4.1 Основополагающие принципы ГОСТ Р 59871-2021
4.1.1 Цифровая научно–образовательная среда должна обеспечивать инновационное развитие, конкурентоспособность и повышение престижа российской науки и образования на международном и региональном уровнях в соответствии с законодательной базой и документами стратегического развития [1] – [6] [из 4.1.1 ГОСТ Р 59871–2021]
4.1.2 Цифровая научно–образовательная среда должна обеспечивать интеграцию и эффективное применение активов, накопленных в научной и образовательной сферах и смежных областях для инновационного, научно–технологического развития, повышения качества и доступности образования [из 4.1.2 ГОСТ Р 59871–2021]
4.1.3 Цифровая научно–образовательная среда должна соответствовать уровню развития сквозных цифровых технологий, обеспечивать безопасность, высокое качество и доступность цифровых ресурсов и сервисов в научной и образовательной сфере и в смежных областях [из 4.1.3 ГОСТ Р 59871–2021]
4.1.4 Цифровая научно–образовательная среда должна обеспечивать управление научной и образовательной сферой и смежными областями на основе больших данных и средств аналитической обработки данных, информации и знаний [из 4.1.4 ГОСТ Р 59871–2021]
4.1.5 Цифровая научно–образовательная среда должна функционировать с использованием методов и средств искусственного интеллекта для представления и эффективного обмена знаниями, а также применения интеллектуальных систем в научной и образовательной сферах [из 4.1.5 ГОСТ Р 59871–2021]
4.1.6 Цифровая научно–образовательная среда должна быть ориентирована на обеспечение реализации индивидуальных образовательных траекторий и доступность цифровых ресурсов и знаний с учетом индивидуальных предпочтений, в том числе для лиц с ограниченными возможностями [из 4.1.6 ГОСТ Р 59871–2021]
4.1.7 Цифровая научно–образовательная среда должна быть общедоступной и содержать открытые онлайн–курсы, предназначенные для развития цифровых компетенций широких слоев населения [из 4.1.7 ГОСТ Р 59871–2021]
4.1.8 Цифровая научно–образовательная среда должна обеспечивать сбор, обработку, хранение и применение новых знаний, полученных на основе фундаментальных, прикладных и поисковых исследований, включая их эффективное использование для реализации образовательных программ, подготовки научных кадров и развития компетенции и квалификации персонала в различных сферах деятельности.
Примечание — Научная и научно–техническая деятельность ведется научными организациями Российской академии наук, отраслевыми научно–исследовательскими институтами и центрами, исследовательскими университетами, корпоративными университетами и другими образовательными организациями.
[из 4.1.8 ГОСТ Р 59871–2021]
4.1.9 Цифровая научно–образовательная среда должна обеспечивать сохранение конфиденциальности, целостности, доступности, подлинности и достоверности данных, информации и знаний на основе ГОСТ Р ИСО/МЭК 27000 [из 4.1.9 ГОСТ Р 59871–2021]
4.1.10 Цифровая научно–образовательная среда должна обеспечивать свободный доступ к информационным и образовательным ресурсам для различных категорий граждан, заинтересованных в приобретении цифровых компетенций [из 4.1.10 ГОСТ Р 59871–2021]
4.2 Функциональная структура и жизненный цикл ГОСТ Р 59871-2021
4.2.1 Основные понятия и свойства системы в окружающей среде (цифровой инфраструктуре), реализованные в ее подсистемах и элементах, взаимосвязей и принципах ее проекта и развития, должны быть представлены в архитектуре, описании архитектуры и структуре архитектуры согласно ГОСТ Р 57100 [из 4.2.1 ГОСТ Р 59871–2021]
4.2.2 Цифровая научно–образовательная среда должна включать основные сегменты (сфера образования, сфера академической и отраслевой науки, институты промышленной собственности) и активы (государственные информационные системы, ресурсы научно–технических и образовательных библиотек, интернет–ресурсы и открытые онлайн–курсы) [из 4.2.2 ГОСТ Р 59871–2021]
4.2.3 Создание и развитие цифровой научно–образовательной среды должно быть реализовано с учетом потребностей заинтересованных сторон:
- федеральные, региональные, отраслевые и муниципальные органы власти;
- образовательные организации всех форм и уровней образования;
- научные и научно–технические организации;
- объединения работодателей и советы по профессиональным квалификациям;
- центры независимой оценки квалификаций;
- кадровые агентства;
- предприятия и организации;
- обучаемые, преподаватели, научные работники, различные категории населения.
[из 4.2.3 ГОСТ Р 59871–2021]
4.2.4 Концептуальная модель цифровой научно–образовательной среды (приложение А) должна обеспечивать эффективное взаимодействие основных сегментов и активов среды, создаваемых и используемых в различных сферах научной, образовательной деятельности и смежных областях [из 4.2.4 ГОСТ Р 59871–2021]
4.2.5 Для обеспечения связи компонентов и эффективного взаимодействия компонентов цифровой научно–образовательной среды должна быть обеспечена интероперабельность на четырех уровнях (приложение Б):
- 1–й уровень – техническая интероперабельность;
- 2–й уровень – семантическая интероперабельность;
- 3–й уровень – организационная интероперабельность;
- 4–й уровень – нормативная правовая интероперабельность.
Примечание — Требования к интероперабельности определены в ГОСТ Р 55062, ГОСТ Р 58539.
[из 4.2.5 ГОСТ Р 59871–2021]
4.2.6 Нормативный правовой уровень интероперабельности (4–й уровень) цифровой научно–образовательной среды должен быть обеспечен в соответствии с межгосударственными соглашениями, межгосударственными стандартами, федеральными законами, указами Президента России, постановлениями правительства России и документами стратегического планирования [из 4.2.6 ГОСТ Р 59871–2021]
4.2.7 Организационный уровень интероперабельности (3–й уровень) должен быть обеспечен на основе локальных нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, региональных и муниципальных органов власти, национальных стандартов и стандартов научных и образовательных организаций [из 4.2.7 ГОСТ Р 59871–2021]
4.2.8 Семантический уровень интероперабельности (2–й уровень) должен быть обеспечен на основе требований национальных стандартов и классификаторов, словарей и справочников, унифицированных для отраслевых и региональных сегментов цифровой научно–образовательной среды [из 4.2.8 ГОСТ Р 59871–2021]
4.2.9 Технический уровень интероперабельности (1–й уровень) должен включать конкретные стандарты, профили и спецификации, разработанные для различных сегментов и (или) цифровой научно–образовательной среды в целом [из 4.2.9 ГОСТ Р 59871–2021]
4.2.10 Назначение и функции входящих в состав цифровой научно–образовательной среды сегментов, компонентов и ресурсов должны быть определены исходя из их назначения и включать требования по их интеграции и внешней интероперабельности с другими активами среды.
Примечание — Требования определены в ГОСТ Р ИСО/МЭК 2382–36, ГОСТ 33247, ГОСТ Р 7.0.96, ГОСТ Р 53894, ГОСТ Р 55751, ГОСТ Р 57720, ГОСТ Р 57721, ГОСТ Р 57722, ГОСТ Р 57723.
[из 4.2.10 ГОСТ Р 59871–2021]
4.2.1 Основные понятия и свойства системы в окружающей среде (цифровой инфраструктуре), реализованные в ее подсистемах и элементах, взаимосвязей и принципах ее проекта и развития, должны быть представлены в архитектуре, описании архитектуры и структуре архитектуры согласно ГОСТ Р 57100 [из 4.2.1 ГОСТ Р 59871–2021]
4.2.11 В целях обеспечения качества, эффективности и согласованности заинтересованные стороны (заказчик, поставщик, разработчик, пользователи, эксплуатирующий персонал и персонал сопровождения) должны взаимодействовать в течение всего жизненного цикла цифровой научно–образовательной среды в соответствии с требованиями ГОСТ Р 57193 [из 4.2.11 ГОСТ Р 59871–2021]
4.2.13 Полный жизненный цикл цифровой научно–образовательной среды должен включать следующие основные стадии:
- замысел;
- разработка;
- производство;
- применение в образовательной деятельности;
- обеспечение поддержки в процессе применения;
- снятие с эксплуатации.
[из 4.2.13 ГОСТ Р 59871–2021]
4.2.14 На этапе замысла должны быть определены потребности в создании цифровой научно–образовательной среды для реализации образовательного процесса в рамках определенной образовательной программы (дисциплина, курс) или развития компетенций персонала, правообладатели, концептуальные требования к качеству и целесообразность реакции системы [из 4.2.14 ГОСТ Р 59871–2021]
4.2.15 На этапе разработки должны быть определены требования к цифровой научно–образовательной среде и ее подсистемам, среде применения, методам и средствам проектирования, к процессам верификации и валидации системы [из 4.2.15 ГОСТ Р 59871–2021]
4.2.16 На этапе производства должен быть выполнен комплекс работ по созданию цифровой научно–образовательной среды и ее основных подсистем, разработке документации и методического обеспечения для применения системы, апробации системы в среде применения с участием основных групп пользователей [из 4.2.16 ГОСТ Р 59871–2021]
4.2.17 На этапе применения должно быть обеспечено внедрение цифровой научно–образовательной среды и должна быть проведена оценка результативности и эффективности процесса эксплуатации в соответствии с установленными и предполагаемыми потребностями основных групп пользователей и заинтересованных сторон [из 4.2.17 ГОСТ Р 59871–2021]
4.2.18 На этапе поддержки применения должны быть обеспечены устойчивое функционирование и выполнение основных характеристик качества цифровой научно–образовательной среды, при необходимости должна быть выполнена доработка системы в соответствии с требованиями оператора или пользователей системы [из 4.2.18 ГОСТ Р 59871–2021]
4.2.19 На этапе снятия с эксплуатации должны быть решены вопросы, связанные с архивированием и хранением содержащихся в цифровой научно–образовательной среде и ее подсистемах данных, информации, знаний, документации, методических материалов, результатов ее применения в образовательном процессе, персональных данных и результатов обучения.
Примечание — В случае списания системы должен быть определен порядок утилизации основных компонентов цифровой научно–образовательной среды.
[из 4.2.19 ГОСТ Р 59871–2021]
4.2.20 Описание процессов жизненного цикла интеллектуальной системы обучения — по ГОСТ Р 57193. Процессы и группы процессов жизненного цикла интеллектуальной системы обучения должны быть определены на разных стадиях иерархии системной структуры и реализованы на различных этапах ее жизненного цикла в рамках управления проектом создания системы [из 4.2.20 ГОСТ Р 59871–2021]
4.2.21 Добровольное подтверждение соответствия цифровой научно–образовательной среды и входящих в ее состав подсистем и компонентов проводят по инициативе заявителя (заказчика, поставщика) на условиях договора между заявителем и органом по сертификации для установления соответствия продукции (процессов, услуг) национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров.
Примечание — Настоящим стандартом не определены специальные требования по информационной безопасности системы.
[из 4.2.21 ГОСТ Р 59871–2021]