В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
Цифровая научно-образовательная среда по ГОСТ Р 59870-2021
Комплекс нормативных правовых, организационных, методических и нормативно-технических документов (стандартов, классификаторов, словарей, справочников, рубрикаторов), обеспечивающий на основе единого архитектурного подхода разработку и функционирование в интегрированной системе управления и информационно-коммуникационной сети взаимодействующих компонентов, предназначенных для эффективного управления активами научно-образовательной сферы и входящими в ее состав организациями, базами данных, базами знаний, информационными и иными ресурсами в целях научно-технологического развития и обеспечения качества и доступности образования на национальном уровне.
- Цифровая среда подразумевает преимущественное применение сквозных цифровых технологий.
- Научно-образовательная направленность цифровой среды подразумевает преимущественное использование технологий искусственного интеллекта для создания баз знаний и применения интеллектуальных систем обучения.
[из 3.1 ГОСТ Р 59870-2021]
Менеджмент по ГОСТ Р 59870-2021
Скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией в соответствии с политикой, миссией, процессами и системами для достижения этих целей.
- В образовательной организации высшего образования (университет, академия, институт и др.) менеджмент осуществляет высшее руководство (ректор, директор, проректор, заместители директора и др.).
- С учетом установленных организацией целей могут быть использованы различные термины: стратегический менеджмент, системный менеджмент; менеджмент качества; менеджмент ресурсов; менеджмент знаний, менеджмент рисков и менеджмент информационной безопасности.
[из 3.2 ГОСТ Р 59870-2021]
Компьютерный менеджмент по ГОСТ Р 59870-2021
Скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией на основе использования взаимосвязанных и взаимодействующих информационных систем и цифровых технологий, обеспечивающих поддержку принятия решений и автоматизацию процессов управления по основным видам деятельности организации [из 3.3 ГОСТ Р 59870-2021]
Руководство цифровым университетом по ГОСТ Р 59870-2021
Скоординированная деятельность высшего руководства образовательной организации, связанная с принятием ответственных решений в области стратегического планирования, организационной структуры, обеспечения ресурсами, реализации основных видов деятельности на основе компьютерного менеджмента [из 3.4 ГОСТ Р 59870-2021]
Управление цифровым университетом по ГОСТ Р 59870-2021
Скоординированная деятельность высшего руководства и руководителей структурных подразделений (управлений, отделов, кафедр, центров, лабораторий) по обеспечению управления организацией на основе компьютерного менеджмента [из 3.5 ГОСТ Р 59870-2021]
Регламент руководства и управления цифровым университетом по ГОСТ Р 59870-2021
Совокупность правил, устанавливающих порядок руководства и управления образовательной организацией, реализованный на основе компьютерного менеджмента функционирования интегрированной автоматизированной системы управления и цифровых технологий [из 3.6 ГОСТ Р 59870-2021]
Интегрированная система управления цифровым университетом по ГОСТ Р 59870-2021
Система, предназначенная для обеспечения скоординированной деятельности по руководству и управлению организацией или корпоративной структурой в соответствии с направлениями ее деятельности, организационной структурой, взаимосвязанными процессами и ресурсами на основе интеграции и интероперабельности автоматизированных информационных систем и цифровых технологий.
- Уровень интеграции информационной системы характеризует степень упорядоченности и совместного использования данных и информационных объектов, хранящихся в распределенных базах данных и базах знаний.
- Уровень автоматизации информационной системы характеризуется степенью формализации процессов организации и оценки их результативности и эффективности.
- Интероперабельность информационных систем характеризуется их способностью к взаимодействию без участия человека и может рассматриваться на организационном, семантическом и техническом уровне.
[из 3.7 ГОСТ Р 59870-2021]
Организационная структура цифрового университета по ГОСТ Р 59870-2021
Распределение ответственности, полномочий и взаимоотношений между работниками организации, а также взаимодействие с другими организациями, реализованных на основе интегрированной системы управления.
Примечание - Организационная структура образовательной организации цифрового университета должна быть определена уставом и локальными нормативными актами с учетом специфики применения компьютерного менеджмента [из 3.8 ГОСТ Р 59870-2021]
Архитектура цифрового университета по ГОСТ Р 59870-2021
Основные понятия и свойства системы цифрового университета, представленные во взаимосвязи с окружающей средой и реализованные в ее подсистемах и компонентах в рамках проекта создания и развития данной системы.
Примечание - Под окружающей средой подразумеваются компоненты цифровой научно-образовательной среды или другие системы цифровых университетов [из 3.9 ГОСТ Р 59870-2021]
Цифровой университет по ГОСТ Р 59870-2021
Инновационная форма организации деятельности университета, основанная на цифровой модели представления и применения физических и виртуальных объектов для обеспечения эффективного менеджмента и управления организацией на основе развития процессов цифровой трансформации по основным направлениям деятельности.
Примечание - Цифровая трансформация является важным компонентом формирования цифрового университета и предопределяет реализацию цифровой стратегии развития, основанной на реинжиниринге процессной модели управления, применении сквозных цифровых технологий, методов менеджмента знаний и на управлении человеческими ресурсами [из 3.10 ГОСТ Р 59870-2021]
Инфраструктура цифрового университета по ГОСТ Р 59870-2021
Совокупность зданий и сооружений, учебных и вспомогательных помещений, мебели, учебной техники и лабораторного оборудования, средств вычислительной техники, информационно-коммуникационных и цифровых технологий, необходимых для эффективного функционирования образовательной организации и качественного освоения учащимися образовательных программ, реализуемых с применением сквозных цифровых технологий и интеграции и интероперабельности применяемых автоматизированных систем для управления физическими и виртуальными объектами инфраструктуры [из 3.11 ГОСТ Р 59870-2021]
Информационно-телекоммуникационная сеть по ГОСТ Р 59870-2021
Технологическая система организации, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники [из 3.12 ГОСТ Р 59870-2021]
Процесс по ГОСТ Р 59870-2021
Совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы.
- Входами к процессу обычно являются выходы других процессов.
- В целях упорядочения процессы могут быть декомпозированы на уровне подпроцессов и операций.
- Системное управление взаимосвязанными процессами цифрового университета может рассматриваться как модель архитектуры для реализации процессного подхода и компьютерного менеджмента.
- При создании информационных систем используется термин «бизнес-процесс», который в обобщенном виде может означать автоматизацию процессов, подпроцессов и операций преимущественно на основе цифровых технологий и цифровой трансформации процессов управления.
[из 3.13 ГОСТ Р 59870-2021]
Образовательная деятельность по ГОСТ Р 59870-2021
Деятельность по реализации образовательных программ [из 3.14 ГОСТ Р 59870-2021]
Образование по ГОСТ Р 59870-2021
Единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенного объема и сложности в целях гармоничного развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [из 3.15 ГОСТ Р 59870-2021]
Обучение по ГОСТ Р 59870-2021
Целенаправленный процесс организации деятельности обучаемых по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и по формированию у обучаемых мотивации получения образования в течение всей жизни [из 3.16 ГОСТ Р 59870-2021]
Научно-техническая деятельность по ГОСТ Р 59870-2021
Деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.
Примечание - Образовательная и научно-техническая виды деятельности являются основополагающими направлениями деятельности научно-образовательных организаций [из 3.17 ГОСТ Р 59870-2021]