Типовой

Правила проведения типовых испытаний [из приложения А ГОСТ 15.309-98]

Правила проведения типовых испытаний [из приложения А ГОСТ 15.309-98]

Типовые испытания продукции проводят с целью оценки эффективности и целесообразности предлагаемых изменений в конструкции или технологии изготовления, которые могут повлиять на технические характеристики продукции, связанные с безопасностью для жизни, здоровья или имущества граждан, либо могут повлиять на эксплуатацию продукции, в том числе на важнейшие потребительские свойства продукции или на соблюдение условий охраны окружающей среды [из п. A.1 ГОСТ 15.309-98]

Необходимость внесения изменений в продукцию и проведения типовых испытаний определяют разработчик и изготовитель продукции совместным решением с учетом действия и защиты авторского права и права собственности на продукцию.

Необходимость внесения изменений в конструкцию с проведением типовых испытаний может также определять и потребитель (заказчик), если предлагаемые изменения потребительских свойств (важнейших характеристик продукции) могут затрагивать положения заключенного договора (контракта) на поставку [из п. А.2 ГОСТ 15.309-98]

Типовые испытания проводит изготовитель (поставщик) или по договору с ним и при его участии испытательная (сторонняя) организация с участием, при необходимости, представителей разработчика продукции, заказчика (потребителя), природоохранных органов и других заинтересованных сторон [из п. А.3 ГОСТ 15.309-98]

Типовые испытания проводят по программе и методикам, которые в основном должны содержать:

В программу типовых испытаний, при необходимости, могут быть включены также специальные испытания (например, сравнительные испытания образцов продукции, изготовленных без учета и с учетом предлагаемых изменений, а также испытания из состава проводившихся испытаний опытных образцов продукции или испытаний, проводившихся при постановке продукции на производство).

Объем испытаний и контроля, включаемых в программу, должен быть достаточным для оценки влияния вносимых изменений на характеристики продукции, в том числе на ее безопасность, на взаимозаменяемость и совместимость, на ремонтопригодность, на производственную и эксплуатационную технологичность, а также на утилизируемость продукции [из п. А.4 ГОСТ 15.309-98]

Программу и методики (при отсутствии стандартизованных) типовых испытаний разрабатывает изготовитель (поставщик) продукции или иная организация по договору с ним; утверждают (согласовывают) те же инстанции, которые в установленном порядке утверждали конструкторскую или технологическую документацию на продукцию или изменения в указанной документации [из п. А.5 ГОСТ 15.309-98]

Типовые испытания проводят на образцах продукции, изготовленных с внесением в конструкцию, рецептуру или технологию изготовления предлагаемых изменений [из п. А.6 ГОСТ 15.309-98]

Если эффективность и целесообразность предлагаемых изменений конструкции (рецептуры, технологии изготовления) подтверждена положительными результатами типовых испытаний, то эти изменения вносят в документацию на продукцию в соответствии с установленным порядком [из п. А.7 ГОСТ 15.309-98]

Если эффективность и целесообразность предлагаемых изменений не подтверждена положительными результатами типовых испытаний, то эти изменения в соответствующую утвержденную и действующую документацию на продукцию не вносят и принимают решение по использованию образцов продукции, изготовленных для проведения типовых испытаний (в соответствии с требованиями программы испытаний) [из п. А.8 ГОСТ 15.309-98]

Результаты типовых испытаний оформляют актом (по форме 3 приложения В) и протоколами типовых испытаний с отражением всех результатов, которые оформляют в порядке, установленном изготовителем (поставщиком).

Акт подписывают должностные лица, проводившие испытания и участвовавшие в них, и утверждает руководство изготовителя (поставщика) [из п. А.9 ГОСТ 15.309-98]

Результаты типовых испытаний считают положительными, если полученные фактические данные по всем видам проверок, включенных в программу типовых испытаний, свидетельствуют о достижении требуемых значений показателей продукции (технологического процесса), оговоренных в программе и методике, и достаточны для оценки эффективности (целесообразности) внесения изменений в продукцию (по существующим методикам оценки) [из п. А.10 ГОСТ 15.309-98]

Типовые формы документов, оформляемых в процессе испытаний и приемки [из приложения В ГОСТ 15.309-98]

Типовые формы документов, оформляемых в процессе испытаний и приемки [из приложения В ГОСТ 15.309-98]

При заполнении форм машинописным или ручным способом подстрочный текст не воспроизводят [из п. В.1 ГОСТ 15.309-98]

Формы документов, при необходимости, могут иметь машинно-ориентированный шифр с расположением реквизитов, принятым на конкретном предприятии. Также формы документов могут быть изготовлены (выполнены) с применением средств вычислительной техники [из п. В.2 ГОСТ 15.309-98]

Типовой минимальный перечень оборудования [из подр. 7.6 ГОСТ 18675-2012]

Типовой минимальный перечень оборудования [из подр. 7.6 ГОСТ 18675-2012]

ТМПО - основной документ, регламентирующий правила и процедуры обеспечения вылета ВС с отдельными допустимыми отказами его систем и оборудования и подлежит утверждению (одобрению) уполномоченным органом государства - разработчика ВС в области сертификации типовой конструкции в объеме, установленном соответствующими нормами летной годности. ТМПО включает в себя перечень комплектующих изделий и элементов функциональных систем ВС и его силовой установки, при временной неработоспособности которых в определенных условиях эксплуатации допускается вылет ВС без снижения уровня безопасности, установленного требованиями норм летной годности.

ТМПО определяет также дополнительные процедуры и ограничения в области летной и технической эксплуатации конкретного типа ВС, связанные с условиями выполнения полетов с отказами, и допустимую продолжительность такой эксплуатации [из п. 7.6.1 ГОСТ 18675-2012]

ТМПО может быть предназначен для какой-либо одной модификации (конструктивного исполнения) ВС или для нескольких модификаций ВС одного типа. В последнем случае в ТМПО приводится информация по более чем одной модификации ВС; при этом должно быть указано, какие ограничения и процедуры относятся к каждой из модификаций (например, модель, заводской номер ВС, номер бюллетеня и т.д.).

В этом случае рекомендуется размещать информацию по разным модификациям ВС на разных страницах (в разных МД), а на печатных страницах (в колонтитулах МД) должно быть однозначно обозначено, какие из них соответствуют каждой из модификаций эксплуатации [из п. 7.6.2 ГОСТ 18675-2012]

ТМПО составляется в соответствии с требованиями норм летной годности, изложенных в применимых к конкретному типу ВС частях норм летной годности (авиационных правил) государства-разработчика и рекомендательными документами уполномоченного органа государства-разработчика в области сертификации типовой конструкции.

Указания ТМПО являются обязательными для безопасной эксплуатации ВС. При разработке ТМПО предполагается, что пользоваться им будет летный экипаж с летной и технической подготовкой, соответствующей действующему воздушному законодательству эксплуатации [из п. 7.6.3 ГОСТ 18675-2012]

ТМПО составляют на ВС в целом. При разбивке информации по системам и подсистемам их наименования должны быть выполнены в соответствии с требованиями 6.4. Изложение материалов должно быть исчерпывающим по содержанию, по возможности кратким и исключающим неоднозначное или ошибочное понимание их авиационным персоналом. Язык и изложение текста должны в первую очередь учитывать потребности авиационного персонала и быть удобными для него. В случае необходимости повторения текста не рекомендуется применение ссылок, соответствующий текст дублируют по мере необходимости эксплуатации [из п. 7.6.4 ГОСТ 18675-2012]

Приводимые в ТМПО единицы измерения должны совпадать с единицами измерений, используемыми на приборах кабины экипажа и других измерительных устройствах на борту ВС.

Как правило, в ТМПО значения приводят в единицах международной системы СИ по ГОСТ 8.417.

Примечание - При выполнении документации на экспортируемую продукцию (а также при применении в кабине экипажа или на борту ВС импортных приборов или других измерительных устройств) допускается применять дополнительные единицы измерения эксплуатации [из п. 7.6.5 ГОСТ 18675-2012]

ТМПО состоит из следующих разделов:

  • «Введение»;
  • «Допустимые отказы» (подлежит утверждению уполномоченным органом);
  • «Процедуры в области летной эксплуатации»;
  • «Процедуры в области технической эксплуатации».

[из п. 7.6.6 ГОСТ 18675-2012]

Введение

Раздел «Введение» предназначен для определения статуса конкретной редакции ТМПО, его применимости и состава. Как правило, в этот раздел включают:

  • общую информацию (преамбулу);
  • сокращения, термины и символы, используемые в документе;
  • информацию о связи между сообщениями, выводимыми на экран комплексной информационной системы сигнализации, и соответствующими элементами и процедурами ТМПО.

В раздел включают также служебные подразделы: «Содержание», «Указания по ведению ТМПО» и «Перечень действующих страниц» (перечень и содержание должны быть согласованы) [из п. 7.6.7 ГОСТ 18675-2012]

Допустимые отказы

Раздел «Допустимые отказы» содержит утвержденный перечень всех элементов и систем, которые могут быть неработоспособными при вылете ВС. Раздел «Допустимые отказы» подлежит утверждению уполномоченным органом [из п. 7.6.8 ГОСТ 18675-2012]

Раздел оформляют в виде таблицы, содержащей по каждому элементу ТМПО пять информационных полей (граф):

  1. «Код (номер) и наименование системы, подсистемы, элемента»;
  2. «Категория отказа по сроку устранения»;
  3. «Количество элементов на борту»;
  4. «Количество элементов, требуемое для вылета»;
  5. «Примечания или ограничения».

[из п. 7.6.8.1 ГОСТ 18675-2012]

Поле (графа) 1 содержит перечень элементов, отказ которых не препятствует вылету ВС. При необходимости в эту графу вносят записи: «Если установлен» и (или) «Зарезервировано» [из п. 7.6.8.2 ГОСТ 18675-2012]

Поле (графа) 2 содержит указание о категории рассматриваемого отказа по сроку его устранения. Для элементов, которые не предусмотрены применимыми нормами летной годности и устанавливаются на борт в соответствии с требованиями государства эксплуатанта, в графе 2 ставят прочерк («-»). Это означает, что уполномоченным органом государства эксплуатанта в документации конкретного эксплуатанта данного ВС должен быть установлен приемлемый для этого органа срок устранения такого отказа согласно национальным правилам эксплуатации ВС [из п. 7.6.8.3 ГОСТ 18675-2012]

Поле (графа) 3 содержит общее число установленных на борту ВС резервированных элементов. Прочерк («-») указывает на то, что их число может варьироваться [из п. 7.6.8.4 ГОСТ 18675-2012]

Поле (графа) 4 содержит минимальное число элементов, которое должно быть работоспособным при вылете ВС. Прочерк («-») указывает на то, что это число может варьироваться [из п. 7.6.8.5 ГОСТ 18675-2012]

Поле (графа) 5 содержит (при необходимости) дополнительные условия выпуска ВС в полет с отказом данного вида на борту. Если такое условие предусмотрено, то вылет с отказом данного вида возможен только при выполнении указанных условий. Если в этой графе нет текста, то вылет возможен без каких-либо дополнительных условий и ограничений. Для некоторых элементов возможно несколько решений для организации вылета ВС с допустимым отказом. У каждого решения может быть свой срок устранения отказа и свои ограничения.

В поле (графе) 5 используют следующие символы:

  • (*) - означает, что неработоспособное оборудование в кабине экипажа должно быть снабжено специальной маркировкой, чтобы четко обозначить неработоспособность такого оборудования для членов экипажа ВС;
  • (Л) - означает, что экипаж должен выполнять специальную процедуру в области летной эксплуатации (допускается выполнение такой процедуры также другим квалифицированным и допущенным авиационным персоналом);
  • (Т) - означает, что наземный технический персонал должен выполнить специальную процедуру в области технической эксплуатации (допускается выполнение такой процедуры также членом экипажа ВС, если он допущен к выполнению таких работ).

Примечание - При выполнении документации на экспортируемую продукцию процедуры, выполнение которых осуществляет летный экипаж и наземный технический персонал, обозначают соответственно символами (О) и (М). Допускается в целях совместимости использовать эти же обозначения при издании документации на русском языке.

Текст графы 5, включающий в себя описание дополнительных процедур и условий допуска ВС к полетам и их выполнения (указания, предупреждения и т.д.) утверждается (одобряется) уполномоченным органом государства-разработчика в области сертификации типовой конструкции.

Примечания:

  1. Признаки отказа следует описывать так, чтобы описание определяло критерий признания его допустимым. Например: «отказ по основному каналу управления при условиях: исправность дублирующей системы подтверждена, цифровая система команд по давлению и блок контроля 6548 работоспособны» и т.п.
  2. Под дополнительными условиями подразумевают, например, указания о необходимости и порядке дополнительного контроля подсистемы с отказавшим элементом и т.п.

[из п. 7.6.8.6 ГОСТ 18675-2012]

ТМПО в странично-ориентированном виде выполняют по форме, приведенной на рисунке 16.

Код (номер) и наименование системы (подсистемы), элемента

Категория отказа по сроку устранения (КОС)

Количество элементов на борту (КЭБ)

Количество элементов, требуемое для вылета (КВТ)

Примечание или ограничение

1

2

3

4

5

Рисунок 16 - Типовой минимальный перечень оборудования

Допускается применение другой табличной формы ТМПО, содержащей ту же информацию. Пример выполнения формы ТМПО приведен на рисунке Д.10 приложения Д [из п. 7.6.9 ГОСТ 18675-2012]

Процедуры в области летной эксплуатации

Раздел «Процедуры в области летной эксплуатации» содержит перечень процедур, отмеченных символом (Л) в графе 5 «Примечания или ограничения», которые применяют согласно обязательным требованиям раздела «Допустимые отказы». Он не требует утверждения уполномоченным органом государства-разработчика, но необходимость выполнения таких процедур подлежит утверждению (одобрению) в составе раздела «Допустимые отказы».

Обычно такие процедуры выполняются экипажем ВС, но допускается их выполнение другими специалистами с необходимой квалификацией и допусками. За несоблюдение этих процедур, независимо от того, кто их выполняет, отвечает командир ВС.

В случае, когда к отказавшему элементу применима соответствующая процедура в области летной эксплуатации, если в условиях вылета с отказом в разделе «Допустимые отказы» или в самой процедуре с индексом (Л) не указан срок ее проведения, то она должна быть выполнена до начала каждого полета с данным допустимым отказом. Если по какой-либо причине невозможно выполнить это требование, то ВС к вылету с таким отказом не допускается [из п. 7.6.10 ГОСТ 18675-2012]

Процедуры в области технической эксплуатации

Раздел «Процедуры в области технической эксплуатации» содержит перечень процедур, отмеченных символом (Т) в графе 5 «Примечания или ограничения», которые применяют согласно обязательным требованиям раздела «Допустимые отказы». Он не требует утверждения уполномоченным органом государства-разработчика, но необходимость выполнения таких процедур подлежит утверждению (одобрению) в составе раздела «Допустимые отказы».

Обычно такие процедуры выполняются наземным авиационным персоналом, но допускается и их выполнение другими специалистами с необходимой квалификацией и допусками. За несоблюдение этих процедур, независимо от того, кто их выполняет, отвечает уполномоченный представитель эксплуатанта.

Если в разделе «Допустимые отказы» нет специальных на то указаний, то в процедурах не предусматривают демонтаж неработоспособного элемента с допустимым отказом с борта ВС.

В случае, когда к отказавшему элементу применима соответствующая процедура в области технической эксплуатации, если в условиях вылета с отказом в разделе «Допустимые отказы» или в самой процедуре с индексом (Т) не указан срок ее проведения, то она должна выполняться только один раз до начала первого полета с данным допустимым отказом. Если по какой-либо причине невозможно выполнить это требование, то ВС к вылету с таким отказом не допускается [из п. 7.6.11 ГОСТ 18675-2012]

ТМПО в бумажной форме, в зависимости от общего объема печатных страниц, может быть выполнен в одной или двух книгах в соответствии с делением ТМПО на части. При издании ТМПО в двух книгах на титульных листах каждой должно быть наименование: «Книга первая» или «Книга 1» и «Книга вторая» или «Книга 2». В начале второй книги ТМПО дополнительно помещают содержание и перечень действующих страниц (МД) второй книги ТМПО.

Система построения и нумерации разделов ТМПО при издании его в двух книгах не изменяется.

При издании ТМПО в бумажной форме в двух книгах раздел «Введение» может быть включен в обе книги [из п. 7.6.12 ГОСТ 18675-2012]

Типовая конструкция по ГОСТ 18675-2012

Типовая конструкция по ГОСТ 18675-2012

Конструкция воздушного судна или его составной части, описанная в их конструкторской документации и представляемая для оценки соответствия требованиям применимых норм летной годности (сертификационного или квалификационного базиса) [из п. 3.1.15 ГОСТ 18675-2012]

Типовой формат сообщения по ГОСТ Р 43.2.1-2007

Типовой формат сообщения по ГОСТ Р 43.2.1-2007

Формат сообщения, который может быть использован в качестве примерного для представления аналогичных по назначению сообщений [из п. 3.37 ГОСТ Р 43.2.1-2007]

Страницы

«Техническая документация»

Связь по эл. почте admin @ tdocs . su (без пробелов), тел. +7(967) 044-84-77 или в форме Контакты.

Copyright © «Техническая документация» 2008. Заимствуйте наши материалы с блеском! При воспроизведении материалов портала обязательна установка активной гиперссылки на источник — страницу с этой публикацией на tdocs.su.

Яндекс.Метрика