Из ГОСТ Р 59871-2021 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Цифровая научно-образовательная среда. Общие положения

ГОСТ Р 59871–2021 Информационно–коммуникационные технологии в образовании. Цифровая научно–образовательная среда. Общие положения. Information and communication technologies in education. Digital scientific and educational environment. General regulations. УДК 65.011.56:681.3:006.354 ОКС 35.240.99, 03.100.30. Редакция от 11.12.2023.

1 Область применения ГОСТ Р 59871-2021

Настоящий стандарт устанавливает общие положения применительно к цифровой научно–образовательной среде и определяет основные понятия, концептуальную модель и общие принципы разработки и развития среды.

Общие положения настоящего стандарта применимы на этапах заказа, проектирования, разработки, сопровождения и добровольной сертификации компонентов цифровой научно–образовательной среды.

Выполнение требований настоящего стандарта является основой для инновационного развития научно–образовательной среды на основе сквозных цифровых технологий, эффективного взаимодействия различных систем и повышения доступности цифровых ресурсов для различных категорий пользователей [из 1 Область применения ГОСТ Р 59871–2021]

2 Нормативные ссылки ГОСТ Р 59871-2021

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

[из 2 Нормативные ссылки ГОСТ Р 59871–2021]

3 Термины и определения ГОСТ Р 59871-2021

В настоящем стандарте применены термины с соответствующими определениями:

Инновационная инфраструктура по ГОСТ Р 59871-2021

Совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально–технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг.

Примечания

  1. Уровень интеграции информационной системы характеризует степень упорядоченности и совместного использования данных и информационных объектов, хранящихся в распределенных базах данных.
  2. Уровень автоматизации информационной системы характеризуется степенью формализации процессов организации и оценки их результативности и эффективности.

[из 3.5 ГОСТ Р 59871–2021]

Инфраструктура организации по ГОСТ Р 59871-2021

Совокупность зданий и сооружений, учебных, научных и вспомогательных помещений, мебели, учебной техники и лабораторного оборудования, средств вычислительной техники и информационно–коммуникационных технологий, необходимых для эффективного функционирования организации и качественного выполнения научной и образовательной деятельности [из 3.10 ГОСТ Р 59871–2021]

Научно-техническая деятельность по ГОСТ Р 59871-2021

Деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы [из 3.13 ГОСТ Р 59871–2021]

Образование по ГОСТ Р 59871-2021

Единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно–нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [из 3.14 ГОСТ Р 59871–2021]

Образовательная организация по ГОСТ Р 59871-2021

Организация образовательного типа, осуществляющая на основании лицензии одну или несколько образовательных программ и обеспечивающая процесс обучения и воспитания обучающихся [из 3.16 ГОСТ Р 59871–2021]

Обучение по ГОСТ Р 59871-2021

Целенаправленный процесс организации деятельности обучаемых по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучаемых мотивации получения образования в течение всей жизни [из 3.18 ГОСТ Р 59871–2021]

Процесс по ГОСТ Р 59871-2021

Совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы.

Примечания

  1. Входами к процессу обычно являются выходы других процессов.
  2. В целях упорядочения процессы могут быть декомпозированы на уровне подпроцессов и операций.
  3. Системное управление взаимосвязанными процессами и ресурсами общеобразовательной организации может быть рассмотрено как «процессный подход».
  4. При создании информационных систем использован термин «бизнес–процесс», который в обобщенном виде может означать автоматизацию процессов, подпроцессов и операций.

[из 3.22 ГОСТ Р 59871–2021]

Структура архитектуры по ГОСТ Р 59871-2021

Условности, принципы и практики для описания архитектур, установленные в пределах заданной области применения и (или) объединения заинтересованных сторон [ГОСТ Р 57100–2016/ISO/IEC/IEEE 42010, пункт 3.4] [из 3.24 ГОСТ Р 59871–2021]

Цифровая научно-образовательная среда по ГОСТ Р 59871-2021

Комплекс нормативных правовых, организационных, методических и нормативно–технических документов (стандартов, классификаторов, словарей, справочников, рубрикаторов), обеспечивающий на основе единого архитектурного подхода разработку и функционирование в интегрированной системе управления и информационно–коммуникационной сети взаимодействующих компонентов, предназначенных для эффективного управления активами научно–образовательной сферы и входящими в ее состав организациями, базами данных, базами знаний, информационными и иными ресурсами в целях научно–технологического развития и обеспечения качества и доступности образования на национальном уровне.

Примечания

  1. Цифровая среда подразумевает преимущественное применение сквозных цифровых технологий.
  2. Научно–образовательная направленность цифровой среды подразумевает преимущественное использование технологий искусственного интеллекта для создания баз знаний в научных и образовательных целях.

[из 3.28 ГОСТ Р 59871–2021]

Цифровой ресурс по ГОСТ Р 59871-2021

Любой тип ресурса, который можно передавать и (или) получать с помощью информационно–технологической системы и цифровых технологий.

Примечание — На цифровой ресурс можно ссылаться с помощью однозначного и стабильного идентификатора в признанных системах идентификации (например, ISBN, ISAN, UPC/EAN, URI).

[из 3.29 ГОСТ Р 59871–2021]

Цифровой университет по ГОСТ Р 59871-2021

Инновационная форма организации деятельности университета, основанная на цифровой модели представления и применения физических и виртуальных объектов для обеспечения эффективного менеджмента и управления организацией на основе развития процессов цифровой трансформации по основным направлениям деятельности.

Примечание — Цифровая трансформация является важным компонентом формирования цифрового университета и предопределяет реализацию цифровой стратегии развития, основанной на реинжиниринге процессной модели управления, применении сквозных цифровых технологий, методов менеджмента знаний и управления человеческими ресурсами.

[из 3.30 ГОСТ Р 59871–2021]

4 Общие положения ГОСТ Р 59871-2021

4.1 Основополагающие принципы ГОСТ Р 59871-2021

4.1.1 Цифровая научно–образовательная среда должна обеспечивать инновационное развитие, конкурентоспособность и повышение престижа российской науки и образования на международном и региональном уровнях в соответствии с законодательной базой и документами стратегического развития [1] – [6] [из 4.1.1 ГОСТ Р 59871–2021]

4.1.2 Цифровая научно–образовательная среда должна обеспечивать интеграцию и эффективное применение активов, накопленных в научной и образовательной сферах и смежных областях для инновационного, научно–технологического развития, повышения качества и доступности образования [из 4.1.2 ГОСТ Р 59871–2021]

4.1.3 Цифровая научно–образовательная среда должна соответствовать уровню развития сквозных цифровых технологий, обеспечивать безопасность, высокое качество и доступность цифровых ресурсов и сервисов в научной и образовательной сфере и в смежных областях [из 4.1.3 ГОСТ Р 59871–2021]

4.1.5 Цифровая научно–образовательная среда должна функционировать с использованием методов и средств искусственного интеллекта для представления и эффективного обмена знаниями, а также применения интеллектуальных систем в научной и образовательной сферах [из 4.1.5 ГОСТ Р 59871–2021]

4.1.6 Цифровая научно–образовательная среда должна быть ориентирована на обеспечение реализации индивидуальных образовательных траекторий и доступность цифровых ресурсов и знаний с учетом индивидуальных предпочтений, в том числе для лиц с ограниченными возможностями [из 4.1.6 ГОСТ Р 59871–2021]

4.1.8 Цифровая научно–образовательная среда должна обеспечивать сбор, обработку, хранение и применение новых знаний, полученных на основе фундаментальных, прикладных и поисковых исследований, включая их эффективное использование для реализации образовательных программ, подготовки научных кадров и развития компетенции и квалификации персонала в различных сферах деятельности.

ПримечаниеНаучная и научно–техническая деятельность ведется научными организациями Российской академии наук, отраслевыми научно–исследовательскими институтами и центрами, исследовательскими университетами, корпоративными университетами и другими образовательными организациями.

[из 4.1.8 ГОСТ Р 59871–2021]

4.2 Функциональная структура и жизненный цикл ГОСТ Р 59871-2021

4.2.1 Основные понятия и свойства системы в окружающей среде (цифровой инфраструктуре), реализованные в ее подсистемах и элементах, взаимосвязей и принципах ее проекта и развития, должны быть представлены в архитектуре, описании архитектуры и структуре архитектуры согласно ГОСТ Р 57100 [из 4.2.1 ГОСТ Р 59871–2021]

4.2.2 Цифровая научно–образовательная среда должна включать основные сегменты (сфера образования, сфера академической и отраслевой науки, институты промышленной собственности) и активы (государственные информационные системы, ресурсы научно–технических и образовательных библиотек, интернет–ресурсы и открытые онлайн–курсы) [из 4.2.2 ГОСТ Р 59871–2021]

4.2.3 Создание и развитие цифровой научно–образовательной среды должно быть реализовано с учетом потребностей заинтересованных сторон:

[из 4.2.3 ГОСТ Р 59871–2021]

4.2.4 Концептуальная модель цифровой научно–образовательной среды (приложение А) должна обеспечивать эффективное взаимодействие основных сегментов и активов среды, создаваемых и используемых в различных сферах научной, образовательной деятельности и смежных областях [из 4.2.4 ГОСТ Р 59871–2021]

4.2.5 Для обеспечения связи компонентов и эффективного взаимодействия компонентов цифровой научно–образовательной среды должна быть обеспечена интероперабельность на четырех уровнях (приложение Б):

Примечание Требования к интероперабельности определены в ГОСТ Р 55062, ГОСТ Р 58539.

[из 4.2.5 ГОСТ Р 59871–2021]

4.2.6 Нормативный правовой уровень интероперабельности (4–й уровень) цифровой научно–образовательной среды должен быть обеспечен в соответствии с межгосударственными соглашениями, межгосударственными стандартами, федеральными законами, указами Президента России, постановлениями правительства России и документами стратегического планирования [из 4.2.6 ГОСТ Р 59871–2021]

4.2.7 Организационный уровень интероперабельности (3–й уровень) должен быть обеспечен на основе локальных нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, региональных и муниципальных органов власти, национальных стандартов и стандартов научных и образовательных организаций [из 4.2.7 ГОСТ Р 59871–2021]

4.2.8 Семантический уровень интероперабельности (2–й уровень) должен быть обеспечен на основе требований национальных стандартов и классификаторов, словарей и справочников, унифицированных для отраслевых и региональных сегментов цифровой научно–образовательной среды [из 4.2.8 ГОСТ Р 59871–2021]

4.2.10 Назначение и функции входящих в состав цифровой научно–образовательной среды сегментов, компонентов и ресурсов должны быть определены исходя из их назначения и включать требования по их интеграции и внешней интероперабельности с другими активами среды.

Примечание — Требования определены в ГОСТ Р ИСО/МЭК 2382–36, ГОСТ 33247, ГОСТ Р 7.0.96, ГОСТ Р 53894, ГОСТ Р 55751, ГОСТ Р 57720, ГОСТ Р 57721, ГОСТ Р 57722, ГОСТ Р 57723.

[из 4.2.10 ГОСТ Р 59871–2021]

4.2.1 Основные понятия и свойства системы в окружающей среде (цифровой инфраструктуре), реализованные в ее подсистемах и элементах, взаимосвязей и принципах ее проекта и развития, должны быть представлены в архитектуре, описании архитектуры и структуре архитектуры согласно ГОСТ Р 57100 [из 4.2.1 ГОСТ Р 59871–2021]

4.2.13 Полный жизненный цикл цифровой научно–образовательной среды должен включать следующие основные стадии:

[из 4.2.13 ГОСТ Р 59871–2021]

4.2.14 На этапе замысла должны быть определены потребности в создании цифровой научно–образовательной среды для реализации образовательного процесса в рамках определенной образовательной программы (дисциплина, курс) или развития компетенций персонала, правообладатели, концептуальные требования к качеству и целесообразность реакции системы [из 4.2.14 ГОСТ Р 59871–2021]

4.2.16 На этапе производства должен быть выполнен комплекс работ по созданию цифровой научно–образовательной среды и ее основных подсистем, разработке документации и методического обеспечения для применения системы, апробации системы в среде применения с участием основных групп пользователей [из 4.2.16 ГОСТ Р 59871–2021]

4.2.17 На этапе применения должно быть обеспечено внедрение цифровой научно–образовательной среды и должна быть проведена оценка результативности и эффективности процесса эксплуатации в соответствии с установленными и предполагаемыми потребностями основных групп пользователей и заинтересованных сторон [из 4.2.17 ГОСТ Р 59871–2021]

4.2.18 На этапе поддержки применения должны быть обеспечены устойчивое функционирование и выполнение основных характеристик качества цифровой научно–образовательной среды, при необходимости должна быть выполнена доработка системы в соответствии с требованиями оператора или пользователей системы [из 4.2.18 ГОСТ Р 59871–2021]

4.2.19 На этапе снятия с эксплуатации должны быть решены вопросы, связанные с архивированием и хранением содержащихся в цифровой научно–образовательной среде и ее подсистемах данных, информации, знаний, документации, методических материалов, результатов ее применения в образовательном процессе, персональных данных и результатов обучения.

Примечание — В случае списания системы должен быть определен порядок утилизации основных компонентов цифровой научно–образовательной среды.

[из 4.2.19 ГОСТ Р 59871–2021]

4.2.20 Описание процессов жизненного цикла интеллектуальной системы обучения — по ГОСТ Р 57193. Процессы и группы процессов жизненного цикла интеллектуальной системы обучения должны быть определены на разных стадиях иерархии системной структуры и реализованы на различных этапах ее жизненного цикла в рамках управления проектом создания системы [из 4.2.20 ГОСТ Р 59871–2021]

4.2.21 Добровольное подтверждение соответствия цифровой научно–образовательной среды и входящих в ее состав подсистем и компонентов проводят по инициативе заявителя (заказчика, поставщика) на условиях договора между заявителем и органом по сертификации для установления соответствия продукции (процессов, услуг) национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

Примечание — Настоящим стандартом не определены специальные требования по информационной безопасности системы.

[из 4.2.21 ГОСТ Р 59871–2021]

Приложение А (справочное) - Концептуальная модель цифровой научно-образовательной среды ГОСТ Р 59871-2021

А.З Заинтересованные стороны ГОСТ Р 59871-2021

[из А.3 Заинтересованные стороны ГОСТ Р 59871–2021]

Приложение Б (справочное) - Модель интероперабельности цифровой научно-образовательной среды ГОСТ Р 59871-2021

На рисунке Б.1 представлена модель интероперабельности цифровой научно–образовательной среды.

- Модель интероперабельности цифровой научно-образовательной среды

Рисунок Б.1

*ФОИВ – федеральный орган исполнительной власти

**ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт

[из Приложение Б (справочное) – Модель интероперабельности цифровой научно–образовательной среды ГОСТ Р 59871–2021]

Библиография ГОСТ Р 59871-2021

[1] Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы»

[2] Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 «О Стратегии научно–технологического развития Российской Федерации»

[3] Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»

[4] Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273–ФЭ «Об образовании в Российской Федерации»

[5] Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127–ФЗ «О науке и государственной научно–технической политике»

[6] Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 238–Ф3 «О независимой оценке квалификации»

[из Библиография ГОСТ Р 59871–2021]