4.3 Приемлемость организации диалога для производственного задания ГОСТ Р ИСО 9241-110-2016

Интерактивная система соответствует производственному заданию, если она помогает пользователю выполнять производственное задание, т. е. функциональность и диалог основаны на особенностях производственного задания, а не на выборе метода выполнения производственного задания [из 4.3 Приемлемость организации диалога для производственного задания ГОСТ Р ИСО 9241-110-2016]

4.3.1 В процессе диалога пользователю должна быть предоставлена информация об успешном завершении производственного задания.

Примечание - Должны быть представлены требования производственного задания, определяющие требуемое качество на выходе, а также количество и тип необходимой информации.

Примеры

  1. В том случае, когда обработка входящей корреспонденции является строго ограниченной по времени, диалоговая система должна отображать соответствующие сроки окончания обработки каждого пункта.
  2. В случае онлайн-магазина диалоговая система предлагает контекстно зависимую справку, описывающую шаги, которые необходимо предпринять для оформления заказа.

[из 4.3.1 ГОСТ Р ИСО 9241-110-2016]

4.3.2 В процессе диалога необходимо избегать предоставления пользователю информации, не обязательной для успешного завершения производственного задания.

Примечание - Предоставление избыточной информации может привести к снижению производительности и излишней умственной нагрузке при выполнении производственного задания.

Пример - Если турист хочет заказать гостиничный номер на конкретную дату, то диалоговая система отображает только гостиницы со свободными на указанный день номерами. Информация о других гостиницах, не имеющих свободных мест, или дополнительная информация о предоставляемых гостиницей услугах, например об экскурсионных поездках, отображается только при запросе [из 4.3.2 ГОСТ Р ИСО 9241-110-2016]

4.3.3 Формат ввода и вывода должен соответствовать производственному заданию.

Примеры

  1. Прикладная программа для туристов, обеспечивающая конвертацию валюты, должна пересчитывать валюту с точностью, достаточной для целей конвертации (например, с точностью до двух десятичных цифр для большинства Европейских валют).
  2. Если диалог предназначен для внутреннего рынка, то это должно быть ясно пользователю.

[из 4.3.3 ГОСТ Р ИСО 9241-110-2016]

4.3.4 Если для выполнения производственного задания требуются типовые настройки, то значения таких настроек должны устанавливаться в автоматическом режиме как значения по умолчанию.

Примеры

  1. В случае покупки билетов в автомате на железнодорожной станции, когда известно, что пассажиры обычно покупают железнодорожные билеты на станции отправления, название этой станции предварительно указывают в начальном поле диалога.
  2. В бизнес-приложениях, если пользователь идентифицировал себя в системе посредством ввода своего имени и пароля, система автоматически делает его почтовый адрес доступным для использования в диалоге везде, где это необходимо.

[из 4.3.4 ГОСТ Р ИСО 9241-110-2016]

4.3.5 Этапы диалога должны соответствовать цели успешного выполнения производственного задания, т. е. должны быть включены в диалог, а ненужные исключены.

Примечание 1 - Ненужный этап включает действия, которые более уместны для автоматического выполнения системой.

Примечание 2 - Диалог может давать дополнительные возможности пользователю при выполнении повторяющихся производственных заданий/этапов для минимизации промежуточных этапов производственных заданий.

Примеры

  1. Мобильный телефон для абонентов делового сектора, часто использующих автоответчик (почтовый ящик), снабжен для этого специализированной опцией верхнего уровня, что позволяет избежать ненужных этапов диалога.
  2. Пакет программ для управления деловыми контактами, который содержит входные поля и для почтового индекса, и для названия города, автоматически отображает название города, если вводится почтовый код и наоборот, что позволяет сократить диалог.
  3. Диалог, который является открытым как для внутренних, так и для внешних пользователей, не требует данных, необходимых только для внутренних пользователей.

[из 4.3.5 ГОСТ Р ИСО 9241-110-2016]

4.3.6 Если производственное задание предусматривает использование документов конкретного источника, интерфейс пользователя должен быть совместимым с характеристиками источника документов.

Примечание - Эта рекомендация не запрещает улучшать документы, делая их более подходящими для производственного задания.

Пример - В страховой компании печатный документ используют как источник данных для компьютерного ввода. Экранный диалог, включающий заполнение формы, разработан в соответствии со структурой бумажного носителя и позволяет упорядочить элементы, группировать и формировать модули для входных величин [из 4.3.6 ГОСТ Р ИСО 9241-110-2016]

4.3.7 Каналы входов и выходов, предлагаемые диалоговой системой, должны соответствовать производственному заданию.

Пример - В прикладной программе автоматизированного проектирования (CAD), где руки пользователя уже задействованы для установки указателя, необходимые дополнительные простые действия могут быть выполнены при помощи речевых команд [из 4.3.7 ГОСТ Р ИСО 9241-110-2016]