Летное руководство по ГОСТ 18675-2012

Летное руководство по ГОСТ 18675-2012

ЛР содержит информацию о ЛТХ, требованиях и ограничениях в отношении летной годности и правил летной эксплуатации ВС конкретного типа [из п. 7.1.1 ГОСТ 18675-2012]

ЛР входит в состав документации типовой конструкции и подлежит утверждению (одобрению) уполномоченным органом государства - разработчика ВС в области сертификации типовой конструкции в объеме, установленном соответствующими нормами летной годности (авиационными правилами) [из п. 7.1.1.1 ГОСТ 18675-2012]

Часть ЛР, подлежащая утверждению (одобрению), и прочие его части должны быть четко разделены. В часть ЛР, подлежащую утверждению (одобрению) уполномоченным органом государства-разработчика в области сертификации типовой конструкции, помещают только сведения, регламентированные применимыми нормами летной годности. Разработчик может включать другие необходимые для летной эксплуатации ВС сведения в части ЛР, не подлежащие утверждению (одобрению) [из п. 7.1.1.2 ГОСТ 18675-2012]

ЛР - основной документ, необходимый для выдачи, признания или продления срока действия сертификата летной годности конкретного экземпляра ВС данного типа [из п. 7.1.1.3 ГОСТ 18675-2012]

Указания ЛР являются минимально необходимыми обязательными правилами для безопасной летной эксплуатации ВС.

Примечание - При разработке ЛР предполагается, что пользоваться им будет летный экипаж, имеющий летную и техническую подготовки согласно действующему воздушному законодательству [из п. 7.1.2 ГОСТ 18675-2012]

ЛР составляют на ВС в целом. В нем должна быть информация об обязательных правилах летной эксплуатации бортовых систем ВС и ПИ, установленных на ВС. При необходимости разбивки информации по системам и подсистемам их наименования и номера должны быть выполнены в соответствии с требованиями, приведенными в 6.2 [из п. 7.1.3 ГОСТ 18675-2012]

Содержание разделов (подразделов) ЛР определяется требованиями норм летной годности (авиационных правил) государства-разработчика и рекомендательными документами уполномоченного органа государства-разработчика в области сертификации типовой конструкции [из п. 7.1.4 ГОСТ 18675-2012]

Содержание каждого раздела (темы) должно подразделяться на взаимосвязанные подразделы, относящиеся к летной эксплуатации ВС в целом или описывающие выполнение определенной функции в процессе летной эксплуатации конкретной системы.

Изложение материалов должно быть исчерпывающим по содержанию, по возможности кратким и исключающим неоднозначное или ошибочное понимание их экипажем. Язык и изложение текста должны в первую очередь учитывать потребности экипажа и быть удобными для него. Основной материал ЛР излагается исходя из минимального состава летного экипажа. Если предусмотрены варианты состава экипажа с включением дополнительных (сверх минимального состава) членов экипажа, то их действия по подготовке и выполнению полета излагаются после указаний для минимального состава экипажа [из п. 7.1.5 ГОСТ 18675-2012]

ЛР может быть предназначено для какой-либо одной модификации (конструктивного исполнения) ВС или для нескольких модификаций ВС одного типа. В последнем случае в ЛР приводится информация для более чем одной модификации ВС, в связи с чем необходимо указать, какие ограничения, процедуры и ЛТХ относятся к каждой из модификаций (идентифицируемой, например, заводским номером ВС, номером бюллетеня и др.). Предпочтительным является размещение информации по разным модификациям ВС на разных страницах (в разных МД), а на печатных страницах (в МД) должно быть четко обозначено, какие из них соответствуют каждой из модификаций [из п. 7.1.6 ГОСТ 18675-2012]

В случае необходимости повторения текста не рекомендуется применение ссылок, соответствующий текст дублируют по мере необходимости [из п. 7.1.7 ГОСТ 18675-2012]

Формат страниц при выпуске в бумажной форме определяется разработчиком ВС. Общие требования к оформлению - согласно 6.6 [из п. 7.1.8 ГОСТ 18675-2012]

ЛР самолета должно иметь следующую структуру:

  • раздел 0 «Введение» (служебная информация);
  • раздел 1 «Ограничения»;
  • раздел 2 «Аварийные процедуры»;
  • раздел 3 «Особые процедуры»;
  • раздел 4 «Нормальные эксплуатационные процедуры»;
  • раздел 5 «Летные данные»;
  • приложения и дополнения.

[из п. 7.1.9 ГОСТ 18675-2012]

Введение

Раздел 0 «Введение» предназначен для определения статуса конкретной редакции ЛР, применимости и состава данного ЛР. Как правило, в этот раздел включают следующие подразделы:

  • «Вводная часть»;
  • «Титульный лист»;
  • «Лист регистрации изменений»;
  • «Краткое описание существа внесенных изменений» (если это необходимо по мнению разработчика);
  • «Перечень действующих страниц» (или МД);
  • «Перечень приложений и дополнений к ЛР»;
  • «Перечень принятых сокращений».

[из п. 7.1.9.1 ГОСТ 18675-2012]

Ограничения

Раздел 1 «Ограничения» содержит эксплуатационные ограничения, установленные в процессе сертификации данного типа самолета. Эксплуатационные ограничения должны быть сформулированы в стиле, исключающем их нарушение. Используемая в ЛР терминология должна соответствовать принятой в НД, регламентирующих летную эксплуатацию и производство полетов. При необходимости в раздел также могут быть включены дополнительные ограничения, предписываемые правилами эксплуатации [из п. 7.1.9.2 ГОСТ 18675-2012]

Аварийные процедуры

Раздел 2 «Аварийные процедуры» должен содержать четко сформулированные процедуры, которые предполагают немедленное реагирование и выполнение части действий по памяти.

Раздел должен содержать указания относительно немедленных и точных действий экипажа, связанных с выполнением полета при попадании самолета в ситуации, которые по результатам проведенного при разработке и сертификации анализа отказобезопасности оценены как аварийные и имеют вероятность выше, чем практически невероятные, а также - процедуры на случай ожидаемых в полете видов особых ситуаций (например, отказ двигателя, аварийная посадка, пожар на борту во время полета).

Указания, приведенные в данном разделе, должны позволить экипажу принять все возможные меры для предотвращения перехода аварийной ситуации в катастрофическую [из п. 7.1.9.3 ГОСТ 18675-2012]

Особые процедуры

Раздел 3 «Особые процедуры» содержит процедуры, связанные с действиями в ситуациях, которые по результатам проведенного при разработке и сертификации анализа отказобезопасности оценены как сложные.

К особым процедурам отнесены действия экипажа в случае возникновения отказа или неисправности оборудования или систем, либо повреждения конструкции самолета в полете.

Раздел должен содержать перечень особых ситуаций, для которых предусмотрены особые процедуры, а также информацию, которая позволяет точно распознать конкретную ситуацию.

Указания, приведенные в данном разделе, должны содержать точные действия экипажа, представленные в виде перечня последовательных операций, выполнение которых гарантирует безопасное завершение полета [из п. 7.1.9.4 ГОСТ 18675-2012]

Нормальные эксплуатационные процедуры

Раздел 4 «Нормальные эксплуатационные процедуры» содержит перечень действий экипажа, необходимых для безопасной эксплуатации самолета, при условии, что все системы и оборудование самолета работают нормально, а также процедуры, связанные с типовыми, частыми на практике отклонениями от стандартных режимов полета (например, отклонение от глиссады, предупреждение о близости земли, уход на второй круг при всех работающих двигателях, турбулентность воздуха и т.п.).

Раздел должен с учетом особенностей конкретной типовой конструкции самолета содержать, как минимум, основную информацию, необходимую для безопасной эксплуатации самолета в нормальных и отличных от нормальных условиях.

Содержание и степень подробности изложения процедур в ЛР определяют в процессе его разработки и сертификации по согласованию между разработчиком самолета и уполномоченным органом государства-разработчика, сертифицирующим типовую конструкцию самолета [из п. 7.1.9.5 ГОСТ 18675-2012]

Летные данные

Раздел 5 «Летные данные» включает в себя ограничения ЛТХ и другие сведения в соответствии с требованиями применимых норм летной годности и охраны окружающей среды, а также специальные условия, которые могут быть применимыми. Может приводиться и иная дополнительная информация для помощи эксплуатанту в соблюдении правил эксплуатации или особых эксплуатационных требований.

Информация о ЛТХ должна охватывать весь диапазон эксплуатационных значений массы самолета, высоты полета, температуры, конфигураций самолета и режимов работы двигателя, а также любых других эксплуатационных данных, представленных в виде эксплуатационных ограничений летных характеристик для данного типа самолета.

Подобные данные рекомендуется приводить в отдельном подразделе или приложении к ЛР [из п. 7.1.9.6 ГОСТ 18675-2012]

ЛР винтокрылого аппарата (вертолета) должно иметь следующую структуру:

  • «Введение» (или раздел 0 «Служебная информация»);
    1. часть I - «Действия экипажа», которая утверждается (одобряется) уполномоченным органом государства-разработчика в области сертификации типовой конструкции, включает в себя:
    2. раздел 1 «Ограничения»;
    3. раздел 2 «Действия в нормальных условиях»;
    4. раздел 3 «Действия в особых ситуациях»;
    5. раздел 4 «Летные данные»;
    6. раздел 5 «Масса и центровка»;
    7. раздел 6 «Дополнения»;
  • часть II - «Сведения разработчика», которая утверждается разработчиком ВС, включает в себя:
    1. раздел 7 «Описание систем и оборудования»;
    2. раздел 8 «Наземное и техническое обслуживание»;
    3. раздел 9 «Дополнительная информация».

[из п. 7.1.10 ГОСТ 18675-2012]

ЛР в бумажной форме, в зависимости от общего объема печатных страниц, может быть выполнено в одной или двух книгах в соответствии с делением ЛР на части. Система построения и нумерации разделов ЛР при издании его в двух книгах не изменяется.

При издании ЛР в бумажной форме в двух книгах раздел «Введение» («Служебная информация») может быть включен в обе книги [из п. 7.1.10.1 ГОСТ 18675-2012]

Введение (Служебная информация)

В раздел 0 «Введение» («Служебная информация») помещают сведения о назначении ЛР, обязанностях держателя ЛР, порядке внесения изменений и дополнений, перечни терминов, сокращений и символов, используемых в ЛР [из п. 7.1.10.2 ГОСТ 18675-2012]

Ограничения

В раздел 1 «Ограничения» помещают сведения о применимом сертификационном базисе, разновидностях условий эксплуатации, минимальном составе экипажа, ограничениях по вертолету, силовой установке, системам и оборудованию, маркировке приборов, трафаретах в кабинах, ограничениях при выполнении полетов по приборам и других ограничениях, установленных в процессе сертификации типовой конструкции [из п. 7.1.10.3 ГОСТ 18675-2012]

Действия в нормальных условиях

В раздел 2 «Действия в нормальных условиях» помещают сведения о расчете полета, предполетном осмотре, проверке систем и оборудования, запуске двигателей, проверке систем и оборудования при работающих двигателях, рулении, действиях перед взлетом, взлете, наборе высоты, крейсерском (горизонтальном) полете, снижении и посадке, действиях после посадки и выключении двигателей. В данном разделе могут приводиться контрольные карты, содержащие в краткой и наглядной форме порядок действий в нормальных условиях [из п. 7.1.10.4 ГОСТ 18675-2012]

Действия в особых ситуациях

В раздел 3 «Действия в особых ситуациях» помещают сведения об аварийной и предупреждающей сигнализациях, действиях экипажа в аварийных и сложных ситуациях, включая действия при пожаре, отказах и неисправностях силовой установки, систем и оборудования, аварийной посадке на сушу и на воду, аварийному покиданию. В данном разделе могут приводиться аварийные контрольные карты, содержащие в краткой и наглядной форме порядок действий в особых ситуациях.

В разделе помещаются сведения о действиях и рекомендациях, касающихся неисправностей систем и оборудования, приводящих к аварийной и сложной ситуациям в полете [из п. 7.1.10.5 ГОСТ 18675-2012]

Летные данные

В раздел 4 «Летные данные» помещают сведения о ЛТХ, необходимые для эксплуатации в соответствии с применимыми требованиями норм летной годности и специальными условиями, совместно с дополнительной информацией, имеющей значение для выполнения соответствующих эксплуатационных требований.

Сведения о ЛТХ могут быть представлены по диапазонам изменения массы, высоты, температуры и других эксплуатационных переменных, установленных как эксплуатационные ограничения.

Сведения о пределах эксплуатационных ограничений должны быть представлены четко, ограничение должно быть тщательно выделено и ЛТХ за пределами ограничения должны отличаться от находящихся в пределах ограничений.

Указанные сведения представляют в виде различных номограмм, графиков, диаграмм и таблиц [из п. 7.1.10.6 ГОСТ 18675-2012]

Масса и центровка

В раздел 5 «Масса и центровка» помещают сведения о всех составляющих, от которых зависит масса и центровка (экипаж, пассажиры (перевозимые люди), груз, топливо и масло в баках и т.д.), предельные массу и центровку (в соответствии с разделом 1 «Ограничения»), размеры и положение линий начала отсчета, состав массы пустого вертолета, перечень дополнительного и съемного оборудования с их массами и центровками, схему последовательности загрузки, указания по способам загрузки и использованию схем загрузки, пример решения задачи по расчету загрузки; указания по поперечной центровке для случаев установки на борту различных приспособлений, влияющих на эту центровку и другие необходимые сведения [из п. 7.1.10.7 ГОСТ 18675-2012]

Дополнения

В раздел 6 «Дополнения» помещают сведения по дополнительно установленному оборудованию. Дополнения могут изменять информацию, касающуюся ограничений, действий в нормальных условиях, действий в особых ситуациях, летных данных и сведений по массам и центровкам.

Дополнения по своей структуре могут представлять собой завершенный документ, вставляемый целиком в основной документ и повторяющий его структуру. Сведения, содержащиеся в дополнении, допускается размещать непосредственно в разделах основного документа как дополнительную информацию.

Дополнения для использования с установленным дополнительным, как правило, легкосъемным, оборудованием, которое может использоваться только для применения вертолета на различных видах работ или для временного расширения круга выполняемых вертолетом видов полетов, рекомендуется издавать отдельными документами (брошюрами) [из п. 7.1.10.8 ГОСТ 18675-2012]

Описание систем и оборудования

В раздел 7 «Описание систем и оборудования» по усмотрению разработчика помещают сведения, содержащие краткое описание и правила эксплуатации систем и оборудования в необходимом для летного экипажа объеме.

В разделе рекомендуется помещать иллюстрации и схемы, которые в наглядной форме поясняют устройство, принцип действия, органы управления и индикации систем и оборудования [из п. 7.1.10.9 ГОСТ 18675-2012]

Наземное и техническое обслуживание

В раздел 8 «Наземное и техническое обслуживание» по усмотрению разработчика помещают сведения, касающиеся наземного вспомогательного (технологического) и технического обслуживания вертолета, его систем и оборудования. В данный раздел включают также сведения о размерах дверей, грузовой и пассажирской кабин, багажных отсеков, грузовых люков, а также другие наружные и внутренние размеры вертолета [из п. 7.1.10.10 ГОСТ 18675-2012]

Дополнительная информация

В раздел 9 «Дополнительная информация» помещают информацию разработчика о летных данных, в том числе характеристики расходов топлива, сведения для расчета дальности и продолжительности полета, таблицы перевода различных единиц измерения и т.д., а также другую дополнительную информацию.

В данный раздел могут включаться рекомендуемые сведения по особенностям выполнения полетов в различных условиях, по применению вертолета на различных видах работ и другие подобные сведения [из п. 7.1.10.11 ГОСТ 18675-2012]

«Техническая документация»

Связь по эл. почте admin @ tdocs . su (без пробелов), тел. +7(910) 468-09-28 или в форме Контакты.

Copyright © «Техническая документация» 2008. Заимствуйте наши материалы с блеском! При воспроизведении материалов портала обязательна установка активной гиперссылки на источник — страницу с этой публикацией на tdocs.su.

Яндекс.Метрика