ГОСТ Р 59871–2021 Информационно–коммуникационные технологии в образовании. Цифровая научно–образовательная среда. Общие положения. Information and communication technologies in education. Digital scientific and educational environment. General regulations. УДК 65.011.56:681.3:006.354 ОКС 35.240.99, 03.100.30. Редакция от 11.12.2023.
1 Область применения ГОСТ Р 59871-2021
Настоящий стандарт устанавливает общие положения применительно к цифровой научно–образовательной среде и определяет основные понятия, концептуальную модель и общие принципы разработки и развития среды.
Общие положения настоящего стандарта применимы на этапах заказа, проектирования, разработки, сопровождения и добровольной сертификации компонентов цифровой научно–образовательной среды.
Выполнение требований настоящего стандарта является основой для инновационного развития научно–образовательной среды на основе сквозных цифровых технологий, эффективного взаимодействия различных систем и повышения доступности цифровых ресурсов для различных категорий пользователей [из 1 Область применения ГОСТ Р 59871–2021]
2 Нормативные ссылки ГОСТ Р 59871-2021
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
- ГОСТ 33247 (ISO/IEC 19788–1:2011) Информационные технологии. Обучение, образование и подготовка. Метаданные для образовательных ресурсов. Часть 1. Структура
- ГОСТ Р 7.0.96 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Электронные библиотеки. Основные виды. Структура. Технология формирования
- ГОСТ Р 53894 Менеджмент знаний. Термины и определения
- ГОСТ Р 55062 Информационные технологии. Системы промышленной автоматизации и их интеграция. Интероперабельность. Основные положения
- ГОСТ Р 55751 Информационно–коммуникационные технологии в образовании. Электронные учебно–методические комплексы. Требования и характеристики
- ГОСТ Р 57100–2016/ISO/IEC/IЕЕЕ 42010:2011 Системная и программная инженерия. Описание архитектуры
- ГОСТ Р 57193 Системная и программная инженерия. Процессы жизненного цикла систем
- ГОСТ Р 57720 Информационно–коммуникационные технологии в образовании. Структура информации электронного портфолио базовая
- ГОСТ Р 57721 Информационно–коммуникационные технологии в образовании. Эксперимент виртуальный. Общие положения
- ГОСТ Р 57722 Информационно–коммуникационные технологии в образовании. Система компьютерного менеджмента образовательных организаций высшего образования. Общие положения
- ГОСТ Р 57723 Информационно–коммуникационные технологии в образовании. Системы электронно–библиотечные. Общие положения
- ГОСТ Р 58539 Информационные технологии. Концепция интероперабельности на основе метамоделей. Часть 1. Основные положения
- ГОСТ Р ИСО 29990 Услуги по обучению в сфере неформального образования и тренингов. Основные требования к поставщикам услуг
- ГОСТ Р ИСО/МЭК 2382–36 Информационные технологии. Словарь. Часть 36. Обучение, образование и подготовка
- ГОСТ Р ИСО/МЭК 27000 Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности. Общий обзор и терминология
[из 2 Нормативные ссылки ГОСТ Р 59871–2021]
3 Термины и определения ГОСТ Р 59871-2021
В настоящем стандарте применены термины с соответствующими определениями:
Архитектура по ГОСТ Р 59871-2021
Основные понятия или свойства системы в окружающей среде, воплощенной в ее элементах, отношениях и конкретных принципах ее проекта и развития [ГОСТ Р 57100–2016/ISO/IEC/IEEE 42010, пункт 3.2] [из 3.1 ГОСТ Р 59871–2021]
Внешняя интероперабельность организации по ГОСТ Р 59871-2021
Интероперабельность, которая определяет взаимодействие организации с другими организациями на основе информационных систем [из 3.2 ГОСТ Р 59871–2021]
Достоверность по ГОСТ Р 59871-2021
Свойство соответствия предусмотренному поведению и результатам [из 3.3 ГОСТ Р 59871–2021]
Доступность по ГОСТ Р 59871-2021
Свойство быть доступным и готовым к использованию по запросу авторизованного субъекта [из 3.4 ГОСТ Р 59871–2021]
Инновационная инфраструктура по ГОСТ Р 59871-2021
Совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально–технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг.
- Уровень интеграции информационной системы характеризует степень упорядоченности и совместного использования данных и информационных объектов, хранящихся в распределенных базах данных.
- Уровень автоматизации информационной системы характеризуется степенью формализации процессов организации и оценки их результативности и эффективности.
[из 3.5 ГОСТ Р 59871–2021]
Интегрированная система по ГОСТ Р 59871-2021
Система, в которой все входящие в нее подсистемы работают по единому алгоритму, то есть имеет единую точку управления [из 3.6 ГОСТ Р 59871–2021]
Интероперабельность по ГОСТ Р 59871-2021
Способность двух или более информационных систем или компонентов к обмену информацией и к использованию информации, полученной в результате обмена [из 3.7 ГОСТ Р 59871–2021]
Информационная безопасность по ГОСТ Р 59871-2021
Сохранение конфиденциальности, целостности и доступности информации.
Примечание — Дополнительно могут быть включены другие свойства, такие как подлинность, подотчетность и достоверность.
[из 3.8 ГОСТ Р 59871–2021]
Информационно-телекоммуникационная сеть по ГОСТ Р 59871-2021
Технологическая система образовательной организации, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники [из 3.9 ГОСТ Р 59871–2021]
Инфраструктура организации по ГОСТ Р 59871-2021
Совокупность зданий и сооружений, учебных, научных и вспомогательных помещений, мебели, учебной техники и лабораторного оборудования, средств вычислительной техники и информационно–коммуникационных технологий, необходимых для эффективного функционирования организации и качественного выполнения научной и образовательной деятельности [из 3.10 ГОСТ Р 59871–2021]
Конфиденциальность по ГОСТ Р 59871-2021
Свойство информации быть недоступной или закрытой для неавторизованных лиц, сущностей или процессов [из 3.11 ГОСТ Р 59871–2021]
Научная деятельность по ГОСТ Р 59871-2021
Деятельность, направленная на получение и применение новых знаний на основе фундаментальных, прикладных и поисковых исследований [из 3.12 ГОСТ Р 59871–2021]
Научно-техническая деятельность по ГОСТ Р 59871-2021
Деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы [из 3.13 ГОСТ Р 59871–2021]
Образование по ГОСТ Р 59871-2021
Единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно–нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [из 3.14 ГОСТ Р 59871–2021]
Образовательная деятельность по ГОСТ Р 59871-2021
Деятельность по реализации образовательных программ [из 3.15 ГОСТ Р 59871–2021]
Образовательная организация по ГОСТ Р 59871-2021
Организация образовательного типа, осуществляющая на основании лицензии одну или несколько образовательных программ и обеспечивающая процесс обучения и воспитания обучающихся [из 3.16 ГОСТ Р 59871–2021]
Обучающая ИТ-система по ГОСТ Р 59871-2021
Информационно–технологическая система, используемая для поставки и управления продуктами и услугами обучения [из 3.17 ГОСТ Р 59871–2021]
Обучение по ГОСТ Р 59871-2021
Целенаправленный процесс организации деятельности обучаемых по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучаемых мотивации получения образования в течение всей жизни [из 3.18 ГОСТ Р 59871–2021]
Описание архитектуры по ГОСТ Р 59871-2021
Рабочий продукт, используемый для выражения архитектуры [ГОСТ Р 57100–2016/ISO/IEC/IEEE 42010, пункт 3.3] [из 3.19 ГОСТ Р 59871–2021]
Профиль интероперабельности по ГОСТ Р 59871-2021
Согласованный набор стандартов, структурированный в терминах модели интероперабельности [из 3.21 ГОСТ Р 59871–2021]
Процесс по ГОСТ Р 59871-2021
Совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы.
- Входами к процессу обычно являются выходы других процессов.
- В целях упорядочения процессы могут быть декомпозированы на уровне подпроцессов и операций.
- Системное управление взаимосвязанными процессами и ресурсами общеобразовательной организации может быть рассмотрено как «процессный подход».
- При создании информационных систем использован термин «бизнес–процесс», который в обобщенном виде может означать автоматизацию процессов, подпроцессов и операций.
[из 3.22 ГОСТ Р 59871–2021]
Семантическая интероперабельность по ГОСТ Р 59871-2021
Способность любых взаимодействующих в процессе коммуникации информационных систем одинаковым образом понимать смысл информации, которой они обмениваются [из 3.23 ГОСТ Р 59871–2021]
Структура архитектуры по ГОСТ Р 59871-2021
Условности, принципы и практики для описания архитектур, установленные в пределах заданной области применения и (или) объединения заинтересованных сторон [ГОСТ Р 57100–2016/ISO/IEC/IEEE 42010, пункт 3.4] [из 3.24 ГОСТ Р 59871–2021]
Техническая интероперабельность по ГОСТ Р 59871-2021
Способность к обмену данными между участвующими в обмене системами [из 3.25 ГОСТ Р 59871–2021]
Уровень интероперабельности по ГОСТ Р 59871-2021
Уровень, на котором осуществляется взаимодействие участников [из 3.26 ГОСТ Р 59871–2021]
Цифровая научно-образовательная среда по ГОСТ Р 59871-2021
Комплекс нормативных правовых, организационных, методических и нормативно–технических документов (стандартов, классификаторов, словарей, справочников, рубрикаторов), обеспечивающий на основе единого архитектурного подхода разработку и функционирование в интегрированной системе управления и информационно–коммуникационной сети взаимодействующих компонентов, предназначенных для эффективного управления активами научно–образовательной сферы и входящими в ее состав организациями, базами данных, базами знаний, информационными и иными ресурсами в целях научно–технологического развития и обеспечения качества и доступности образования на национальном уровне.
- Цифровая среда подразумевает преимущественное применение сквозных цифровых технологий.
- Научно–образовательная направленность цифровой среды подразумевает преимущественное использование технологий искусственного интеллекта для создания баз знаний в научных и образовательных целях.
[из 3.28 ГОСТ Р 59871–2021]
Цифровой ресурс по ГОСТ Р 59871-2021
Любой тип ресурса, который можно передавать и (или) получать с помощью информационно–технологической системы и цифровых технологий.
Примечание — На цифровой ресурс можно ссылаться с помощью однозначного и стабильного идентификатора в признанных системах идентификации (например, ISBN, ISAN, UPC/EAN, URI).
[из 3.29 ГОСТ Р 59871–2021]
Цифровой университет по ГОСТ Р 59871-2021
Инновационная форма организации деятельности университета, основанная на цифровой модели представления и применения физических и виртуальных объектов для обеспечения эффективного менеджмента и управления организацией на основе развития процессов цифровой трансформации по основным направлениям деятельности.
Примечание — Цифровая трансформация является важным компонентом формирования цифрового университета и предопределяет реализацию цифровой стратегии развития, основанной на реинжиниринге процессной модели управления, применении сквозных цифровых технологий, методов менеджмента знаний и управления человеческими ресурсами.
[из 3.30 ГОСТ Р 59871–2021]
4 Общие положения ГОСТ Р 59871-2021
4.1 Основополагающие принципы ГОСТ Р 59871-2021
4.1.1 Цифровая научно–образовательная среда должна обеспечивать инновационное развитие, конкурентоспособность и повышение престижа российской науки и образования на международном и региональном уровнях в соответствии с законодательной базой и документами стратегического развития [1] – [6] [из 4.1.1 ГОСТ Р 59871–2021]
4.1.2 Цифровая научно–образовательная среда должна обеспечивать интеграцию и эффективное применение активов, накопленных в научной и образовательной сферах и смежных областях для инновационного, научно–технологического развития, повышения качества и доступности образования [из 4.1.2 ГОСТ Р 59871–2021]
4.1.3 Цифровая научно–образовательная среда должна соответствовать уровню развития сквозных цифровых технологий, обеспечивать безопасность, высокое качество и доступность цифровых ресурсов и сервисов в научной и образовательной сфере и в смежных областях [из 4.1.3 ГОСТ Р 59871–2021]
4.1.4 Цифровая научно–образовательная среда должна обеспечивать управление научной и образовательной сферой и смежными областями на основе больших данных и средств аналитической обработки данных, информации и знаний [из 4.1.4 ГОСТ Р 59871–2021]
4.1.5 Цифровая научно–образовательная среда должна функционировать с использованием методов и средств искусственного интеллекта для представления и эффективного обмена знаниями, а также применения интеллектуальных систем в научной и образовательной сферах [из 4.1.5 ГОСТ Р 59871–2021]
4.1.6 Цифровая научно–образовательная среда должна быть ориентирована на обеспечение реализации индивидуальных образовательных траекторий и доступность цифровых ресурсов и знаний с учетом индивидуальных предпочтений, в том числе для лиц с ограниченными возможностями [из 4.1.6 ГОСТ Р 59871–2021]
4.1.7 Цифровая научно–образовательная среда должна быть общедоступной и содержать открытые онлайн–курсы, предназначенные для развития цифровых компетенций широких слоев населения [из 4.1.7 ГОСТ Р 59871–2021]
4.1.8 Цифровая научно–образовательная среда должна обеспечивать сбор, обработку, хранение и применение новых знаний, полученных на основе фундаментальных, прикладных и поисковых исследований, включая их эффективное использование для реализации образовательных программ, подготовки научных кадров и развития компетенции и квалификации персонала в различных сферах деятельности.
Примечание — Научная и научно–техническая деятельность ведется научными организациями Российской академии наук, отраслевыми научно–исследовательскими институтами и центрами, исследовательскими университетами, корпоративными университетами и другими образовательными организациями.
[из 4.1.8 ГОСТ Р 59871–2021]
4.1.9 Цифровая научно–образовательная среда должна обеспечивать сохранение конфиденциальности, целостности, доступности, подлинности и достоверности данных, информации и знаний на основе ГОСТ Р ИСО/МЭК 27000 [из 4.1.9 ГОСТ Р 59871–2021]
4.1.10 Цифровая научно–образовательная среда должна обеспечивать свободный доступ к информационным и образовательным ресурсам для различных категорий граждан, заинтересованных в приобретении цифровых компетенций [из 4.1.10 ГОСТ Р 59871–2021]
4.2 Функциональная структура и жизненный цикл ГОСТ Р 59871-2021
4.2.1 Основные понятия и свойства системы в окружающей среде (цифровой инфраструктуре), реализованные в ее подсистемах и элементах, взаимосвязей и принципах ее проекта и развития, должны быть представлены в архитектуре, описании архитектуры и структуре архитектуры согласно ГОСТ Р 57100 [из 4.2.1 ГОСТ Р 59871–2021]
4.2.2 Цифровая научно–образовательная среда должна включать основные сегменты (сфера образования, сфера академической и отраслевой науки, институты промышленной собственности) и активы (государственные информационные системы, ресурсы научно–технических и образовательных библиотек, интернет–ресурсы и открытые онлайн–курсы) [из 4.2.2 ГОСТ Р 59871–2021]
4.2.3 Создание и развитие цифровой научно–образовательной среды должно быть реализовано с учетом потребностей заинтересованных сторон:
- федеральные, региональные, отраслевые и муниципальные органы власти;
- образовательные организации всех форм и уровней образования;
- научные и научно–технические организации;
- объединения работодателей и советы по профессиональным квалификациям;
- центры независимой оценки квалификаций;
- кадровые агентства;
- предприятия и организации;
- обучаемые, преподаватели, научные работники, различные категории населения.
[из 4.2.3 ГОСТ Р 59871–2021]
4.2.4 Концептуальная модель цифровой научно–образовательной среды (приложение А) должна обеспечивать эффективное взаимодействие основных сегментов и активов среды, создаваемых и используемых в различных сферах научной, образовательной деятельности и смежных областях [из 4.2.4 ГОСТ Р 59871–2021]
4.2.5 Для обеспечения связи компонентов и эффективного взаимодействия компонентов цифровой научно–образовательной среды должна быть обеспечена интероперабельность на четырех уровнях (приложение Б):
- 1–й уровень – техническая интероперабельность;
- 2–й уровень – семантическая интероперабельность;
- 3–й уровень – организационная интероперабельность;
- 4–й уровень – нормативная правовая интероперабельность.
Примечание — Требования к интероперабельности определены в ГОСТ Р 55062, ГОСТ Р 58539.
[из 4.2.5 ГОСТ Р 59871–2021]
4.2.6 Нормативный правовой уровень интероперабельности (4–й уровень) цифровой научно–образовательной среды должен быть обеспечен в соответствии с межгосударственными соглашениями, межгосударственными стандартами, федеральными законами, указами Президента России, постановлениями правительства России и документами стратегического планирования [из 4.2.6 ГОСТ Р 59871–2021]
4.2.7 Организационный уровень интероперабельности (3–й уровень) должен быть обеспечен на основе локальных нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, региональных и муниципальных органов власти, национальных стандартов и стандартов научных и образовательных организаций [из 4.2.7 ГОСТ Р 59871–2021]
4.2.8 Семантический уровень интероперабельности (2–й уровень) должен быть обеспечен на основе требований национальных стандартов и классификаторов, словарей и справочников, унифицированных для отраслевых и региональных сегментов цифровой научно–образовательной среды [из 4.2.8 ГОСТ Р 59871–2021]
4.2.9 Технический уровень интероперабельности (1–й уровень) должен включать конкретные стандарты, профили и спецификации, разработанные для различных сегментов и (или) цифровой научно–образовательной среды в целом [из 4.2.9 ГОСТ Р 59871–2021]
4.2.10 Назначение и функции входящих в состав цифровой научно–образовательной среды сегментов, компонентов и ресурсов должны быть определены исходя из их назначения и включать требования по их интеграции и внешней интероперабельности с другими активами среды.
Примечание — Требования определены в ГОСТ Р ИСО/МЭК 2382–36, ГОСТ 33247, ГОСТ Р 7.0.96, ГОСТ Р 53894, ГОСТ Р 55751, ГОСТ Р 57720, ГОСТ Р 57721, ГОСТ Р 57722, ГОСТ Р 57723.
[из 4.2.10 ГОСТ Р 59871–2021]
4.2.1 Основные понятия и свойства системы в окружающей среде (цифровой инфраструктуре), реализованные в ее подсистемах и элементах, взаимосвязей и принципах ее проекта и развития, должны быть представлены в архитектуре, описании архитектуры и структуре архитектуры согласно ГОСТ Р 57100 [из 4.2.1 ГОСТ Р 59871–2021]
4.2.11 В целях обеспечения качества, эффективности и согласованности заинтересованные стороны (заказчик, поставщик, разработчик, пользователи, эксплуатирующий персонал и персонал сопровождения) должны взаимодействовать в течение всего жизненного цикла цифровой научно–образовательной среды в соответствии с требованиями ГОСТ Р 57193 [из 4.2.11 ГОСТ Р 59871–2021]
4.2.13 Полный жизненный цикл цифровой научно–образовательной среды должен включать следующие основные стадии:
- замысел;
- разработка;
- производство;
- применение в образовательной деятельности;
- обеспечение поддержки в процессе применения;
- снятие с эксплуатации.
[из 4.2.13 ГОСТ Р 59871–2021]
4.2.14 На этапе замысла должны быть определены потребности в создании цифровой научно–образовательной среды для реализации образовательного процесса в рамках определенной образовательной программы (дисциплина, курс) или развития компетенций персонала, правообладатели, концептуальные требования к качеству и целесообразность реакции системы [из 4.2.14 ГОСТ Р 59871–2021]
4.2.15 На этапе разработки должны быть определены требования к цифровой научно–образовательной среде и ее подсистемам, среде применения, методам и средствам проектирования, к процессам верификации и валидации системы [из 4.2.15 ГОСТ Р 59871–2021]
4.2.16 На этапе производства должен быть выполнен комплекс работ по созданию цифровой научно–образовательной среды и ее основных подсистем, разработке документации и методического обеспечения для применения системы, апробации системы в среде применения с участием основных групп пользователей [из 4.2.16 ГОСТ Р 59871–2021]
4.2.17 На этапе применения должно быть обеспечено внедрение цифровой научно–образовательной среды и должна быть проведена оценка результативности и эффективности процесса эксплуатации в соответствии с установленными и предполагаемыми потребностями основных групп пользователей и заинтересованных сторон [из 4.2.17 ГОСТ Р 59871–2021]
4.2.18 На этапе поддержки применения должны быть обеспечены устойчивое функционирование и выполнение основных характеристик качества цифровой научно–образовательной среды, при необходимости должна быть выполнена доработка системы в соответствии с требованиями оператора или пользователей системы [из 4.2.18 ГОСТ Р 59871–2021]
4.2.19 На этапе снятия с эксплуатации должны быть решены вопросы, связанные с архивированием и хранением содержащихся в цифровой научно–образовательной среде и ее подсистемах данных, информации, знаний, документации, методических материалов, результатов ее применения в образовательном процессе, персональных данных и результатов обучения.
Примечание — В случае списания системы должен быть определен порядок утилизации основных компонентов цифровой научно–образовательной среды.
[из 4.2.19 ГОСТ Р 59871–2021]
4.2.20 Описание процессов жизненного цикла интеллектуальной системы обучения — по ГОСТ Р 57193. Процессы и группы процессов жизненного цикла интеллектуальной системы обучения должны быть определены на разных стадиях иерархии системной структуры и реализованы на различных этапах ее жизненного цикла в рамках управления проектом создания системы [из 4.2.20 ГОСТ Р 59871–2021]
4.2.21 Добровольное подтверждение соответствия цифровой научно–образовательной среды и входящих в ее состав подсистем и компонентов проводят по инициативе заявителя (заказчика, поставщика) на условиях договора между заявителем и органом по сертификации для установления соответствия продукции (процессов, услуг) национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров.
Примечание — Настоящим стандартом не определены специальные требования по информационной безопасности системы.
[из 4.2.21 ГОСТ Р 59871–2021]
Приложение А (справочное) - Концептуальная модель цифровой научно-образовательной среды ГОСТ Р 59871-2021
А.1 Цифровая инфраструктура научно-образовательной среды ГОСТ Р 59871-2021
Информационно–телекоммуникационные сети, государственные информационные системы, корпоративные информационные системы, информационные системы организаций, базы данных, базы знаний, цифровые ресурсы [из А.1 Цифровая инфраструктура научно–образовательной среды ГОСТ Р 59871–2021]
А.2 Интеграция и взаимодействие ГОСТ Р 59871-2021
На рисунке А.1 представлена модель цифровой научно–образовательной среды.
Рисунок А.1
[из А.2 Интеграция и взаимодействие ГОСТ Р 59871–2021]
А.З Заинтересованные стороны ГОСТ Р 59871-2021
- федеральные, региональные, отраслевые и муниципальные органы власти;
- образовательные организации всех форм и уровней образования;
- научные и научно–технические организации;
- объединения работодателей и советы по профессиональным квалификациям;
- центры независимой оценки квалификаций;
- кадровые агентства;
- предприятия и организации.
[из А.3 Заинтересованные стороны ГОСТ Р 59871–2021]
Приложение Б (справочное) - Модель интероперабельности цифровой научно-образовательной среды ГОСТ Р 59871-2021
На рисунке Б.1 представлена модель интероперабельности цифровой научно–образовательной среды.
Рисунок Б.1
*ФОИВ – федеральный орган исполнительной власти
**ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт
[из Приложение Б (справочное) – Модель интероперабельности цифровой научно–образовательной среды ГОСТ Р 59871–2021]
Библиография ГОСТ Р 59871-2021
[1] Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы»
[2] Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 «О Стратегии научно–технологического развития Российской Федерации»
[3] Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
[4] Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273–ФЭ «Об образовании в Российской Федерации»
[5] Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127–ФЗ «О науке и государственной научно–технической политике»
[6] Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 238–Ф3 «О независимой оценке квалификации»
[из Библиография ГОСТ Р 59871–2021]