4.1.1 Независимо от сферы функционирования в СЦ ИУС всегда протекает два основных вида процессов, - информационные и управляющие (см. [3]) [из 4.1.1 ГОСТ Р 70569-2022]
4.1.2 Информационные процессы обеспечивают сбор, обработку, доведение и представление в удобном для пользователя виде информации о состоянии объекта управления, ходе процесса управления и складывающейся ситуации в целом. Качество выполнения данных процедур в совокупности с дальнейшими расчетами позволяют обеспечить лицо, принимающее решения, необходимой информацией для выработки наиболее рациональных управляющих воздействий. Предоставляемые пользователям информационные услуги и ресурсы - результат информационных процессов, которые служат основой для принятия решений и формирования управляющих воздействий [из 4.1.2 ГОСТ Р 70569-2022]
4.1.3 Управляющие процессы обеспечивают формирование управляющих воздействий и доведение их до объектов управления. В большинстве случаев формирование управляющих воздействий осуществляется на основе данных, полученных в результате выполнения информационных процессов [из 4.1.3 ГОСТ Р 70569-2022]
4.1.4 Объединение СЦ ИУС на базе единого информационного пространства позволяет обеспечить следующие положительные эффекты для информационных и управляющих процессов в СЦ ИУС:
- повышение своевременности информационного обмена за счет наличия прямых информационных связей между элементами, вследствие чего обеспечивается повышение полноты и актуальности информации о состоянии системы и окружающей среды, а также повышение оперативности управления;
- повышение осведомленности лиц, принимающих решения, за счет получения информации от множества источников с последующим ее комплексированием, вследствие чего обеспечивается адекватность принимаемых решений и возможность самоорганизации;
- повышение устойчивости информационного обмена за счет возможности многократного дублирования путей передачи информации, вследствие чего обеспечивается устойчивость и непрерывность управления;
- повышение эффективности управления в целом.
[из 4.1.4 ГОСТ Р 70569-2022]
4.1.5 Для СЦ ИУС важной задачей является способность к беспрепятственному информационному взаимодействию, позволяющему органам управления обращаться к необходимым информационным ресурсам и функциональным возможностям объектов управления вне зависимости от их географического положения и иерархической и организационной принадлежности (см. [4]) [из 4.1.5 ГОСТ Р 70569-2022]
4.1.6 При устранении значимых барьеров интероперабельности взаимодействие СЦ ИУС и их элементов повышает адекватность принимаемых решений, оперативность, непрерывность и устойчивость управления объектами, объединенными общей целью. На рисунке 1 представлено взаимодействие нескольких СЦ ИУС.
Рисунок 1 - Взаимодействие нескольких СЦ ИУС
[из 4.1.6 ГОСТ Р 70569-2022]
4.1.7 Попытки организовать совместное функционирование систем, не достигших минимально необходимого уровня интероперабельности (в западной литературе - «зрелости») дают обратный эффект (см. [3], [5], [6]). Преодоление барьеров интероперабельности в ходе совместного функционирования нескольких (не готовых к этому) СЦ ИУС и их элементов усилиями персонала может существенно снизить качество управления и повысить издержки достижения цели управления [из 4.1.7 ГОСТ Р 70569-2022]
4.1.8 Решение проблемы интероперабельности СЦ ИУС необходимо осуществлять по следующим основным направлениям:
- использование проблемно-ориентированной модели интероперабельности, построенной на основе конкретных особенностей предназначения, при проектировании и испытаниях СЦ ИУС;
- обоснование и скоординированная реализация автоматизируемых процессов в СЦ ИУС с достижением приемлемого уровня качества и соблюдением основных принципов;
- унификация и стандартизация правил взаимодействия СЦ ИУС.
[из 4.1.8 ГОСТ Р 70569-2022]