4.1 Основополагающие принципы ГОСТ Р 57722-2017
4.1.1 СКМ образовательной организации высшего образования необходима для совершенствования руководства и управления образовательной организацией в соответствии с основными положениями законодательства [1] - [3], лучшими практиками и стандартами в области менеджмента (ГОСТ Р ИСО 9000, ГОСТ Р ИСО 9001, ГОСТ Р ИСО 9004, ГОСТ 52294, ГОСТ Р 54147, ГОСТ Р 51897, ГОСТ Р 53894, ГОСТ Р 56715.5, ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001, ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 18044) и информационных технологий в образовании (ГОСТ Р ИСО/МЭК 2382-36, ГОСТ Р 57193, ГОСТ Р 53625, ГОСТ Р 53723, ГОСТ Р 54837). Сочетание современных подходов в области менеджмента (стратегического, системного, качества, знаний, рисков и информационной безопасности) и автоматизированных средств информационной поддержки процессов управления образовательной организацией является основой для повышения качества управления, обеспечения конкурентоспособности и устойчивого успеха образовательной организации высшего образования [из 4.1.1 ГОСТ Р 57722-2017]
4.1.2 Разработку, внедрение, эксплуатацию и сопровождение СКМ качества должны осуществлять с учетом перспективного видения стратегии, миссии, целей, направлений деятельности, процессной модели, всех видов ресурсного обеспечения и показателей эффективности и конкурентоспособности образовательной организации высшего образования. На этапах подготовки технического задания, разработки и внедрения СКМ важное значение имеет наличие и уровень развития электронного регламента административной и служебной деятельности (ГОСТ Р 52294), сертифицированной системы менеджмента качества (ГОСТ Р ИСО 9001), системы управления электронными документами, средств информационно-коммуникационных технологий и автоматизированных систем управления отдельными видами деятельности и инфраструктурой организации [из 4.1.2 ГОСТ Р 57722-2017]
4.1.3 Отличительной особенностью образовательных организаций высшего образования является взаимосвязь административно-хозяйственной, научно-исследовательской и образовательной деятельности, обеспечивающей инновационный характер развития организации в целом. В результате этих видов деятельности создаются новые знания и развиваются компетенции научно-педагогических и управленческих кадров, представляющих наиболее значимый актив образовательной организации высшего образования.
В соответствии со спецификой образовательной организации высшего образования могут быть использованы различные формы представления управленческой деятельности:
- процессная - наиболее подходит к управлению образовательной деятельности, когда объектом управления являются систематизированные и взаимосвязанные процессы и ресурсы, при этом входы и выходы процессов определены и контролируемы;
- проектная - наиболее подходит к научно-исследовательской и инновационной деятельности, когда объектом управления являются проекты, выполняемые относительно наибольшим числом научных работников в соответствии с установленными в задании задачами, ресурсами и сроками выполнения работ;
- функциональная - наиболее подходит к административно-хозяйственной деятельности, когда объектом управления является выполнение структурными подразделениями определенных функций с требуемыми характеристиками (управление инфраструктурой организации, материально-техническим обеспечением, энергоэффективностью, обеспечением безопасности рабочих мест, экологической безопасностью).
Независимо от формы представления административной деятельности качество и эффективность управления определяются наличием системы нормативной, информационно-правовой и методической документации, доступной в электронной форме. Цифровизация информации обуславливает необходимость создания и использования документов в цифровом виде [из 4.1.3 ГОСТ Р 57722-2017]
4.1.4 СКМ является системообразующим элементом для создания и развития электронной информационно-образовательной среды образовательной организации высшего образования в соответствии с ее инфраструктурой и необходимыми внешними связями. СКМ должна обеспечивать интероперабельность с другими информационными системами (подсистемами) электронной информационно-образовательной среды организации и внешними информационными средами на основе ГОСТ Р 57193.
СКМ должна обеспечивать упорядочение и эффективное совместное использование данных и информационных объектов, хранящихся в базах данных различных подсистем и программных модулей системы.
СКМ должна быть адаптирована к организационной структуре и принятой в образовательной организации процессной модели (ГОСТ Р ИСО 9001, ГОСТ Р 53625, ГОСТ Р 52294) управления взаимосвязанными процессами и ресурсами.
Для образовательных организаций, ориентированных на научно-исследовательскую и инновационную деятельность, СКМ должна включать подсистему проектного менеджмента и управление результатами интеллектуальной деятельности в соответствии с ГОСТ Р 56714.5 [из 4.1.4 ГОСТ Р 57722-2017]
4.1.5 СКМ должна обеспечивать системную информационную поддержку и автоматизацию процессов стратегического и инновационного менеджмента основных видов деятельности, материально-технического обеспечения, инженерно-технического обеспечения зданий и прилегающих территорий, комплексной безопасности и оценки рисков образовательной организации на основе ГОСТ Р 54147 [из 4.1.5 ГОСТ Р 57722-2017]
4.1.6 Для образовательных организаций высшего образования, реализующих образовательные программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, интегрированная автоматизированная система управления должна содержать электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и средств вычислительной техники, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от их мест нахождения [из 4.1.6 ГОСТ Р 57722-2017]
4.1.7 СКМ должна иметь взаимодействие с web-интерфейсом для выгрузки данных на сайт образовательной организации в формате HTML- или XML-документа [из 4.1.7 ГОСТ Р 57722-2017]
4.2 Функции системы компьютерного менеджмента ГОСТ Р 57722-2017
4.2.1 СКМ в соответствии с целями образовательной организации высшего образования и разработанными организацией принципам менеджмента должна обеспечивать скоординированную деятельность по управлению организацией на основе взаимосвязанных и взаимодействующих информационных систем (подсистем), телекоммуникационных сетей и средств информационных технологий. В приоритетном порядке СКМ должны обеспечивать информационную поддержку принятия решений и автоматизацию процессов управления по основным видам деятельности образовательной организации высшего образования [из 4.2.1 ГОСТ Р 57722-2017]
4.2.2 Структура СКМ должна включать взаимосвязанные элементы - подсистемы, обеспечивающие функции системы в режиме взаимодействия [из 4.2.2 ГОСТ Р 57722-2017]
4.2.3 В соответствии с функциональным назначением СКМ она может включать следующие элементы (подсистемы):
- стратегического менеджмента и развития;
- системного менеджмента по направлениям образовательной, научно-исследовательской, инновационной и административно-хозяйственной деятельности;
- финансового менеджмента и планирования;
- менеджмента качества (система менеджмента качества);
- менеджмента информационной безопасности и администрирования информационных систем и сетей;
- менеджмента процессов образовательной деятельности;
- проектного менеджмента в области научно-исследовательской и инновационной деятельности;
- менеджмента инфраструктуры и развития кадрового и материально-технического потенциала организации.
Примечание - Настоящий стандарт не устанавливает требований к структуре и функциональным характеристикам элементов СКМ образовательной организации высшего образования, так как они могут изменяться в рамках создания и развития системы [из 4.2.3 ГОСТ Р 57722-2017]
4.3 Разработка системы компьютерного менеджмента ГОСТ Р 57722-2017
4.3.1 На концептуальной модели разработки СКМ образовательной организации высшего образования должны быть определены основополагающие требования, устанавливающие:
- законодательную базу Российской Федерации;
- лучшие практики и стандарты в области стратегического и инновационного менеджмента;
- лучшие практики и стандарты в области процессно-ориентированного и проектного управления применительно к специфике образовательной и научно-исследовательской деятельности;
- лучшие практики, ИТ-стандарты и перспективные платформы для создания информационных систем в сфере образования и науки;
- стратегию, перспективный план развития и ресурсное обеспечение образовательной организации.
[из 4.3.1 ГОСТ Р 57722-2017]
4.3.2 Архитектура проектируемой системы должна быть определена на основе гармонизации существующих подходов к менеджменту и разработки базовой процессно-ориентированной модели управления организацией:
- в качестве эталонной структуры может быть использована гармонизированная модель на основе ГОСТ Р ИСО 9001 и ГОСТ Р 53625 (см. рисунок А.1 приложения А);
- применительно к процессам жизненного цикла образовательной деятельности с использованием электронного обучения может быть использована модель на основе ГОСТ Р 53625 (ИСО/МЭК 19796-1) (см. рисунки Б.1 и Б.2 приложения Б);
- информация и описание взаимосвязи процессов должны выполняться на основе моделей, представленных на рисунках Б.З - Б.5 приложения Б.
[из 4.3.2 ГОСТ Р 57722-2017]
4.3.3 В целях обеспечения качества, эффективности и согласованности деятельности заинтересованные стороны (заказчик, поставщик, разработчик, пользователи, эксплуатирующий персонал и персонал сопровождения) должны взаимодействовать в течение всего жизненного цикла СКМ образовательной организации высшего образования в соответствии с требованиями ГОСТ Р 57193 [из 4.3.3 ГОСТ Р 57722-2017]
4.3.4 Создание СКМ должно быть осуществлено в соответствии с согласованной моделью жизненного цикла, содержащей структуру и требования к процессам и этапам жизненного цикла системы по ГОСТ Р 57193 [из 4.3.4 ГОСТ Р 57722-2017]
4.3.5 Описание процессов жизненного цикла СКМ - по ГОСТ Р 57193. Процессы и группы процессов жизненного цикла СКМ должны быть определены на разных уровнях иерархии системной структуры и реализованы на различных этапах ее жизненного цикла в рамках управления проектом создания системы [из 4.3.5 ГОСТ Р 57722-2017]
4.3.6 Основные формы поставки и сопровождения СКМ:
- приобретение системы и ее установка в образовательной организации высшего образования, самостоятельное наполнение информацией и настройка под требования организации, обучение персонала, создание необходимой службы, эксплуатация и сопровождение системы самостоятельно;
- приобретение системы и ее установка в образовательной организации высшего образования и аренда услуг по наполнению информацией, настройке, техническому сопровождению системы без создания собственной службы (возможности этого варианта ограничиваются необходимостью выбора соответствующего партнера по сопровождению системы);
- аренда системы, установленной вне образовательной организации высшего образования, так называемая модель работы через поставщика прикладных услуг. В этой модели поставщик предоставляет приложения (программные продукты, пакеты) и все необходимые элементы инфраструктуры и их обслуживание с доступом клиентов к приложениям через Интернет или специализированную вычислительную сеть.
[из 4.3.6 ГОСТ Р 57722-2017]