Приложение А (справочное) — Пример описание процесса ГОСТ Р 57098—2023

А.1 Общие положения ГОСТ Р 57098—2023

Данное приложение содержит три примера описания процессов из существующих стандартов:

[из А.1 Общие положения ГОСТ Р 57098—2023]

А.2 Установление процесса, связанного с человеко-ориентированным обеспечением качества ГОСТ Р 57098—2023

В таблице А.1 описаны цель, преимущества, основные результаты и действия процесса, которые будут проводиться в рамках установления процесса, связанного с человеко-ориентированным обеспечением качества (условный идентификатор НСР.1.2, см. [1]).

Таблица А.1 — Цель, преимущества, основные результаты и действия НСР.1.2 для процесса

Цель процесса

Установление и поддержание человеко-ориентированного подхода в практике организации

1 Преимущества процесса

Определение средств достижения человеко-ориентированного качества

2 Основные результаты

а) В организации действует человеко-ориентированный подход к закупкам, разработке и эксплуатации систем.
б) Организация имеет стратегическое видение значения восприятия пользователя.
в) Известна степень, до которой требования человеко-ориентированного проектирования должны быть встроены в каждую линию производства.
г) Принципы человеко-ориентированного проектирования применяют в разработке интерактивных систем.
д) Отдел продаж реагирует на изменения в использовании интерактивных систем организации

3 Действия процесса (типовые)

Назначение одного из членов руководства ответственным за отстаивание человекоориентированного подхода и получение одобрения от высшего руководства [пункт 2а)]. Установление доведение до персонала и заинтересованных сторон политики достижения человеко-ориентированного качества в организации [пункт 2а)].
Установление программы постоянного улучшения человеко-ориентированного качества в организации [пункт 2а)].
Установление и поддержание осведомленности о значимости человеко-ориентированного качества в организации [пункт 26)].
Определение и анализ важности человеко-ориентированного качества для каждой линии продукции [пункт 2в)].
Обеспечение принятия человеко-ориентированных действий в организации [пункт 2г)]. Рассмотрение требований заинтересованных сторон и организации при формировании стратегических планов разработки систем [пункт 2д)]

[из А.2 Установление процесса, связанного с человеко-ориентированным обеспечением качества ГОСТ Р 57098—2023]

А.З Процесс управления решениями ГОСТ Р 57098—2023

А.3.1 Цель ГОСТ Р 57098—2023

В общем случае главная цель процесса управления решениями состоит в обеспечении аналитической основы для определения, характеристики и оценки множества альтернативных решений, выбора наиболее предпочтительных решений и направлений действий на любом этапе жизненного цикла системы.

Наиболее часто используемыми методами для процесса управления решениями являются методы системного анализа (см. ГОСТ Р 59338, ГОСТ Р 59989 – ГОСТ Р 59994). Каждая из альтернатив оценивается в соответствии с критериями принятия решения (например, влияние на затраты, сроки, программные ограничения, последствия для регулирования, технические характеристики производительности, критические характеристики качества и риски). Результаты этих сравнений ранжируются с помощью подходящей модели, а затем используются для выбора рационального решения. Ключевые моменты исследования (например, предположения, допущения и обоснования решений) обычно сохраняются для информирования лиц, принимающих решения, и поддержки принятия решений в будущем [из А.3.1 Цель ГОСТ Р 57098—2023]

А.3.2 Основные результаты ГОСТ Р 57098—2023

В результате успешного внедрения процесса управления решением:

[из А.3.2 Основные результаты ГОСТ Р 57098—2023]

А.3.3 Действия и задачи ГОСТ Р 57098—2023

Относительно процесса управления решениями в проекте выполняют следующие действия и задачи в соответствии с применяемой организацией политикой и процедурами (подробнее см. ГОСТ Р 57193, ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207, ГОСТ Р 59338, [2]):

  1. подготовку к решениям. Эти действия предусматривают решение задач:
  2. анализ информации для решения. Эти действия предусматривают решение задач:
    • выбора стратегии управления решениями;
    • определения желательных результатов и оценки критерия рациональности решения;
    • определения области компромиссов и альтернативы;
    • оценки каждой альтернативы с использованием установленных критериев;
  3. принятие решений и управление решениями. Эти действия предусматривают решение задач:
    • определения предпочтительной альтернативы для каждого решения;
    • регистрации, отслеживания, оценки и отчетности по решению.

[из А.3.3 Действия и задачи ГОСТ Р 57098—2023]

А.4 Процесс мониторинга и управления тестированием ГОСТ Р 57098—2023

А.4.1 Обзор ГОСТ Р 57098—2023

Как показано на рисунке 7 ГОСТ Р 56921—2016 в процессе мониторинга и управления тестированием тщательно проверяют, выполняется ли тестирование в соответствии с планом тестирования и спецификациями организационного тестирования (такими, как политика и стратегия тестирования). Если есть значительные отклонения от плана тестирования, инициируют действия по исправлению возникающих отклонений.

Этот процесс может быть применен к управлению целым проектом или к управлению тестированием отдельной фазы тестирования (например, тестирование системы) или типа тестирования (например, тестирование производительности). В последнем случае он применяется как часть мониторинга и управления динамическим тестированием. При применении в рамках мониторинга и управления тестированием для всего проекта он будет напрямую взаимодействовать с процессами управления тестированием, используемыми для управления отдельными фазами тестирования и типами тестирования [из А.4.1 Обзор ГОСТ Р 57098—2023]

А.4.2 Цель ГОСТ Р 57098—2023

Цель процесса мониторинга и управления тестированием состоит в отслеживании хода тестирования в соответствии с планом тестирования и с организационными спецификациями тестирования. По мере необходимости в процессе инициируют управляющие действия и определяют необходимые обновления плана тестирования (например, пересмотр критериев завершения или определение новых действий для компенсации отклонений от плана тестирования) [из А.4.2 Цель ГОСТ Р 57098—2023]

А.4.3 Основные результаты ГОСТ Р 57098—2023

В результате успешной реализации процесса мониторинга и управления тестированием:

[из А.4.3 Основные результаты ГОСТ Р 57098—2023]

А.4.4 Действия и задачи ГОСТ Р 57098—2023

А.4.4.1 Общие положения ГОСТ Р 57098—2023

Лицо(а), ответственное(ые) за процесс мониторинга и контроля тестирования, будет выполнять следующие действия и задачи в соответствии с применимыми политиками и процедурами организации в отношении этого процесса [из А.4.4.1 Общие положения ГОСТ Р 57098—2023]

А.4.4.2 Установка (ТМС1) ГОСТ Р 57098—2023

Это действие включает в себя выполнение следующих задач [из А.4.4.2 Установка (ТМС1) ГОСТ Р 57098—2023]

А.4.4.3 Мониторинг (ТМС2) ГОСТ Р 57098—2023

Это действие включает в себя выполнение следующих задач [из А.4.4.3 Мониторинг (ТМС2) ГОСТ Р 57098—2023]

А.4.4.3.2 С использованием собранных значений показателей тестирования контролируют соответствие хода тестирования плану тестирования.

Пример — Контроль может быть осуществлен путем изучения отчетов о состоянии тестирования, анализа результатов тестирования и встречи с заинтересованными сторонами [из А.4.4.3.2 ГОСТ Р 57098—2023]

А.4.4.3.4 Выявляют новые риски. Все идентифицированные риски (известные ранее и новые) анализируют для выявления тех из них, которые требуют соответствующей ответной реакции, и тех, о которых необходимо проинформировать соответствующие заинтересованные стороны.

Пример — По результатам анализа осуществляется информирование руководителя проекта о выявленных рисках, требующих тестирования в качестве действенной меры по их снижению.

ПримечаниеЗадачи, указанные в А.4.4.3.1—А.4.4.3.4, повторяются на регулярной основе до тех пор, пока не станет ясно, что тестирование, определенное в плане тестирования, может быть прекращено досрочно или завершено обычным образом по выполнении условий завершения.

[из А.4.4.3.4 ГОСТ Р 57098—2023]

А.4.4.4 Управление (ТМСЗ) ГОСТ Р 57098—2023

Это действие включает в себя выполнение следующих задач [из А.4.4.4 Управление (ТМСЗ) ГОСТ Р 57098—2023]

А.4.4.4.1 Выполняют действия, необходимые для реализации плана тестирования.

Пример — Возлагают ответственность за действия по тестированию на тестировщиков [из А.4.4.4.1 ГОСТ Р 57098—2023]

А.4.4.4.2 Выполняют действия, необходимые для реализации директив управления, полученных от процессов управления более высокого уровня.

Пример — При осуществлении управления определенной фазой тестирования выполняют действия, закрепленные за менеджером тестирования проекта [из А.4.4.4.2 ГОСТ Р 57098—2023]

А.4.4.4.3 Определяют действия, необходимые для контроля отклонений хода фактического тестирования от плана.

Примечание — Такие действия управления могут потребовать внесения изменений в процесс тестирования, план тестирования, тестовые данные, тестовую среду, штат и (или) изменений в иных областях, таких как разработка проекта.

[из А.4.4.4.3 ГОСТ Р 57098—2023]

А.4.4.4.4 Определяют меры и средства, необходимые для реакции на ранее идентифицированные и измененные риски (превышающие устанавливаемый допустимый уровень).

Примечание — Это может включать увеличение штата для конкретных задач и изменение критериев для завершения тестирования.

[из А.4.4.4.4 ГОСТ Р 57098—2023]

А.4.4.4.5 По необходимости:

  • издать управляющие директивы для изменений в способах тестирования;
  • изменить план тестирования (например, в форме его обновления);
  • довести рекомендуемые изменения до соответствующих заинтересованных сторон.

Пример — Осуществить дополнительную поддержку тестовых сред с использованием соответствующих информационных технологий [из А.4.4.4.5 ГОСТ Р 57098—2023]

А.4.4.4.6 Перед началом какого-либо действия по тестированию устанавливают готовность к его выполнению.

Примечания

  1. Обычно это выполняют путем проверки по критериям входа, определенным в плане тестирования.
  2. Заданное действие по тестированию может представлять собой выполнение соответствующего теста.

[из А.4.4.4.6 ГОСТ Р 57098—2023]

А.4.4.4.7 По завершении заданных действий по тестированию необходимо предоставить подтверждение этого завершения.

Пример — Завершение более низкого уровня тестирования [из А.4.4.4.7 ГОСТ Р 57098—2023]

А.4.4.5 Отчет (ТМС4) ГОСТ Р 57098—2023

Это действие включает в себя выполнение следующих задач [из А.4.4.5 Отчет (ТМС4) ГОСТ Р 57098—2023]

А.4.5 Информационные объекты (элементы) ГОСТ Р 57098—2023

В результате выполнения процесса мониторинга и управления тестированием должны быть получены следующие информационные объекты:

  • отчеты о ходе тестирования;
  • обновляемые планы тестирования;
  • управляющие директивы (например, изменения в тестировании, плане тестирования, в тестовых данных, тестовой среде тестирования и персонале).
  • информация о рисках проекта и продукта.

Примечание — Информация о рисках может храниться в реестре рисков проекта или локально в плане тестирования.

[из А.4.5 Информационные объекты (элементы) ГОСТ Р 57098—2023]