4.1 Общие принципы управления компьютерными инцидентами ГОСТ Р 59710-2022

Для обнаружения компьютерных инцидентов используют результаты проводимого в организации мониторинга информационной безопасности, в рамках которого осуществляется сбор информации о событиях безопасности и иных данных мониторинга, необходимых для поиска признаков возможного возникновения компьютерных инцидентов. Такие признаки представляют собой совокупность зарегистрированных событий безопасности и иных данных мониторинга, а также условий, при которых такая совокупность зарегистрированных событий безопасности и иных данных мониторинга может свидетельствовать о возможном возникновении компьютерного инцидента. Для сбора событий безопасности и иных данных мониторинга и последующего поиска признаков возможного возникновения компьютерных инцидентов, как правило, применяют средства управления событиями информационной безопасности. Такие средства позволяют осуществлять сбор, нормализацию, агрегацию событий безопасности и иных данных мониторинга и на основании настроенных правил (далее - правила регистрации признаков возможного возникновения компьютерных инцидентов) проводить автоматизированный анализ и корреляцию событий безопасности и иных данных мониторинга.

Примечания

  1. Понятие «признак возможного возникновения компьютерных инцидентов» применяют в связи с тем, что средства управления событиями информационной безопасности фиксируют возникновение ситуации, которая может свидетельствовать о возникновении компьютерного инцидента, а не сам факт его возникновения.
  2. Сбор информации о событиях безопасности и иных данных мониторинга, необходимых для обнаружения компьютерных инцидентов, осуществляется в соответствии с ГОСТ Р 59547.
  3. Некоторые данные мониторинга используют только как аналитические данные при формировании правил регистрации признаков возможного возникновения компьютерных инцидентов. К таким данным мониторинга, например, могут относиться данные об индикаторах компрометации. На основе данных об индикаторах компрометации можно сформировать новое правило, которое предусматривает анализ событий безопасности, ранее не использовавшихся в правилах регистрации признаков возможного возникновения компьютерных инцидентов. Другие данные мониторинга, в первую очередь данные о зарегистрированных событиях безопасности, используют непосредственно для обнаружения и регистрации компьютерных инцидентов как условия для правил регистрации признаков возможного возникновения компьютерных инцидентов.

Для всех зарегистрированных признаков возможного возникновения компьютерных инцидентов необходимо проводить проверку факта их возникновения. Если в ходе проверки подтверждается факт возникновения компьютерного инцидента, то должна осуществляться его регистрация.

Если в ходе проверки не может быть однозначно подтверждено отсутствие факта возникновения компьютерного инцидента, то в этом случае также осуществляется его регистрация. При этом в ходе реагирования на компьютерный инцидент факт его возникновения может быть не подтвержден, что может являться основанием для его закрытия.

Если в ходе проверки подтверждается отсутствие факта возникновения компьютерного инцидента, то в этом случае он не регистрируется. При этом должна быть установлена причина регистрации признака возможного возникновения компьютерного инцидента. Если причиной регистрации признака возникновения компьютерного инцидента являлась компьютерная атака, организация, являющаяся субъектом ГосСОПКА, должна подготовить информацию о компьютерной атаке и уязвимости, которую злоумышленник пытался использовать при проведении этой компьютерной атаки и передать ее в организацию, осуществляющую координацию деятельности в части управления компьютерными инцидентами в виде карточки компьютерной атаки и карточки уязвимости.

Примечание - В рамках функционирования ГосСОПКА организацией, осуществляющей координацию деятельности в части управления компьютерными инцидентами, является Национальный координационный центр по компьютерным инцидентам.

На рисунке 1 представлен общий подход к обнаружению и регистрации компьютерных инцидентов, реагированию на них и информированию организации, осуществляющей координацию деятельности в части управления компьютерными инцидентами.

- Рисунок 1 - Общий подход к обнаружению и регистрации компьютерных инцидентов, реагированию на них и информированию организации, осуществляющей координацию деятельности в части управления компьютерными инцидентами

Рисунок 1 - Общий подход к обнаружению и регистрации компьютерных инцидентов, реагированию на них и информированию организации, осуществляющей координацию деятельности в части управления компьютерными инцидентами

К компьютерным инцидентам относятся инциденты, характеризующиеся наличием факта нарушения и (или) прекращения функционирования информационных ресурсов субъектов ГосСОПКА, сети электросвязи, используемой для организации взаимодействия информационных ресурсов, и (или) нарушения безопасности, обрабатываемой в информационном ресурсе субъектов ГосСОПКА информации, необходимой для обеспечения критических процессов (ее конфиденциальности, целостности или доступности), в том числе произошедших в результате компьютерной атаки. При этом под прекращением или нарушением функционирования информационных ресурсов понимают приведение информационного ресурса в состояние, при котором он полностью или частично не может обрабатывать информацию, необходимую для обеспечения критических процессов, и (или) осуществлять управление, контроль или мониторинг критических процессов.

Субъекты ГосСОПКА, являющиеся субъектами критической информационной инфраструктуры, определяют критические процессы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Иные субъекты ГосСОПКА определяют критические процессы установленным в организации порядком.

Для эффективного ведения деятельности по управлению компьютерными инцидентами в организации должны быть использованы не только средства управления событиями информационной безопасности, но и средства управления инцидентами, а также специализированные средства, предназначенные для обмена информацией о компьютерных атаках, компьютерных инцидентах и уязвимостях (средства обмена информацией).

Средства управления инцидентами должны обеспечивать автоматизацию процесса реагирования на компьютерные инциденты.

Средства обмена информацией следует использовать для взаимодействия с организацией, осуществляющей координацию деятельности в части управления компьютерными инцидентами, и с иными внешними организациями.

Обмен информацией и взаимодействие с организацией, осуществляющей координацию деятельности в части управления компьютерными инцидентами, и с иными внешними организациями значительно повышает эффективность управления компьютерными инцидентами, так как в некоторых случаях компьютерные инциденты не могут быть разрешены организацией самостоятельно (собственными силами) или могут выходить за пределы зоны ответственности одной организации [из 4.1 Общие принципы управления компьютерными инцидентами ГОСТ Р 59710-2022]