Интерактивная система соответствует производственному заданию, если она помогает пользователю выполнять производственное задание, т. е. функциональность и диалог основаны на особенностях производственного задания, а не на выборе метода выполнения производственного задания [из 4.3 Приемлемость организации диалога для производственного задания ГОСТ Р ИСО 9241-110-2016]
4.3.1 В процессе диалога пользователю должна быть предоставлена информация об успешном завершении производственного задания.
Примечание - Должны быть представлены требования производственного задания, определяющие требуемое качество на выходе, а также количество и тип необходимой информации.
Примеры
- В том случае, когда обработка входящей корреспонденции является строго ограниченной по времени, диалоговая система должна отображать соответствующие сроки окончания обработки каждого пункта.
- В случае онлайн-магазина диалоговая система предлагает контекстно зависимую справку, описывающую шаги, которые необходимо предпринять для оформления заказа.
[из 4.3.1 ГОСТ Р ИСО 9241-110-2016]
4.3.2 В процессе диалога необходимо избегать предоставления пользователю информации, не обязательной для успешного завершения производственного задания.
Примечание - Предоставление избыточной информации может привести к снижению производительности и излишней умственной нагрузке при выполнении производственного задания.
Пример - Если турист хочет заказать гостиничный номер на конкретную дату, то диалоговая система отображает только гостиницы со свободными на указанный день номерами. Информация о других гостиницах, не имеющих свободных мест, или дополнительная информация о предоставляемых гостиницей услугах, например об экскурсионных поездках, отображается только при запросе [из 4.3.2 ГОСТ Р ИСО 9241-110-2016]
4.3.3 Формат ввода и вывода должен соответствовать производственному заданию.
Примеры
- Прикладная программа для туристов, обеспечивающая конвертацию валюты, должна пересчитывать валюту с точностью, достаточной для целей конвертации (например, с точностью до двух десятичных цифр для большинства Европейских валют).
- Если диалог предназначен для внутреннего рынка, то это должно быть ясно пользователю.
[из 4.3.3 ГОСТ Р ИСО 9241-110-2016]
4.3.4 Если для выполнения производственного задания требуются типовые настройки, то значения таких настроек должны устанавливаться в автоматическом режиме как значения по умолчанию.
Примеры
- В случае покупки билетов в автомате на железнодорожной станции, когда известно, что пассажиры обычно покупают железнодорожные билеты на станции отправления, название этой станции предварительно указывают в начальном поле диалога.
- В бизнес-приложениях, если пользователь идентифицировал себя в системе посредством ввода своего имени и пароля, система автоматически делает его почтовый адрес доступным для использования в диалоге везде, где это необходимо.
[из 4.3.4 ГОСТ Р ИСО 9241-110-2016]
4.3.5 Этапы диалога должны соответствовать цели успешного выполнения производственного задания, т. е. должны быть включены в диалог, а ненужные исключены.
Примечание 1 - Ненужный этап включает действия, которые более уместны для автоматического выполнения системой.
Примечание 2 - Диалог может давать дополнительные возможности пользователю при выполнении повторяющихся производственных заданий/этапов для минимизации промежуточных этапов производственных заданий.
Примеры
- Мобильный телефон для абонентов делового сектора, часто использующих автоответчик (почтовый ящик), снабжен для этого специализированной опцией верхнего уровня, что позволяет избежать ненужных этапов диалога.
- Пакет программ для управления деловыми контактами, который содержит входные поля и для почтового индекса, и для названия города, автоматически отображает название города, если вводится почтовый код и наоборот, что позволяет сократить диалог.
- Диалог, который является открытым как для внутренних, так и для внешних пользователей, не требует данных, необходимых только для внутренних пользователей.
[из 4.3.5 ГОСТ Р ИСО 9241-110-2016]
4.3.6 Если производственное задание предусматривает использование документов конкретного источника, интерфейс пользователя должен быть совместимым с характеристиками источника документов.
Примечание - Эта рекомендация не запрещает улучшать документы, делая их более подходящими для производственного задания.
Пример - В страховой компании печатный документ используют как источник данных для компьютерного ввода. Экранный диалог, включающий заполнение формы, разработан в соответствии со структурой бумажного носителя и позволяет упорядочить элементы, группировать и формировать модули для входных величин [из 4.3.6 ГОСТ Р ИСО 9241-110-2016]
4.3.7 Каналы входов и выходов, предлагаемые диалоговой системой, должны соответствовать производственному заданию.
Пример - В прикладной программе автоматизированного проектирования (CAD), где руки пользователя уже задействованы для установки указателя, необходимые дополнительные простые действия могут быть выполнены при помощи речевых команд [из 4.3.7 ГОСТ Р ИСО 9241-110-2016]