Из ГОСТ Р 57722-2017 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Система компьютерного менеджмента образовательных организаций высшего образования. Общие положения

1 Область применения ГОСТ Р 57722-2017

Настоящий стандарт устанавливает общие положения применительно к системе компьютерного менеджмента (СКМ) образовательных организаций высшего образования. Настоящий стандарт учитывает современные подходы и стандарты в области стратегического менеджмента, менеджмента качества, менеджмента знаний, менеджмента человеческих ресурсов, менеджмента рисков, проектного менеджмента и менеджмента информационной безопасности. В настоящем стандарте отражена специфика руководства и управления образовательной организацией высшего образования, включая образовательную, научно-исследовательскую, инновационную и административно-хозяйственную деятельность. СКМ является основой для интеграции компонентов электронной информационно-образовательной среды образовательной организации, реализации процессно-ориентированного управления и обеспечения интероперабельности используемых автоматизированных систем и средств информационной поддержки.

Общие положения настоящего стандарта применимы на этапах заказа, проектирования, разработки, внедрения, сопровождения и добровольной сертификации систем и подсистем компьютерного менеджмента образовательных организаций высшего образования.

Выполнение основных положений настоящего стандарта является важным условием для обеспечения качества и эффективности руководства и управления образовательными организациями высшего образования независимо от их организационно-правовой формы и подчинения вышестоящим организациям [из 1 Область применения ГОСТ Р 57722-2017]

    2 Нормативные ссылки ГОСТ Р 57722-2017

    В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

    • ГОСТ Р 51897 Руководство ИСО 73:2009 Менеджмент риска. Термины и определения
    • ГОСТ Р 52294 Информационная технология. Управление организацией. Электронный регламент административной и служебной деятельности. Основные положения
    • ГОСТ Р 53625 (ИСО/МЭК 19796-1:2005) Информационная технология. Обучение, образование и подготовка. Менеджмент качества, обеспечение качества и метрики. Часть 1. Общий подход
    • ГОСТ Р 53723 Информационная технология. Руководство по применению ГОСТ Р 53625-2009 (ИСО/МЭК 19796-1:2005)
    • ГОСТ Р 53894 Менеджмент знаний. Термины и определения
    • ГОСТ Р 54147 Стратегический и инновационный менеджмент. Термины и определения
    • ГОСТ Р 54837 (ИСО/МЭК 19796-3:2009) Информационная технология. Обучение, образование и подготовка. Менеджмент качества, обеспечение качества и метрики. Часть 3. Эталонные модели и метрики
    • ГОСТ Р 56715.5 Проектный менеджмент. Системы проектного менеджмента. Часть 5. Термины и определения
    • ГОСТ Р 57193 Системная и программная инженерия. Процессы жизненного цикла систем
    • ГОСТ Р ИСО 9000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
    • ГОСТ Р ИСО 9001 Системы менеджмента качества. Требования
    • ГОСТ Р ИСО 9004 Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества
    • ГОСТ Р ИСО/МЭК 2382-36 Информационные технологии. Словарь. Часть 36. Обучение, образование и подготовка
    • ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001 Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности. Требования
    • ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 18044 Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Менеджмент инцидентов информационной безопасности

    [из 2 Нормативные ссылки ГОСТ Р 57722-2017]

      4.1.1 ГОСТ Р 57722-2017

      4.1.1 СКМ образовательной организации высшего образования необходима для совершенствования руководства и управления образовательной организацией в соответствии с основными положениями законодательства [1] - [3], лучшими практиками и стандартами в области менеджмента (ГОСТ Р ИСО 9000, ГОСТ Р ИСО 9001, ГОСТ Р ИСО 9004, ГОСТ 52294, ГОСТ Р 54147, ГОСТ Р 51897, ГОСТ Р 53894, ГОСТ Р 56715.5, ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001, ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 18044) и информационных технологий в образовании (ГОСТ Р ИСО/МЭК 2382-36, ГОСТ Р 57193, ГОСТ Р 53625, ГОСТ Р 53723, ГОСТ Р 54837). Сочетание современных подходов в области менеджмента (стратегического, системного, качества, знаний, рисков и информационной безопасности) и автоматизированных средств информационной поддержки процессов управления образовательной организацией является основой для повышения качества управления, обеспечения конкурентоспособности и устойчивого успеха образовательной организации высшего образования [из 4.1.1 ГОСТ Р 57722-2017]

        4.1.2 ГОСТ Р 57722-2017

        4.1.2 Разработку, внедрение, эксплуатацию и сопровождение СКМ качества должны осуществлять с учетом перспективного видения стратегии, миссии, целей, направлений деятельности, процессной модели, всех видов ресурсного обеспечения и показателей эффективности и конкурентоспособности образовательной организации высшего образования. На этапах подготовки технического задания, разработки и внедрения СКМ важное значение имеет наличие и уровень развития электронного регламента административной и служебной деятельности (ГОСТ Р 52294), сертифицированной системы менеджмента качества (ГОСТ Р ИСО 9001), системы управления электронными документами, средств информационно-коммуникационных технологий и автоматизированных систем управления отдельными видами деятельности и инфраструктурой организации [из 4.1.2 ГОСТ Р 57722-2017]

          4.1.3 ГОСТ Р 57722-2017

          4.1.3 Отличительной особенностью образовательных организаций высшего образования является взаимосвязь административно-хозяйственной, научно-исследовательской и образовательной деятельности, обеспечивающей инновационный характер развития организации в целом. В результате этих видов деятельности создаются новые знания и развиваются компетенции научно-педагогических и управленческих кадров, представляющих наиболее значимый актив образовательной организации высшего образования.

          В соответствии со спецификой образовательной организации высшего образования могут быть использованы различные формы представления управленческой деятельности:

          1. процессная - наиболее подходит к управлению образовательной деятельности, когда объектом управления являются систематизированные и взаимосвязанные процессы и ресурсы, при этом входы и выходы процессов определены и контролируемы;
          2. проектная - наиболее подходит к научно-исследовательской и инновационной деятельности, когда объектом управления являются проекты, выполняемые относительно наибольшим числом научных работников в соответствии с установленными в задании задачами, ресурсами и сроками выполнения работ;
          3. функциональная - наиболее подходит к административно-хозяйственной деятельности, когда объектом управления является выполнение структурными подразделениями определенных функций с требуемыми характеристиками (управление инфраструктурой организации, материально-техническим обеспечением, энергоэффективностью, обеспечением безопасности рабочих мест, экологической безопасностью).

          Независимо от формы представления административной деятельности качество и эффективность управления определяются наличием системы нормативной, информационно-правовой и методической документации, доступной в электронной форме. Цифровизация информации обуславливает необходимость создания и использования документов в цифровом виде [из 4.1.3 ГОСТ Р 57722-2017]

            4.1.4 ГОСТ Р 57722-2017

            4.1.4 СКМ является системообразующим элементом для создания и развития электронной информационно-образовательной среды образовательной организации высшего образования в соответствии с ее инфраструктурой и необходимыми внешними связями. СКМ должна обеспечивать интероперабельность с другими информационными системами (подсистемами) электронной информационно-образовательной среды организации и внешними информационными средами на основе ГОСТ Р 57193.

            СКМ должна обеспечивать упорядочение и эффективное совместное использование данных и информационных объектов, хранящихся в базах данных различных подсистем и программных модулей системы.

            СКМ должна быть адаптирована к организационной структуре и принятой в образовательной организации процессной модели (ГОСТ Р ИСО 9001, ГОСТ Р 53625, ГОСТ Р 52294) управления взаимосвязанными процессами и ресурсами.

            Для образовательных организаций, ориентированных на научно-исследовательскую и инновационную деятельность, СКМ должна включать подсистему проектного менеджмента и управление результатами интеллектуальной деятельности в соответствии с ГОСТ Р 56714.5 [из 4.1.4 ГОСТ Р 57722-2017]

              Страницы

              Подписка на Из ГОСТ Р 57722-2017 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Система компьютерного менеджмента образовательных организаций высшего образования. Общие положения