Из ГОСТ Р 57722-2017 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Система компьютерного менеджмента образовательных организаций высшего образования. Общие положения

ГОСТ Р 57722-2017 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Система компьютерного менеджмента образовательных организаций высшего образования. Общие положения. Information and communication technologies in education. Computer management system for higher education organizations. General. УДК 006.034:378.4:004.01:006.354 ОКС 35.240.99. Редакция от 12.11.2022.

Введение ГОСТ Р 57722-2017

Цифровая трансформация и переход к цифровой экономике и цифровому образованию обусловлены необходимостью создания систем компьютерного менеджмента, основанных на принципах интегрированного менеджмента и автоматизации процессов руководства и управления образовательных организаций высшего образования: университетов, академий, институтов. Системы компьютерного менеджмента должны стать ядром для формирования эффективной электронной информационно-образовательной среды и обеспечения конкурентоспособности образовательной организации высшего образования.

Образовательные организации высшего образования имеют специфику в части принципов и методов руководства и управления, построения организационной структуры, применения процессного подхода и средств автоматизации различных видов деятельности образовательной организации высшего образования.

Требования настоящего стандарта ориентированы на унификацию общего подхода проектирования и разработки перспективных систем компьютерного менеджмента для образовательных организаций высшего образования.

Настоящий стандарт входит в комплекс стандартов «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» [из Введение ГОСТ Р 57722-2017]

1 Область применения ГОСТ Р 57722-2017

Настоящий стандарт устанавливает общие положения применительно к системе компьютерного менеджмента (СКМ) образовательных организаций высшего образования. Настоящий стандарт учитывает современные подходы и стандарты в области стратегического менеджмента, менеджмента качества, менеджмента знаний, менеджмента человеческих ресурсов, менеджмента рисков, проектного менеджмента и менеджмента информационной безопасности. В настоящем стандарте отражена специфика руководства и управления образовательной организацией высшего образования, включая образовательную, научно-исследовательскую, инновационную и административно-хозяйственную деятельность. СКМ является основой для интеграции компонентов электронной информационно-образовательной среды образовательной организации, реализации процессно-ориентированного управления и обеспечения интероперабельности используемых автоматизированных систем и средств информационной поддержки.

Общие положения настоящего стандарта применимы на этапах заказа, проектирования, разработки, внедрения, сопровождения и добровольной сертификации систем и подсистем компьютерного менеджмента образовательных организаций высшего образования.

Выполнение основных положений настоящего стандарта является важным условием для обеспечения качества и эффективности руководства и управления образовательными организациями высшего образования независимо от их организационно-правовой формы и подчинения вышестоящим организациям [из 1 Область применения ГОСТ Р 57722-2017]

2 Нормативные ссылки ГОСТ Р 57722-2017

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

  • ГОСТ Р 51897 Руководство ИСО 73:2009 Менеджмент риска. Термины и определения
  • ГОСТ Р 52294 Информационная технология. Управление организацией. Электронный регламент административной и служебной деятельности. Основные положения
  • ГОСТ Р 53625 (ИСО/МЭК 19796-1:2005) Информационная технология. Обучение, образование и подготовка. Менеджмент качества, обеспечение качества и метрики. Часть 1. Общий подход
  • ГОСТ Р 53723 Информационная технология. Руководство по применению ГОСТ Р 53625-2009 (ИСО/МЭК 19796-1:2005)
  • ГОСТ Р 53894 Менеджмент знаний. Термины и определения
  • ГОСТ Р 54147 Стратегический и инновационный менеджмент. Термины и определения
  • ГОСТ Р 54837 (ИСО/МЭК 19796-3:2009) Информационная технология. Обучение, образование и подготовка. Менеджмент качества, обеспечение качества и метрики. Часть 3. Эталонные модели и метрики
  • ГОСТ Р 56715.5 Проектный менеджмент. Системы проектного менеджмента. Часть 5. Термины и определения
  • ГОСТ Р 57193 Системная и программная инженерия. Процессы жизненного цикла систем
  • ГОСТ Р ИСО 9000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
  • ГОСТ Р ИСО 9001 Системы менеджмента качества. Требования
  • ГОСТ Р ИСО 9004 Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества
  • ГОСТ Р ИСО/МЭК 2382-36 Информационные технологии. Словарь. Часть 36. Обучение, образование и подготовка
  • ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001 Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности. Требования
  • ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 18044 Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Менеджмент инцидентов информационной безопасности

[из 2 Нормативные ссылки ГОСТ Р 57722-2017]

3 Термины и определения ГОСТ Р 57722-2017

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р ИСО 9001 и ГОСТ Р ИСО/МЭК 2382-36, а также следующие термины в контексте менеджмента образовательной организации высшего образования с соответствующими определениями:

Воспитание по ГОСТ Р 57722-2017

Деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [из 3.1 ГОСТ Р 57722-2017]

Компьютерный менеджмент по ГОСТ Р 57722-2017

Скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией на основе использования взаимосвязанных и взаимодействующих информационных систем, обеспечивающих поддержку принятия решений и автоматизацию процессов управления по основным видам деятельности образовательной организации [из 3.4 ГОСТ Р 57722-2017]

Менеджмент по ГОСТ Р 57722-2017

Скоординированная деятельность по руководству и управлению образовательной организацией в соответствии с политикой, миссией и процессами для достижения этих целей.

Примечания

  1. В образовательной организации высшего образования (университет, академия, институт и др.) менеджмент осуществляет высшее руководство (ректор, директор, проректор, заместители директора и др.).
  2. С учетом установленных организацией целей могут использоваться различные термины: стратегический менеджмент; системный менеджмент; менеджмент качества; менеджмент ресурсов; менеджмент знаний; менеджмент рисков и др.

[из 3.5 ГОСТ Р 57722-2017]

Образование по ГОСТ Р 57722-2017

Единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [из 3.7 ГОСТ Р 57722-2017]

Образовательная организация по ГОСТ Р 57722-2017

Организация образовательного типа, осуществляющая на основании лицензии одну или несколько образовательных программ и обеспечивающая процесс обучения и воспитания обучающихся.

Примечания

  1. Образовательная организация высшего образования реализует образовательные программы бакалавриата, магистратуры, специалитета, аспирантуры, а также дополнительные образовательные программы.
  2. Образовательные организации высшего образования кроме образовательной деятельности могут выполнять научно-исследовательскую, инновационную, консалтинговую и другие виды деятельности в соответствии с учредительными документами.

[из 3.9 ГОСТ Р 57722-2017]

Образовательная программа по ГОСТ Р 57722-2017

Комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов [из 3.10 ГОСТ Р 57722-2017]

Обучение по ГОСТ Р 57722-2017

Целенаправленный процесс организации деятельности обучаемых по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучаемых мотивации получения образования в течение всей жизни [из 3.12 ГОСТ Р 57722-2017]

Организационная структура образовательной организации по ГОСТ Р 57722-2017

Распределение ответственности, полномочий и взаимоотношений между работниками организации, а также взаимодействия с другими организациями.

Примечания

  1. Основными группами работников образовательной организации являются руководство (ректор, проректоры, директоры институтов, деканы), педагогические работники, работники административно-хозяйственного обеспечения и другие категории в соответствии со штатным расписанием и организационной структурой.
  2. Организационная структура образовательной организации определена уставом организации.

[из 3.13 ГОСТ Р 57722-2017]

Педагогический работник по ГОСТ Р 57722-2017

Физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучаемых и (или) организации образовательной деятельности [из 3.14 ГОСТ Р 57722-2017]

Процесс по ГОСТ Р 57722-2017

Совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы.

Примечания

  1. Входами к процессу обычно являются выходы других процессов.
  2. В целях упорядочения процессы могут быть декомпозированы на уровне подпроцессов и операций.
  3. Системное управление взаимосвязанными процессами и ресурсами общеобразовательной организации может рассматриваться как «процессный подход».
  4. При создании информационных систем используется термин бизнес-процесс, который в обобщенном виде может означать автоматизацию процессов, подпроцессов и операций.

[из 3.15 ГОСТ Р 57722-2017]

Руководство образовательной организацией по ГОСТ Р 57722-2017

Скоординированная деятельность высшего руководства образовательной организацией, связанная с принятием ответственных решений в области стратегического планирования, организационной структуры, обеспечения ресурсами, кадровой политики, менеджмента качества, нормативной базы и др. [из 3.16 ГОСТ Р 57722-2017]

Управление образовательной организацией по ГОСТ Р 57722-2017

Скоординированная деятельность высшего руководства и руководителей структурных подразделений (управлений, отделов, кафедр, центров, лабораторий) по обеспечению управления организацией [из 3.18 ГОСТ Р 57722-2017]

Федеральный государственный образовательный стандарт, ФГОС по ГОСТ Р 57722-2017

Совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования [из 3.19 ГОСТ Р 57722-2017]

Электронная информационно-образовательная среда, ЭИОС по ГОСТ Р 57722-2017

Совокупность электронных образовательных ресурсов, средств информационно-коммуникационных технологий и автоматизированных систем, необходимых для обеспечения освоения обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от их местонахождения.

Примечания

  1. Наличие электронной информационно-образовательной среды является обязательным условием при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
  2. Электронная информационная образовательная среда должна функционировать во взаимосвязи с системой компьютерного менеджмента образовательной организации высшего образования.

[из 3.20 ГОСТ Р 57722-2017]

4 Общие положения ГОСТ Р 57722-2017

4.1 Основополагающие принципы ГОСТ Р 57722-2017

4.1.1 СКМ образовательной организации высшего образования необходима для совершенствования руководства и управления образовательной организацией в соответствии с основными положениями законодательства [1] - [3], лучшими практиками и стандартами в области менеджмента (ГОСТ Р ИСО 9000, ГОСТ Р ИСО 9001, ГОСТ Р ИСО 9004, ГОСТ 52294, ГОСТ Р 54147, ГОСТ Р 51897, ГОСТ Р 53894, ГОСТ Р 56715.5, ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001, ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 18044) и информационных технологий в образовании (ГОСТ Р ИСО/МЭК 2382-36, ГОСТ Р 57193, ГОСТ Р 53625, ГОСТ Р 53723, ГОСТ Р 54837). Сочетание современных подходов в области менеджмента (стратегического, системного, качества, знаний, рисков и информационной безопасности) и автоматизированных средств информационной поддержки процессов управления образовательной организацией является основой для повышения качества управления, обеспечения конкурентоспособности и устойчивого успеха образовательной организации высшего образования [из 4.1.1 ГОСТ Р 57722-2017]

4.1.2 Разработку, внедрение, эксплуатацию и сопровождение СКМ качества должны осуществлять с учетом перспективного видения стратегии, миссии, целей, направлений деятельности, процессной модели, всех видов ресурсного обеспечения и показателей эффективности и конкурентоспособности образовательной организации высшего образования. На этапах подготовки технического задания, разработки и внедрения СКМ важное значение имеет наличие и уровень развития электронного регламента административной и служебной деятельности (ГОСТ Р 52294), сертифицированной системы менеджмента качества (ГОСТ Р ИСО 9001), системы управления электронными документами, средств информационно-коммуникационных технологий и автоматизированных систем управления отдельными видами деятельности и инфраструктурой организации [из 4.1.2 ГОСТ Р 57722-2017]

4.1.3 Отличительной особенностью образовательных организаций высшего образования является взаимосвязь административно-хозяйственной, научно-исследовательской и образовательной деятельности, обеспечивающей инновационный характер развития организации в целом. В результате этих видов деятельности создаются новые знания и развиваются компетенции научно-педагогических и управленческих кадров, представляющих наиболее значимый актив образовательной организации высшего образования.

В соответствии со спецификой образовательной организации высшего образования могут быть использованы различные формы представления управленческой деятельности:

  1. процессная - наиболее подходит к управлению образовательной деятельности, когда объектом управления являются систематизированные и взаимосвязанные процессы и ресурсы, при этом входы и выходы процессов определены и контролируемы;
  2. проектная - наиболее подходит к научно-исследовательской и инновационной деятельности, когда объектом управления являются проекты, выполняемые относительно наибольшим числом научных работников в соответствии с установленными в задании задачами, ресурсами и сроками выполнения работ;
  3. функциональная - наиболее подходит к административно-хозяйственной деятельности, когда объектом управления является выполнение структурными подразделениями определенных функций с требуемыми характеристиками (управление инфраструктурой организации, материально-техническим обеспечением, энергоэффективностью, обеспечением безопасности рабочих мест, экологической безопасностью).

Независимо от формы представления административной деятельности качество и эффективность управления определяются наличием системы нормативной, информационно-правовой и методической документации, доступной в электронной форме. Цифровизация информации обуславливает необходимость создания и использования документов в цифровом виде [из 4.1.3 ГОСТ Р 57722-2017]

4.1.4 СКМ является системообразующим элементом для создания и развития электронной информационно-образовательной среды образовательной организации высшего образования в соответствии с ее инфраструктурой и необходимыми внешними связями. СКМ должна обеспечивать интероперабельность с другими информационными системами (подсистемами) электронной информационно-образовательной среды организации и внешними информационными средами на основе ГОСТ Р 57193.

СКМ должна обеспечивать упорядочение и эффективное совместное использование данных и информационных объектов, хранящихся в базах данных различных подсистем и программных модулей системы.

СКМ должна быть адаптирована к организационной структуре и принятой в образовательной организации процессной модели (ГОСТ Р ИСО 9001, ГОСТ Р 53625, ГОСТ Р 52294) управления взаимосвязанными процессами и ресурсами.

Для образовательных организаций, ориентированных на научно-исследовательскую и инновационную деятельность, СКМ должна включать подсистему проектного менеджмента и управление результатами интеллектуальной деятельности в соответствии с ГОСТ Р 56714.5 [из 4.1.4 ГОСТ Р 57722-2017]

4.1.5 СКМ должна обеспечивать системную информационную поддержку и автоматизацию процессов стратегического и инновационного менеджмента основных видов деятельности, материально-технического обеспечения, инженерно-технического обеспечения зданий и прилегающих территорий, комплексной безопасности и оценки рисков образовательной организации на основе ГОСТ Р 54147 [из 4.1.5 ГОСТ Р 57722-2017]

4.1.6 Для образовательных организаций высшего образования, реализующих образовательные программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, интегрированная автоматизированная система управления должна содержать электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и средств вычислительной техники, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от их мест нахождения [из 4.1.6 ГОСТ Р 57722-2017]

4.2 Функции системы компьютерного менеджмента ГОСТ Р 57722-2017

4.2.1 СКМ в соответствии с целями образовательной организации высшего образования и разработанными организацией принципам менеджмента должна обеспечивать скоординированную деятельность по управлению организацией на основе взаимосвязанных и взаимодействующих информационных систем (подсистем), телекоммуникационных сетей и средств информационных технологий. В приоритетном порядке СКМ должны обеспечивать информационную поддержку принятия решений и автоматизацию процессов управления по основным видам деятельности образовательной организации высшего образования [из 4.2.1 ГОСТ Р 57722-2017]

4.2.3 В соответствии с функциональным назначением СКМ она может включать следующие элементы (подсистемы):

  1. стратегического менеджмента и развития;
  2. системного менеджмента по направлениям образовательной, научно-исследовательской, инновационной и административно-хозяйственной деятельности;
  3. финансового менеджмента и планирования;
  4. менеджмента качества (система менеджмента качества);
  5. менеджмента информационной безопасности и администрирования информационных систем и сетей;
  6. менеджмента процессов образовательной деятельности;
  7. проектного менеджмента в области научно-исследовательской и инновационной деятельности;
  8. менеджмента инфраструктуры и развития кадрового и материально-технического потенциала организации.

Примечание - Настоящий стандарт не устанавливает требований к структуре и функциональным характеристикам элементов СКМ образовательной организации высшего образования, так как они могут изменяться в рамках создания и развития системы [из 4.2.3 ГОСТ Р 57722-2017]

4.3 Разработка системы компьютерного менеджмента ГОСТ Р 57722-2017

4.3.1 На концептуальной модели разработки СКМ образовательной организации высшего образования должны быть определены основополагающие требования, устанавливающие:

  1. законодательную базу Российской Федерации;
  2. лучшие практики и стандарты в области стратегического и инновационного менеджмента;
  3. лучшие практики и стандарты в области процессно-ориентированного и проектного управления применительно к специфике образовательной и научно-исследовательской деятельности;
  4. лучшие практики, ИТ-стандарты и перспективные платформы для создания информационных систем в сфере образования и науки;
  5. стратегию, перспективный план развития и ресурсное обеспечение образовательной организации.

[из 4.3.1 ГОСТ Р 57722-2017]

4.3.2 Архитектура проектируемой системы должна быть определена на основе гармонизации существующих подходов к менеджменту и разработки базовой процессно-ориентированной модели управления организацией:

  1. в качестве эталонной структуры может быть использована гармонизированная модель на основе ГОСТ Р ИСО 9001 и ГОСТ Р 53625 (см. рисунок А.1 приложения А);
  2. применительно к процессам жизненного цикла образовательной деятельности с использованием электронного обучения может быть использована модель на основе ГОСТ Р 53625 (ИСО/МЭК 19796-1) (см. рисунки Б.1 и Б.2 приложения Б);
  3. информация и описание взаимосвязи процессов должны выполняться на основе моделей, представленных на рисунках Б.З - Б.5 приложения Б.

[из 4.3.2 ГОСТ Р 57722-2017]

4.3.3 В целях обеспечения качества, эффективности и согласованности деятельности заинтересованные стороны (заказчик, поставщик, разработчик, пользователи, эксплуатирующий персонал и персонал сопровождения) должны взаимодействовать в течение всего жизненного цикла СКМ образовательной организации высшего образования в соответствии с требованиями ГОСТ Р 57193 [из 4.3.3 ГОСТ Р 57722-2017]

4.3.5 Описание процессов жизненного цикла СКМ - по ГОСТ Р 57193. Процессы и группы процессов жизненного цикла СКМ должны быть определены на разных уровнях иерархии системной структуры и реализованы на различных этапах ее жизненного цикла в рамках управления проектом создания системы [из 4.3.5 ГОСТ Р 57722-2017]

4.3.6 Основные формы поставки и сопровождения СКМ:

  1. приобретение системы и ее установка в образовательной организации высшего образования, самостоятельное наполнение информацией и настройка под требования организации, обучение персонала, создание необходимой службы, эксплуатация и сопровождение системы самостоятельно;
  2. приобретение системы и ее установка в образовательной организации высшего образования и аренда услуг по наполнению информацией, настройке, техническому сопровождению системы без создания собственной службы (возможности этого варианта ограничиваются необходимостью выбора соответствующего партнера по сопровождению системы);
  3. аренда системы, установленной вне образовательной организации высшего образования, так называемая модель работы через поставщика прикладных услуг. В этой модели поставщик предоставляет приложения (программные продукты, пакеты) и все необходимые элементы инфраструктуры и их обслуживание с доступом клиентов к приложениям через Интернет или специализированную вычислительную сеть.

[из 4.3.6 ГОСТ Р 57722-2017]

Приложение Б (справочное) - Базовая процессно-ориентированная модель ГОСТ Р 57722-2017

- Рисунок Б.1 - Структура гармонизированной процессной модели на основе ГОСТ Р ИСО 9001

Рисунок Б.1 - Структура гармонизированной процессной модели на основе ГОСТ Р ИСО 9001

- Рисунок Б.2 - Декомпозиция процессов жизненного цикла образовательной деятельности на основе

Рисунок Б.2 - Декомпозиция процессов жизненного цикла образовательной деятельности на основе ГОСТ Р 53625

- Рисунок Б.3 - Обобщенная модель процесса

Рисунок Б.3 - Обобщенная модель процесса

- Рисунок Б.4 - Взаимосвязь процессов

Рисунок Б.4 - Взаимосвязь процессов

- Рисунок Б.5 - Унифицированная информационная модель описания процесса

Рисунок Б.5 - Унифицированная информационная модель описания процесса

Библиография ГОСТ Р 57722-2017

[1] Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-03 «Об образовании в Российской Федерации»

[2] Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

[3] Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЭ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

[из Библиография ГОСТ Р 57722-2017]