Удобство

Качество технической документации. Часть IV - оценочные элементы удобства применения

Качество технической документации. Часть IV - оценочные элементы удобства применения

Практические приемы оценки и повышения качества техдокументации по оценочным элементам фактора «удобство применения» согласно ГОСТ 28195-89. Материал входит в цикл статей «Качество технической документации». Редакция от 20.06.2018.

Показатели удобства применения программных средств по ГОСТ 28195-89

Показатели удобства применения программных средств по ГОСТ 28195-89

Характеризуют свойства программного средства, способствующие быстрому освоению, применению и эксплуатации программного средства с минимальными трудозатратами с учетом характера решаемых задач и требований к квалификации обслуживающего персонала [из п. 3 табл. 1 п. 2.1 ГОСТ 28195-89]

Требования к эксплуатации, хранению, удобству технического обслуживания и ремонта [из пп. 6.1.4.8 ГОСТ 15.016-2016]

В подразделе «Требования к эксплуатации, хранению, удобству технического обслуживания и ремонта» устанавливают требования:

[из пп. 6.1.4.8 ГОСТ 15.016-2016]

Требования эргономики, обитаемости и технической эстетики и Требования к эксплуатации, хранению, удобству технического обслуживания и ремонта [из пп. 8.1.4.6 ГОСТ 15.016-2016]

Подразделы «Требования эргономики, обитаемости и технической эстетики» и «Требования к эксплуатации, хранению, удобству технического обслуживания и ремонта» предусматривают при необходимости [из пп. 8.1.4.6 ГОСТ 15.016-2016]

Удобство использования программного средства (Usability) по ГОСТ 28806-90

Удобство использования программного средства (Usability) по ГОСТ 28806-90

Совокупность свойств программного средства, характеризующая усилия, необходимые для его использования, и индивидуальную оценку результатов его использования заданным или подразумеваемым кругом пользователей программного средства [из п. 15 разд. 2 ГОСТ 28806-90]

Удобство пользования [из подр. 4.2 ПНСТ 277-2018]

Мобильное приложение должно иметь понятную и логичную структуру, соответствующую требованиям 4.2.2-4.2.5, быть максимально простым и понятным в использовании [из п. 4.2.1 ПНСТ 277-2018]

Количество навигационных шагов, необходимых для доступа к определенной части информации, должно быть минимальным. Примечание - См. источник [3] [из п. 4.2.2 ПНСТ 277-2018]

Домашняя страница мобильного приложения должна предоставлять прямой доступ (т. е. без необходимости совершать навигационные шаги) к особо важной или часто используемой информации или функциям. Примечание - См. источники [1], [3] [из п. 4.2.3 ПНСТ 277-2018]

Навигационные ссылки должны обозначаться знакомыми пользователю терминами, основанными на его общих знаниях, предыдущем опыте работы в области приложения или опыте использования других подобных систем. Примечание - См. источник [3] [из п. 4.2.4 ПНСТ 277-2018]

Мобильное приложение должно использовать стандартные навигационные компоненты платформы (навигационные панели, элементы управления страницами, панели вкладок) и не менять системные навигационные функции. Если платформа поддерживает кнопку «Назад», нажатие на нее всегда должно вести на предыдущий экран. Если платформа поддерживает кнопку «Домой», то нажатие на нее всегда должно вести на домашний экран устройства. Примечание - См. источники [1]-[4] [из п. 4.2.5 ПНСТ 277-2018]

Мобильное приложение должно соответствовать руководствам (рекомендациям) по дизайну и удобству пользования платформой, для работы на которой оно создано. Мобильное приложение для платформы iOS должно соответствовать руководствам Apple, а мобильное приложение для операционной системы Android должно соответствовать руководствам Google. Примечание - См. источники [3], [4] [из п. 4.2.6 ПНСТ 277-2018]

Уведомления мобильного приложения должны соответствовать руководствам платформы и содержать полезную и важную для пользователя информацию. Примечание - См. источники [2], [4] [из п. 4.2.7 ПНСТ 277-2018]

Мобильное приложение должно использовать стандартные жесты платформы нажатие (Тар), произвольный перенос (Drag), горизонтальный перенос за пределы экрана (Flick), горизонтальный перенос в пределах экрана (Swipe), двойное нажатие (Double tap), перемещение двух пальцев в разные стороны по диагонали (Pinch), нажатие с удержанием (Тар and Hold), встряхивание устройства (Shake).

В приложениях под iOS должна быть реализована поддержка 3D Touch. При этом следует не прибегать к использованию стандартных жестов для выполнения нестандартных действий. Примечание - См. источники [1], [4] [из п. 4.2.8 ПНСТ 277-2018]

Если пользование мобильным приложением потенциально может вызвать трудности у пользователей, то при первом запуске приложения следует демонстрировать короткую инструкцию по пользованию приложением, к которой имеется возможность вернуться в дальнейшем. Примечание - См. источник [4] [из п. 4.2.9 ПНСТ 277-2018]

Мобильное приложение не должно скрывать статус-панель операционной системы, за исключением тех случаев, когда пользовательский опыт без нее будет лучше (например, приложение, показывающее время или иные параметры статус-панели в рамках своей функциональности, или мобильная игра) [из п. 4.2.10 ПНСТ 277-2018]

Предназначение и функции всех экранов, кнопок, форм, предупреждений и звуков должны быть однозначно трактуемы пользователям [из п. 4.2.11 ПНСТ 277-2018]

Мобильное приложение должно демонстрировать пользователям только необходимую для выполнения задач информацию [из п. 4.2.12 ПНСТ 277-2018]

Информация, демонстрируемая мобильным приложением (в том числе вопросы, системные сообщения и результаты действий), должна быть понятна и однозначно трактуема. Примечание - См. источник [1] [из п. 4.2.13 ПНСТ 277-2018]

Сообщения об ошибках, демонстрируемые мобильным приложением, должны предлагать пути решения проблемы или содержать ссылки на соответствующие разделы пользовательской инструкции. Примечание - См. источник [1] [из п. 4.2.14 ПНСТ 277-2018]

Мобильное приложение должно содержать раздел «Помощь», в котором пользователь может дополнительно узнать, как работать с мобильным приложением и как использовать его функции. Раздел «Помощь» должен быть доступен из основного меню приложения или легко находиться в легкодоступной и видимой пользователями части экрана программного продукта [из п. 4.2.15 ПНСТ 277-2018]

Мобильное приложение должно содержать раздел «О приложении», где должны быть указаны название мобильного приложения, его текущая версия, авторы-разработчики и их контактные данные [из п. 4.2.16 ПНСТ 277-2018]

Мобильное приложение должно использовать весь экран устройства в обеих ориентациях. Если в зависимости от ориентации приложение предоставляет различные функциональные возможности, то оно должно предупредить об этом пользователя во время своего первого запуска при помощи короткой наглядной инструкции (см. 4.2.10) [из п. 4.2.17 ПНСТ 277-2018]

Основная информация мобильного приложения должна быть отличима от материалов рекламного или другого, не относящегося к основной тематике приложения, характера. Примечание - См. источники [2], [5] [из п. 4.2.18 ПНСТ 277-2018]

Все элементы интерфейса мобильного приложения должны быть такого размера, чтобы пользователь мог однозначно нажать на них, не прибегая к использованию интерактивного увеличительного стекла и аналогичных средств. Примечание - См. источник [3], [4] [из п. 4.2.19 ПНСТ 277-2018]

При использовании экрана-заставки или всплывающего окна рекламного характера должна предлагаться очевидная навигационная опция по его пропуску без необходимости ожидания. Примечание - См. источник [1] [из п. 4.2.20 ПНСТ 277-2018]

Если на основе введенного запроса в поисковую строку приложения не было получено результатов, должны предоставляться предложения для формулирования запроса более точным образом. Примечание - См. источник [1] [из п. 4.2.21 ПНСТ 277-2018]

Мобильное приложение должно корректно работать со всеми поддерживаемыми языками и, если это необходимо, позволять пользователю выбирать язык [из п. 4.2.22 ПНСТ 277-2018]

При выборе одного из поддерживаемых языков мобильное приложение должно использовать формат дат, времени, недели, валюту, единицы измерения и т. д., соответствующие стране языка. Примечание - См. источник [2] [из п. 4.2.23 ПНСТ 277-2018]

Мобильное приложение, реализуемое в российском сегменте магазина приложений, должно быть качественно русифицировано, иметь грамотный и корректный перевод на русский язык всех элементов интерфейса, при этом сам интерфейс (кнопки, формы и т. д.) должен быть адаптирован под длину русскоязычных слов в обеих ориентациях устройства [из п. 4.2.24 ПНСТ 277-2018]

Мобильное приложение должно быть адаптировано для пользования людьми с ограниченными возможностями (реализована полная поддержка динамического шрифта (или в приложении есть собственные настройки размера шрифта) и голосового ввода/управления; если присутствуют видеоконтент или аудиозаписи - имеется возможность отображения субтитров) [из п. 4.2.25 ПНСТ 277-2018]

Мобильное приложение должно предоставлять пользователям большие объемы информации (организованные в виде безразмерных списков) согласно принципу «информационной экологичности», если это возможно и целесообразно показывать в первую очередь желаемую и наиболее походящую конкретному пользователю информацию и лишь потом остальную. Например, при помощи параметров расширенного поиска [из п. 4.2.26 ПНСТ 277-2018]

Мобильное приложение должно иметь защиту от пользовательских ошибок. Мобильное приложение, предназначенное для работы с текстовыми, графическими и иными редактируемыми документами, должно позволять отменить как минимум последнее действие, связанное с ручным вводом или редактированием данных, совершенное пользователем. Мобильное приложение должно предупреждать пользователя о последствиях его действий, если таковые носят серьезный и необратимый характер, и спрашивать подтверждение перед выполнением таких действий (например, при удалении данных). Примечание - См. источник [1] [из п. 4.2.27 ПНСТ 277-2018]

Удобство пользования [из подр. 4.2 ПНСТ 277-2018]

Удобство эксплуатации и обслуживания программного средства (У3) по ГОСТ 28195-89

Удобство эксплуатации и обслуживания программного средства (У3) по ГОСТ 28195-89

Соответствие процесса обработки данных и форм представления результатов характеру решаемых задач [из п. 3.3 табл. 1 п. 2.1 ГОСТ 28195-89]

«Техническая документация»

Связь по эл. почте admin @ tdocs . su (без пробелов) или в форме Контакты.

Copyright © «Техническая документация» 2008. Заимствуйте наши материалы с блеском! При воспроизведении материалов портала обязательна установка активной гиперссылки на источник — страницу с этой публикацией на tdocs.su.

Яндекс.Метрика