Планирование технического обслуживания и ремонта, ТОиР (maintenance/repair planning) по ГОСТ Р 53394-2009
Процесс разработки и развития концепции и программы технического обслуживания и ремонта. Включает назначение целей, состава работ и прогноз потребности в ресурсах (материальных, трудовых, финансовых), необходимых для выполнения работ на различных организационно–технических уровнях.
Примечание — Выполняется на основе данных, содержащихся в БД АЛП, в том числе с учетом данных, относящихся к предполагаемому использованию изделия по назначению.
[из 3.5.1 ГОСТ Р 53394–2009]
Управление технического обслуживания и ремонта, ТОиР (maintenance/repair management) по ГОСТ Р 53394-2009
Процесс составления планов–графиков выполнения работ по ТОиР, формирования заданий на выполнение работ, определения требуемых ресурсов (по номенклатуре и количеству), а также контроль и ведение отчетности о выполнении работ, расходовании материальных и иных ресурсов (в том числе учет выполненных замен изделий и агрегатов, отслеживание их движения и др.).
Примечание — Выполняется на основе данных, содержащихся в БД АЛП и ЭЭД (регламенты и технологии выполнения работ, периодичность выполнения работ по техническому обслуживанию и др.), с учетом оперативных планов использования изделия по назначению. Как правило, горизонт текущего (оперативного) планирования не превышает одного года.
[из 3.5.2 ГОСТ Р 53394–2009]
Уровень технического обслуживания и ремонта, ТОиР (maintenance/repair level) по ГОСТ Р 53394-2009
Предприятие (организация, подразделение и т.п.), обладающее совокупностью оборудования, инструментов, инфраструктуры и персонала с необходимыми квалификационными навыками, позволяющими выполнять определенные типы работ по техническому обслуживанию/ремонту изделия.
- В настоящее время наиболее распространена трехуровневая система ТОиР:
первый уровень (первая линия или эксплуатационный уровень) — технический персонал в составе экипажа изделия и (или) техническая служба места базирования (аэропорта, порта приписки, машинного парка; например для военной авиации — технико–эксплуатационная часть авиационного полка);
второй уровень (вторая линия или средний уровень) — специализированная ремонтная организация (подразделение, цех, мастерская);
третий уровень (третья линия или уровень ремонтного завода) — ремонтный завод или ремонтная служба производителя.
- В ГОСТ 18322 (статьи 31–35, 47–49) приведены термины, схожие по смыслу с понятиями уровней ТОиР, но называемые методами технического обслуживания/ремонта.
[из 3.5.3 ГОСТ Р 53394–2009]
Конструктивно-сменный узел, КСУ (Line Replaceable Unit, LRU) по ГОСТ Р 53394-2009
Конструктивный элемент (как правило, ПКИ), который может быть заменен непосредственно на изделии [из 3.5.5 ГОСТ Р 53394–2009]
Узел цеховой замены (Shop Replaceable Unit, SRU) по ГОСТ Р 53394-2009
Конструктивный элемент, который невозможно заменить непосредственно на изделии.
Примечание — Как правило, требует специального оборудования, квалифицированного персонала и подлежит замене на втором или третьем уровне ТОиР.
[из 3.5.6 ГОСТ Р 53394–2009]
Инструмент специальный (tool, special) по ГОСТ Р 53394-2009
Общий термин, охватывающий те ручные инструменты или другие приспособления, которые изготовлены специально для того, чтобы эффективно выполнить определенную задачу обслуживания. Такие инструменты должны быть идентифицированы (обычно при помощи специального идентификационного кода) [из 3.5.7 ГОСТ Р 53394–2009]
Инструмент стандартный (tool, common) по ГОСТ Р 53394-2009
Общий термин, включающий в себя стандартный ручной инструмент, такой как отвертки, гаечные ключи, плоскогубцы и т.п., который не требует специальной идентификации. Как правило, подобный инструмент представляет собой часть набора инструментов, поставляемого вместе с изделием [из 3.5.8 ГОСТ Р 53394–2009]