- Контакты ООО «Техническая документация»

Заказать услуги ООО «Техническая документация» можно по эл. почте admin @ tdocs . su (без пробелов), по тел. 8-910-468-09-28, 8-916-631-48-82 или в форме Контакты.

Разработка технического задания (ТЗ) на программный продукт с точки зрения заказчика. Работаем над ошибками

«Разработка технического задания (ТЗ) на программный продукт с точки зрения заказчика. Работаем над ошибками» - детальный и вежливый разбор ошибок «хаброавтора», вбросившего на «хабр» свою «нетленку» под названием «Разработка технического задания (ТЗ) на программный продукт с точки зрения заказчика», опубликованный на том же «хабре». Вежливый автор вежливого разбора полетов был немедленно «заминусован» «хабрапиплами», а затем и вовсе зверски «отхабрен» - Ржунимагу! (смайл) Далее - аутентичный текст статьи. Редакция от 11.03.2016.

Создан 27.12.2013 13:46:55

- хабрахабр

Картинка цельнотянута с comuedu.ru

В недалеком прошлом на этом замечательном ресурсе была опубликована статья Разработка технического задания (ТЗ) на программный продукт с точки зрения заказчика. Статья - сама по себе неплохая - содержит, к сожалению, ряд неточностей, о которых следует упомянуть. Сделаем это в «один проход» по абзацам (грамматика, орфография, пунктуация и прочая «стилистика» «хаброавтора» сохранены, гиперссылки добавлены вежливым «разборщиком»).

По второму абзацу:

Надо сказать, что у каждой из этих заинтересованных сторон свои требования и свое видение того, каким должно быть «хорошо написанное ТЗ». Например, у заказчика и исполнителя могут быть совершенно противоположные мнения на этот счет.

Уточнения:

  1. Технические задания не пишут (составляют, подготавливают, оформляют и пр.), а разрабатывают, см. хотя бы п. 1.2 ГОСТ 34.602-89;
  2. Если заказчик и исполнитель руководствуются требованиями ГОСТов, то совершенно противоположных мнений у них в принципе быть не может и не должно. Если же взаимодействие осуществляется «по понятиям» - как сейчас принято - то без «плюрализЬма мнений» тут, конечно, никак не обойтись.

Исполнитель может быть заинтересован в максимально подробном ТЗ для того, чтобы максимально формализовать свои обязательства по функционалу создаваемого решения.

Палка о трех концах:

  1. Чрезмерно детализированное техзадание становится техническим проектом, что, в общем-то, и неплохо, но кто даст исполнителю столько времени и денег на разработку излишне подробного ТЗ?
  2. Вменяемый исполнитель всегда стремится сократить объем технического задания, поскольку «меньше слов - меньше вопросов». И меньше работы. Более того - на стадии технического задания очень трудно предугадать технический облик изделия, программы или автоматизированной системы в целом, поэтому существует типовая отмазка «то-то и то-то должно уточняться на стадии технического проекта»;
  3. Исполнитель не должен забывать, что он несет обязательства не только в части реализации функциональных требований, но и общих требований - требований к надежности, безопасности и т.д. Нет смысла перечислять, поскольку их довольно много и все они подробно изложены в том же ГОСТ 34.602-89.

При этом заказчик, который точно не определился с параметрами будущей системы или у которого «ветер в голове», может требовать более общих формулировок, описания системы крупными мазками для того, чтобы потом попытаться включить в рамки оговоренного бюджета новые требования.

А вот тут уже все зависит от опыта исполнителя. Толковый исполнитель обязательно пропишет в договоре или ТЗ условие, при котором все дополнительные «хотелки» заказчика должны будут финансироваться отдельно с соответствующим увеличением срока разработки (дополнениями к ТЗ, допсоглашениями и т.п.). При этом очень важно - крайне важно! - не доверять всецело подготовку договора юристам, обязательно выверять все вплоть до каждой запятой, безжалостно уничтожать в документах любую юридическую казуистику, приводить документы к виду стройному, строгому и прозрачному.

По третьему абзацу:

Как уже говорилось выше, в момент начала работы над ТЗ вы можете слабо себе представлять... В качестве исходных данных у вас могут быть разрозненные, часто противоречащие друг другу запросы... Хорошо, если вашей ИТ-службе удалось... Если же нет, то лучший вариант – это сначала разработать очень общее ТЗ, крупными мазками описывающее видение системы, перечислить необходимые модули (подсистемы), не углубляясь в подробности их функционирования, и далее совместно с исполнителем работать над детализацией требований к ним.

По сути правильно, только это будет не ТЗ, а нечто вроде оперативно-технической записки, ТТЗ, заявки, письма с хотелками - общими функциональными требованиями. Теперь о неточностях: нельзя смешивать понятия модулей и подсистем, поскольку подсистема - это та же система, только маленькая. Подсистема, как и система, включает в себя все виды обеспечения, все те же общие требования, а модуль есть всего лишь «Программа или функционально завершенный фрагмент программы, предназначенный для хранения, трансляции, объединения с другими программными модулями и загрузки в оперативную память [из п. 15 Таблицы 1 ГОСТ 19781-90]»

Это даст вам время лучше понять что же вы хотите получить в итоге, мобилизовать на работу над проектом подразделения компании, собрать необходимую информацию, освоить основные понятия, если тематика создаваемого решения для вас нова. Также исполнитель сможет лучше познакомиться с деятельностью вашей компании.

Что касается «основных понятий», то существует громадное количество ГОСТов, содержащих в своих названиях строчку «... Термины и определения». Их и следует применять в работе, чтобы быстрее освоить новую предметную область, но ни в коем случае не ссылаться на всяческие «...педии», поскольку это не только несолидно, но еще и «чревато боком» в части последствий.

По четвертому абзацу:

Немаловажным моментом является вероятность дрейфа требований... Во избежании ненужных проблем в будущем это сразу надо проговорить с исполнителем и настраиваться на долгосрочное сотрудничество. Грамотный исполнитель в этих условиях может выбрать т.н. спиральную модель разработки ПО, в рамках которой ТЗ, фактически, разрабатывается на каждом новом витке спирали и описывает те изменения, которые должны произойти в следующей версии программного продукта.

За долгосрочное сотрудничество исполнитель будет цепляться всеми конечностями, если, конечно, заказчик вменяем - В темных очках Спиральную модель заменим п. 1.7 ГОСТ 34.602-89 и уточним п. 11 Приложения 1 того же стандарта.

По седьмому абзацу:

Сложность задачи также оказывает влияние на подход к написанию ТЗ... Сложность обычно заключается в том, что... В этом случае очень важно грамотно разбить проект на этапы (шаги), подразумевая то, что каждый следующий шаг будет корректироваться по результатам, достигнутым на предыдущих. Соответственно и техническое задание будет разрабатываться в начале каждого этапа, опираясь на опыт предыдущего.

Смешаны понятия этапов и очередей. Применительно к автоматизированным системам:

Этап - Часть стадии создания АС, выделенная по соображениям единства характера работ и (или) завершающего результата или специализации исполнителей [из п. 4.4 ГОСТ 34.003-90]

Очередь - Часть АС, для которой в техническом задании на создание АС в целом установлены отдельные сроки ввода и набор реализуемых функций [из п. 4.5 ГОСТ 34.003-90]

По девятому абзацу:

Степень детальности ТЗ и разнесенность во времени его разработки, конечно же, не являются единственными моментами, важными для заказчика. Перед началом разработки ТЗ очень рекомендую определиться с его структурой, фактически, составить страницы с его содержанием, перечнем пунктов и подпунктов до начала работ по ТЗ, а не в процессе или после. При этом и вы и исполнитель договоритесь о том какие вопросы должны быть рассмотрены на данном этапе. Вы будете хорошо понимать, что получите в итоге, а исполнитель будет понимать, что вы от него ждете. Не смотря на кажущуюся простоту, это делается не всегда, даже для крупных и сложных проектов. В итоге ТЗ может получиться совершенно непотребным для дальнейшей работы.

Зачем вся эта самодеятельность с составлением страниц с содержанием ТЗ? Есть ГОСТ 19.201, есть ГОСТ 34.602 и другие стандарты, в которых структура и содержание технических заданий расписана четко и строго, узаконена государством, не содержит практически ничего лишнего, при этом допускается вводить дополнительные разделы, подразделы, пункты и подпункты на усмотрение заказчика и исполнителя?

По десятому абзацу:

... ТЗ в явном или неявном виде присутствует в любой из них. При этом шаблоны этого документа могут существенно различаться для различных компаний и процессов разработки ПО. Будущий разработчик вашей системы может навязывать вам принятые у него шаблоны ТЗ, но в данном случае важно понимать, что, во-первых, ТЗ является важнейшим инструментом не только для исполнителя, но и для заказчика, который также имеет полное право определять его структуру...

Вот тут совсем непонятно: ведь заказывает музыку тот, кто платит, а платит заказчик. Как исполнитель может хоть что-то ему навязывать? Тут возможно лишь взаимное «согласие как продукт при полном непротивлении сторон»...

По одиннадцатому абзацу:

В настоящее время в РФ действует ГОСТ 34.602-89 «Техническое задание на создание автоматизируемой системы», который, не смотря на 89-й год своего создания, неплохо отражает общую структуру ТЗ. Тем не менее, для многих случаев, он является недостаточно детальным и хорошо описывающим специфику разработки современных программных продуктов.

Слезы потекли ручьем:

  1. Плохо или неплохо - судить не нам, поскольку все существующие зарубежные стандарты, включая MIL, даже близко к ГОСТам 34-го комплекса не стояли в части детализации и полноты охвата;
  2. ГОСТ 34.602 к программным продуктам вообще никакого отношения не имеет, ибо «Настоящий стандарт распространяется на автоматизированные системы (АС) для автоматизации различных видов деятельности (управление, проектирование, исследование и т. п.), включая их сочетания, и устанавливает состав, содержание, правила оформления документа «Техническое задание на создание (развитие или модернизацию) системы» (далее - ТЗ на АС)».

Правда, отдельные требования ГОСТ 34.602 целесообразно присовокуплять к ТЗ, разработанным по ГОСТ 19.201, чтобы компенсировать некоторые его огрехи, что не возбраняется самим ГОСТ 19.201 - «В зависимости от особенностей программы или программного изделия допускается уточнять содержание разделов, вводить новые разделы или объединять отдельные из них [из п. 1.4 ГОСТ 19.201-78]».

По четырнадцатому большому абзацу:

Категории (роли) пользователей, работающих с системой – перечислить роли и кратко описать каким должностям из каких подразделений они соответствуют.

Все это не предусмотрено как ГОСТ 19.201, так и ГОСТ 34.602, но имеется подраздел «Требования к численности и квалификации персонала системы и режиму его работы», который разумно добавить в ТЗ на ПО и детально расписать в нем категории персонала. И даже роли... А еще в ГОСТ 34.602 предусмотрены требования к организационному обеспечению - в них можно отлично развернуться и дать волю фантазии.

Все, что перечислено ниже, детально расписано в РД 50-34.698-90. Если интересны подробности - задавайте вопросы в комментариях.

По заключению:

В заключении хотелось бы отметить, что по моему опыту самое лучшее ТЗ – это ТЗ написанное самим заказчиком или при самом активном участии заказчика, т.к. никто лучше сотрудников вашей компании не знает ваших потребностей, деталей работы и далеко не всегда это удается выяснить на интервью. Конечно, для этого необходимо иметь в штате достаточно квалифицированных ИТ-специалистов или воспользоваться услугами ИТ-консультанта. Полученное ТЗ можно использовать в составе тендерной документации для того, чтобы дать большому количеству потенциальных подрядчиков четкое понимание требуемого результата и получить от них предложения.

И, наконец:

  1. «Законодательно» ТЗ разрабатывается самим заказчиком только в том случае, если он представляет Министерство обороны или иное силовое ведомство;
  2. Тендерную документацию разрабатывает именно тот подрядчик, который заведомо должен выиграть конкурс. Простите, но это жизненные реалии...

Как-то так. В заключении можно рекомендовать старенькую статью Страшная правда о техническом задании, в которой довольно детально расписаны процессы взаимодействия заказчика и исполнителя в ходе разработки технического задания, а также всевозможные «тайные подлости» этого замечательного документа.

- Контакты ООО «Техническая документация»

Заказать услуги ООО «Техническая документация» можно по эл. почте admin @ tdocs . su (без пробелов), по тел. 8-910-468-09-28, 8-916-631-48-82 или в форме Контакты.

Copyright © ООО «Техническая документация» 2017. Заимствуйте наши материалы с блеском!
При цитировании на своих ресурсах наших материалов используйте активные ссылки на них.