5.2.3 Проблемно-ориентированная модель интероперабельности СЦ ИУС ГОСТ Р 70569-2022

5.2.3.1 Для обеспечения интероперабельности СЦ ИУС окончательные технические решения по их построению следует принимать с учетом (см. ГОСТ Р 55062) проблемно-ориентированной модели интероперабельности (этап 3, рисунок 2). Проблемно-ориентированная модель интероперабельности приведена на рисунке 4. Цветом обозначено соответствие характеристик проблемно-ориентированной модели уровням интероперабельности.

- Рисунок 4 - Проблемно-ориентированная модель интероперабельности

Рисунок 4 - Проблемно-ориентированная модель интероперабельности

[из 5.2.3.1 ГОСТ Р 70569-2022]

5.2.3.2 Технический уровень рассматривает барьеры, связанные с обеспечением единых стандартов формирования, передачи, хранения, поиска, обработки и представления информации, программно-аппаратной реализацией элементов СЦ ИУС, их надежностью и производительностью, удобством эксплуатации и обслуживания. Техническая интероперабельность достигается, главным образом, за счет использования соответствующих стандартов и достаточно надежных и производительных компонентов, открытых технических и программных решений [из 5.2.3.2 ГОСТ Р 70569-2022]

5.2.3.3 Семантический уровень описывает информационно-лингвистические, смысловые аспекты взаимодействия, т. е. содержательную сторону обмениваемой информации и ее качество. Семантическая интероперабельность позволяет системам комбинировать полученную информацию с другими информационными ресурсами и обрабатывать ее смысловое содержание. Семантические барьеры интероперабельности систем должны преодолеваться за счет построения стека открытых протоколов для каждого типа системы (комплекса). Разработанные правила включения различных систем и комплексов в общую среду закрепляются профилем, доступным для всех разработчиков. Семантическая интероперабельность достигается за счет применения стандартов типа XML, XSD, RDF, OWL и т. д. [из 5.2.3.3 ГОСТ Р 70569-2022]

5.2.3.4 Организационный уровень описывает прагматические (деловые и стратегические) аспекты взаимодействия и организационные барьеры интероперабельности. На этом уровне достигаются соглашения о сотрудничестве между административными органами и согласуются цели информационного взаимодействия систем. Организационная интероперабельность достигается за счет единого понимания и применения нормативно-правовых документов (соглашений, конвенций, договоров о сотрудничестве), согласованностью целей и отношений между взаимодействующими системами, учетом текущих стадий жизненного цикла систем, достижением организационной готовности объектов системы к взаимодействию между собой. При этом важно обеспечить совместное использование информации при исполнении бизнес-задач [из 5.2.3.4 ГОСТ Р 70569-2022]

5.2.3.5 Интероперабельность считается обеспеченной, если устранены барьеры взаимодействия на трех уровнях: техническом, семантическом и организационном. Для обеспечения и оценки интероперабельности необходимо формировать отдельные спецификации на основе моделей качества, например предложенных в ГОСТ Р ИСО/МЭК 25010 с учетом проблемно-ориентированной модели [из 5.2.3.5 ГОСТ Р 70569-2022]