личных (неимущественных) прав по ГОСТ 34888-2022

Совокупность юридически значимых действий, включающих требования авторов, правообладателей, организаций по управлению правами на коллективной основе, а также иных лиц в случаях, установленных законом, предъявляемые в суде к нарушителям личных (неимущественных) прав правообладателя в случае нарушения личных (неимущественных) прав, в частности, путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, компенсации морального вреда, публикации решения суда о допущенном нарушении [из 74.6 ГОСТ 34888–2022]

Контрафакт по ГОСТ 34888-2022

Правовой институт, используемый при судебной защите исключительных (имущественных) прав от незаконного (без согласия правообладателей) производства и оборота товаров, содержащих охраняемые РИД или приравненные к ним средства индивидуализации.

Примечание — Следует отличать контрафакт от института фальсифицированных и некачественных товаров.

[из 74.5 ГОСТ 34888–2022]

Контрафактные товары по ГОСТ 34888-2022

Товары, содержащие охраняемые РИД или средства индивидуализации, произведенные или используемые с нарушением исключительных (имущественных) прав на данные ОИС (при отсутствии необходимого разрешения правообладателя исключительного права), что установлено вступившим в законную силу актом компетентного органа правоприменения (судом), и подлежащие изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации.

Примечание — К ним относятся:

  • материальные носители, содержащие охраняемые РИД или средство индивидуализации, изготовление, распространение или иное использование, а также импорт, перевозка или хранение которых приводят к нарушению исключительного (имущественного) права на такой результат или на такое средство;
  • оборудование, прочие устройства и материалы, главным образом используемые или предназначенные для совершения нарушения исключительных прав на РИД и на средства индивидуализации.

[из ?74.6 ГОСТ 34888–2022]

Меры обеспечения по ГОСТ 34888-2022

Меры, которые могут быть применены судом для обеспечения иска в соответствии с процессуальным законодательством соразмерно заявленному истцом требованию.

Примечание — К таким мерам относится:

  • наложение ареста на имущество (в т. ч. на денежные средства или иное имущество), принадлежащее ответчику и находящееся у него или других лиц;
  • запрещение ответчику и другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора, в т. ч. передавать имущество ответчику или выполнять по отношению к нему иные обязательства;
  • приостановление реализации имущества в случае предъявления иска об освобождении имущества от ареста (исключении из описи);
  • приостановление взыскания по исполнительному документу, оспариваемому должником в судебном порядке;
  • приостановление взыскания по оспариваемому истцом исполнительному или иному документу, взыскание по которому производится в бесспорном (безакцептном) порядке;
  • возложение на ответчика обязанности совершить определенные действия в целях предотвращения порчи, ухудшения состояния спорного имущества;
  • передачу спорного имущества на хранение истцу или другому лицу;
  • иные меры по обеспечению иска.

[из 74.7 ГОСТ 34888–2022]

Изъятие по ГОСТ 34888-2022

Процедура принудительного лишения собственника имущества на основании вступившего в законную силу акта компетентного органа правоприменения (суда) в случаях, предусмотренных законом.

Примечание — К изъятию относится:

  • обращение взыскания на имущество по обязательствам;
  • отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу;
  • выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей;
  • конфискация;
  • приватизация;
  • национализация;
  • отчуждение имущества в иных случаях, предусмотренных законом.

[из 74.8 ГОСТ 34888–2022]

Конфискация по ГОСТ 34888-2022

Безвозмездное изъятие имущества у собственника по решению суда или в административном порядке в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения в случаях, предусмотренных законом [из 74.9 ГОСТ 34888–2022]

Защита в административном порядке по ГОСТ 34888-2022

Защита нарушенных или оспариваемых прав правообладателя со стороны третьих лиц, а также прав третьих лиц (при злоупотреблении правами со стороны правообладателя этих прав), включая защиту против недобросовестной конкуренции, в специально уполномоченных государственных органах в случаях, установленных законом [из 75 ГОСТ 34888–2022]

Субъекты правоотношений при защите в административном порядке по ГОСТ 34888-2022

Заявитель, заинтересованное лицо (в т. ч. заинтересованный обладатель исключительного права на товарный знак), любое лицо, которому стало известно о нарушениях, национальный уполномоченный государственный орган по интеллектуальной собственности, уполномоченный орган в сфере контроля за соблюдением единых правил конкуренции единого экономического пространства.

Примечания

  1. Заинтересованное лицо может подать возражение в национальный уполномоченный государственный орган по интеллектуальной собственности против предоставления правовой охраны товарному знаку, географическому указанию и наименованию места происхождения товара.
  2. Заинтересованное лицо, чьи права нарушены актом недобросовестной конкуренции, может подать возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку в связи с тем, что действия по его государственной регистрации признаны недобросовестной конкуренцией, с приложением к нему соответствующего решения антимонопольного органа в национальный уполномоченный государственный орган по интеллектуальной собственности.
  3. Заинтересованный обладатель исключительного права на товарный знак может подать возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку в палату по патентным спорам в одном из государств–участников Парижской конвенции по охране промышленной собственности.
  4. Любое лицо, которому стало известно о нарушениях, может оспорить выдачу патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец путем подачи возражения в палату по патентным спорами, на селекционное достижение — заявления в национальный орган исполнительной власти по селекционным достижениям.
  5. Любое лицо может подать заявление о прекращении правовой охраны географического указания (наименования) места происхождения товара, действия свидетельства об исключительном праве на такое обозначение в национальный уполномоченный государственный орган по интеллектуальной собственности.

[из 75.1 ГОСТ 34888–2022]

Средства защиты в административном порядке по ГОСТ 34888-2022

Жалоба, заявление или возражение, подаваемые в соответствующий государственный орган.

Примечание — К средствам защиты в административном порядке относятся:

  • заявление в ЕЭК (для государств–членов ЕАЭС) и (или) в национальный антимонопольный орган (территориальный орган) о нарушении правил добросовестной конкуренции в связи с нарушением интеллектуальной собственности;
  • заявление в национальный таможенный орган о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных;
  • жалоба в вышестоящий орган организации–нарушителя прав, если таковой у этой организации имеется;
  • заявление и (или) жалоба в национальный уполномоченный государственный орган по интеллектуальной собственности для принятия необходимых мер к нарушителю зарегистрированного лицензионного договора о передаче прав на объекты промышленной собственности с правом последующего обжалования в суде принятого по заявлению отрицательного решения национальным уполномоченным государственным органом по интеллектуальной собственности;
  • возражение в национальный уполномоченный государственный орган по интеллектуальной собственности против предоставления правовой охраны товарному знаку в связи с тем, что действия по его государственной регистрации признаны недобросовестной конкуренцией.

[из 75.3 ГОСТ 34888–2022]

Самозащита по ГОСТ 34888-2022

Защита нарушенных (нарушаемых) или оспариваемых прав правообладателя со стороны третьих лиц, а также прав третьих лиц (при злоупотреблении правами со стороны правообладателя этих прав) любыми не запрещенными законом способами без участия государства при условии ее правомерности, то есть соответствия мер самозащиты способу и характеру нарушения и причиненного (возможного) вреда [из 76 ГОСТ 34888–2022]

Способы самозащиты по ГОСТ 34888-2022

Фактические и юридические действия, предпринимаемые правообладателем по защите своих имущественных и личных неимущественных прав и законных интересов без использования юрисдикционных форм защиты [из 76.2 ГОСТ 34888–2022]

Фактические действия самозащиты по ГОСТ 34888-2022

Действия, осуществляемые правообладателем в рамках самозащиты в целях защиты своих имущественных и личных неимущественных прав, которые не влекут для правонарушителя прямых юридических последствий (например, физическая защита, в т. ч. с использованием технических средств) [из 76.2.1 ГОСТ 34888–2022]

Юридические действия самозащиты по ГОСТ 34888-2022

Действия, осуществляемые правообладателем в рамках самозащиты своих прав, имеющие юридические последствия для правонарушителя.

Примечание — К юридическим действиям самозащиты относятся:

  • односторонний отказ от исполнения обязательства (договора);
  • приостановление исполнения своего обязательства в одностороннем порядке при встречном исполнении взаимных обязательств;
  • отказ от товаров, результатов работ, услуг, поставленных (выполненных, оказанных) нарушителем при ненадлежащем исполнении им своего обязательства;
  • удержание имущества нарушителя и (или) распоряжение им;
  • меры, связанные с исполнением обязательств за счет нарушителя;
  • меры по обеспечению встречного удовлетворения иска.

[из 76.2.2 ГОСТ 34888–2022]

Третейский суд по ГОСТ 34888-2022

Постоянно действующий третейский суд или третейский суд, образованный сторонами для решения конкретного любого спора, вытекающего из гражданских правоотношений в сфере интеллектуальной собственности, на основе заключенного между сторонами третейского соглашения.

Примечание — Сторонами третейского разбирательства могут выступать организации–юридические лица, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, физические лица, которые предъявили в третейский суд иск в защиту своих прав и интересов либо которым предъявлен иск.

[из 76.3 ГОСТ 34888–2022]

Процедура медиации по ГОСТ 34888-2022

Способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора [из 76.5 ГОСТ 34888–2022]

Таможенная защита интеллектуальной собственности по ГОСТ 34888-2022

Система таможенных операций, таможенных процедур и иных мер в рамках таможенного контроля по защите прав на ОИС (в т. ч. включенные в таможенный реестр государства–члена ЕАЭС и (или) в единый таможенный реестр ОИС государств–членов ЕАЭС, а также не включенные в такие таможенные реестры), принимаемых таможенными органами в отношении товаров, обладающих признаками контрафактных, при их перемещении через таможенную границу или совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем.

Примечание — См. [17]–[19].

[из 77 ГОСТ 34888–2022]

Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств - членов ЕАЭС, ЕТРОИС по ГОСТ 34888-2022

Перечень ОИС, права на которые подлежат таможенной защите на территории всех государств–членов ЕАЭС в соответствии с международным договором государств–членов ЕАЭС, определяющим условия включения ОИС в ЕТРОИС и порядок его ведения [из 77.1 ГОСТ 34888–2022]

Приостановление срока выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности по ГОСТ 34888-2022

Таможенная процедура, проводимая по решению в письменной форме руководителя таможенного органа или уполномоченного им лица таможенным органом при обнаружении признаков нарушения прав на ОИС, по приостановлению выпуска товаров, содержащих ОИС, внесенные в таможенный реестр и (или) единый таможенный реестр, и обладающих признаками контрафактных, на установленный законом срок с обязательным информированием не позднее следующего дня после дня приостановления выпуска товаров об этом правообладателя и декларанта или лиц, представляющих их интересы.

Примечание — См. [19] (статья 124).

[из 77.2 ГОСТ 34888–2022]

Полномочия exofficio по ГОСТ 34888-2022

Таможенная процедура по приостановлению выпуска товаров, содержащих ОИС, не внесенные в таможенный реестр и (или) единый таможенный реестр, без заявления правообладателя по решению таможенных органов при обнаружении признаков нарушения прав на ОИС и при наличии информации о правообладателе (его представителе), в т. ч. на территории государства–члена ЕАЭС на установленный законом срок с обязательным информированием не позднее следующего дня после дня приостановления выпуска товаров об этом правообладателя и декларанта. В этом случае правообладатель вправе получать от таможенного органа информацию о товарах, в отношении которых было принято решение о приостановлении выпуска, а также брать пробы и образцы таких товаров [из 77.3 ГОСТ 34888–2022]

Информация о товарах, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска по ГОСТ 34888-2022

Информация, направляемая таможенным органом декларанту, правообладателю или лицам, представляющим их интересы.

Примечание — Информация о товарах, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска содержит:

  • сведения о приостановлении выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных (описание товара, в отношении которого принято решение о приостановлении выпуска, с указанием представленных на товар документов, достаточных для их идентификации, указанием ОИС, включенного в Реестр, признаки контрафактности которого содержит товар; выявленные признаки контрафактности);
  • сведения о причинах и сроках приостановления (срок, на который принято решение о приостановлении выпуска товаров, и дата его принятия);
  • сведения о таможенном органе, принявшем решение о приостановлении выпуска товаров (наименование таможенного органа, его почтовый адрес, номера телефонов, факсов, телекса, адрес электронной почты и т. п.),
  • сведения о наименовании (фамилии, имени, отчестве) и месте нахождения (адресе) правообладателя и декларанта и (или) лиц, представляющих их интересы;
  • дополнительные сведения о товарах, выпуск которых приостановлен (о производителе, отправителе, количестве, маркировке и др.), которые могут понадобиться правообладателю (декларанту) для доказывания нарушения его прав (отсутствия нарушения прав правообладателя) и которые после получения являются конфиденциальной информацией и не должны разглашаться, передаваться третьим лицам, а также государственным органам, за исключением случаев, предусмотренных национальным законодательством.

[из 77.4 ГОСТ 34888–2022]

Взятие проб и образцов товаров, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска по ГОСТ 34888-2022

Полномочие правообладателя, декларанта или их представителей с письменного разрешения таможенного органа под таможенным контролем отбирать пробы и образцы товаров, в отношении которых принято решение о приостановлении их выпуска, проводить их исследование, а также осматривать, фотографировать или иным образом фиксировать такие товары [из 77.5 ГОСТ 34888–2022]

Товары, обладающие признаками контрафактных по ГОСТ 34888-2022

Товары, содержащие ОИС, введение которых в оборот влечет нарушение прав правообладателя в соответствии с нормами международного права и национальным законодательством [из 77.6 ГОСТ 34888–2022]

Контролируемая поставка товаров по ГОСТ 34888-2022

Оперативно–розыскное мероприятие, при котором с ведома и под контролем органов, осуществляющих оперативно–розыскную деятельность по согласованию с таможенными органами, допускаются ввоз (вывоз) в (из) таможенную территорию ЕАЭС или государства, не входящего в ЕАЭС, либо перемещение по этой территории ввезенных товаров, содержащих ОИС [из 77.7 ГОСТ 34888–2022]

Отмена решения о приостановлении выпуска товаров по ГОСТ 34888-2022

Решение в письменной форме руководителя таможенного органа или уполномоченного им лица о приостановлении выпуска товаров об отмене ранее принятого решения о приостановлении выпуска товаров до истечения срока приостановления выпуска товаров.

Примечание — Решение о приостановлении выпуска товаров отменяется, если:

  • имеющаяся у таможенного органа информация о правообладателе не подтвердилась;
  • в таможенный орган поступило заявление правообладателя или лица, представляющего его интересы, об отмене такого решения;
  • ОИС исключен из таможенного реестра ОИС, который ведется таможенным органом, и (или) единого таможенного реестра ОИС государств–членов ЕАЭС;
  • декларант при наличии письменного согласия правообладателя на уничтожение товаров заявил таможенную процедуру уничтожения товаров, выпуск которых приостановлен;
  • имеются иные основания, определенные национальным законодательством.

[из 77.8 ГОСТ 34888–2022]

Ответственность за имущественный вред (ущерб) по ГОСТ 34888-2022

Ответственность правообладателя в соответствии с гражданским законодательством за имущественный вред (ущерб), причиненный декларанту, собственнику, получателю товаров, содержащих ОИС, в результате приостановления выпуска товаров, если не будет установлено нарушение прав правообладателя [из 77.9 ГОСТ 34888–2022]

Ввоз товаров по ГОСТ 34888-2022

Фактическое пересечение товарами таможенной границы ЕАЭС и (или) пределов национальной территории государства, не входящего в ЕАЭС, в результате которого товары прибыли из других государств–членов ЕАЭС или с территорий, не входящих в единую таможенную территорию ЕАЭС, на национальную территорию, и все последующие действия с указанными товарами до их выпуска таможенными органами, когда такой выпуск предусмотрен таможенным законодательством ЕАЭС и (или) национальным законом [из 77.10 ГОСТ 34888–2022]

Вывоз товаров по ГОСТ 34888-2022

Фактическое перемещение любым способом товаров за пределы таможенной границы ЕАЭС и (или) пределы национальной территории государства, не входящего в ЕАЭС, в другие государства–члены ЕАЭС или на территории, не входящие в единую таможенную территорию ЕАЭС, а также совершение лицами действий, направленных на такое фактическое перемещение товаров до фактического пересечения товарами таможенной границы в соответствии с национальным законодательством и нормами международного права [из 77.11 ГОСТ 34888–2022]

Вывоз товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС по ГОСТ 34888-2022

Вывоз товаров, если страной назначения товаров в соответствии с намерениями лиц, осуществляющих перемещение товаров, является территория государства, не являющегося членом ЕАЭС [из 77.12 ГОСТ 34888–2022]

Товары, находящиеся под таможенным контролем по ГОСТ 34888-2022

Ввозимые товары на таможенную территорию и вывозимые товары с таможенной территории.

Примечание — К ним относятся:

  • товары при их ввозе с момента пересечения таможенной границы ЕАЭС и (или) пределов национальной территории государства, не входящего в ЕАЭС:

    до помещения под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, за исключением условно выпущенных товаров, или реимпорта;

    до приобретения условно выпущенными товарами режима товаров ЕАЭС;

    до помещения товаров под таможенные процедуры отказа в пользу государства или уничтожения в соответствии с национальным законом;

    до обращения товаров в государственную собственность либо распоряжения ими иным способом в соответствии с национальным законодательством;

    до фактического вывоза, в т. ч. за пределы ЕАЭС;

  • товары при их вывозе с таможенной территории ЕАЭС с момента регистрации таможенной декларации или иных документов, используемых в качестве таможенной декларации, либо совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории ЕАЭС, и до пересечения таможенной границы;
  • национальные товары при их вывозе из территории государства с момента регистрации таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров, и до пересечения таможенной границы (см. [19] (статья 14).

[из 77.13 ГОСТ 34888–2022]

Система таможенной защиты интеллектуальной собственности по ГОСТ 34888-2022

Совокупность действий таможенных органов при выполнении функции, связанной с защитой прав на ОИС.

Примечание — В систему таможенной защиты интеллектуальной собственности входит:

  • прием и регистрация заявлений о включении ОИС в Реестр, а также иных документов, имеющих отношение к ведению Реестра;
  • рассмотрение заявлений о включении ОИС в Реестр, осуществление проверки заявленных сведений и представленных документов;
  • принятие решения о принятии таможенными органами мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, или об отказе в принятии таких мер и во включении ОИС в Реестр;
  • включение в Реестр ОИС, в отношении которых принято решение о принятии таможенными органами мер, связанных с приостановлением выпуска товаров;
  • присвоение ОИС, включаемому в Реестр, регистрационного номера;
  • продление срока принятия таможенными органами мер, связанных с приостановлением выпуска товаров;
  • проведение в установленных национальным законом случаях проверочных мероприятий;
  • исключение ОИС из Реестра;
  • доведение данных Реестра до сведения таможенных органов и обладателей исключительных прав на объекты авторского права и смежных прав, на товарные знаки, знаки обслуживания и обладателей исключительного права использования географического указания и наименования места происхождения товара;
  • представление заинтересованным государственным органам, гражданам и организациям выписок из Реестра;
  • опубликование перечня ОИС, включенных в Реестр, в своих изданиях;
  • информирование, в т. ч. с использованием информационных технологий, о подготавливаемых правовых актах, а также о не вступивших в силу изменениях и дополнениях в правовые акты, затрагивающие вопросы, связанные с ведением Реестра и принятием мер по защите прав на ОИС;
  • общее руководство деятельностью таможенных органов по вопросам, связанным с ведением Реестра, обменом информацией, имеющей отношение к ведению Реестра, а также доведением данных Реестра до сведения правообладателей (их представителей), участников внешнеэкономической деятельности и иных заинтересованных лиц;
  • обеспечение принятие мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, содержащих ОИС, включенные в Реестр, а также и не внесенные в Реестр, и обладающих признаками контрафактных;
  • сбор и передача в вышестоящие таможенные органы информации о принятых мерах в отношении товаров, содержащих ОИС, включенные в Реестр, а также не внесенные в Реестр, действиях (бездействии) правообладателей (их представителей), а также иной информации, имеющей отношение к ОИС, включенным в Реестр.

[из 77.15 ГОСТ 34888–2022]

Система управления рисками по ГОСТ 34888-2022

Комплекс мероприятий и способов снижения вероятности возникновения неблагоприятных последствий для предотвращения нарушений таможенного законодательства, имеющих устойчивый характер и подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей, затрагивающих важные интересы ЕАЭС и национальные интересы государства–участника СНГ и государства–члена ЕАЭС и эффективного использования ресурсов таможенных органов при определении объектов таможенного контроля (товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю), форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортным средствам международной перевозки, документам и лицам, а также степени проведения таможенного контроля в целях обеспечения функционирования системы таможенной защиты интеллектуальной собственности [из 77.16 ГОСТ 34888–2022]

Зоны, свободные от таможенной защиты интеллектуальной собственности по ГОСТ 34888-2022

Области, где меры по защите прав на ОИС не применяются таможенными органами в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу.

Примечание — Меры по защите прав на ОИС не применяются таможенными органами в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу:

  • физическими лицами для личного пользования, в т. ч. пересылаемых в их адрес в международных почтовых отправлениях;
  • в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;
  • дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств, учреждений и организаций, для официального и личного пользования.

[из 77.17 ГОСТ 34888–2022]