ГОСТ Р 53894-2010 Менеджмент знаний. Термины и определения. Knowledge management. Terms and definitions. ОКС 01.040.03;03.100.99. Редакция от 17.04.2022.
Добросовестная (наилучшая) практика (Best, good practices) по ГОСТ Р 53894-2010
Использование СМЗ, которое привело к получению отличных результатов в различных коммерческих ситуациях, внутри отдельных предприятий или внутри их кооперации. Эти результаты могут быть подтверждены, формализованы, переданы другим пользователям и рекомендованы для широкого использования [из 2.1 ГОСТ Р 53894-2010]
Главный специалист системы менеджмента знаний (Chief knowledge officer) по ГОСТ Р 53894-2010
Индивидуум, осуществляющий общее руководство СМЗ в организации. Главный специалист СМЗ формулирует и отстаивает идею менеджмента знаний, задает тон при внедрении и поддержке новых инициатив, несет полную ответственность за получение новых знаний, их распространение и применение в коммерческой деятельности [из 2.2 ГОСТ Р 53894-2010]
Инициативная группа (Community of practice) по ГОСТ Р 53894-2010
Неформальная, самостоятельная группа людей, сложившаяся внутри одной или нескольких организаций, выполняющих родственную работу, имеющих одинаковые интересы и преследующих одни и те же цели. Если с течением времени выясняется полезность инициативной группы для предприятий, то имеет смысл формализовать статус группы (выбрать название группы, установить порядок взаимного обмена разрешительными инструментами и т.п.). Существуют инициативные группы различных типов: по интересам, целевые и др [из 2.3 ГОСТ Р 53894-2010]
Базовая квалификация (Core competences) по ГОСТ Р 53894-2010
Совокупность наработок, опыта и производственных признаков предприятия, оцененных им и обеспечивших принципиальный вклад в достижение коммерческого успеха с помощью менеджмента знаний, например путем ликвидации информационной неграмотности, развития культуры распространения знаний и т.п. [из 2.4 ГОСТ Р 53894-2010]
Капитал заказчика (Customer capital) по ГОСТ Р 53894-2010
Данный показатель оценивает сеть клиентов, удовлетворенных работой предприятия и лояльных к нему [из ГОСТ 2.5 Р 53894-2010]
Данные (Data) по ГОСТ Р 53894-2010
Дискретные объективные факты (номера, символы, цифры) без контекста и пояснений [из 2.6 ГОСТ Р 53894-2010]
Формализованные знания (Explicit knowledge) по ГОСТ Р 53894-2010
Могут быть индивидуальными или коллективными. Данные знания кодируют объектами, словами, номерами, представляют в графической форме, в форме рисунков, спецификаций, учебников, процедур и т.п. Формализация знаний облегчает их восприятие [из 2.7 ГОСТ Р 53894-2010]
Человеческий капитал (Human capital) по ГОСТ Р 53894-2010
Данный показатель оценивает значимость способностей и квалификации сотрудников предприятия. Организация, систематически развивающая свой человеческий капитал, быстрее добьется коммерческого успеха [из 2.8 ГОСТ Р 53894-2010]
Управление информацией (Information management) по ГОСТ Р 53894-2010
Включает процессы выбора, идентификации, отнесения к заданной категории, индексации и хранения информации. Как правило, содержит активный и непрерывный пересмотр содержательных материалов, которые хранятся или распространяются посредством набора особых инструментов: баз данных, таксономий, человеческих сетей и т.п. [из 2.10 ГОСТ Р 53894-2010]
Нематериальные активы (Intangible assets) по ГОСТ Р 53894-2010
Могут иметь большое значение для коммерческой организации. Не имеют физического представления и финансовой перспективы. Могут быть отмечены в графе «престиж фирмы» в балансовых документах. Сюда относят: репутацию фирмы, известность торговой марки, монопольные права и прочие элементы, не включаемые в балансовые документы предприятия (например, «потенциал предприятия», т.е. его способность получить конкурентные преимущества в будущем) [из 2.11 ГОСТ Р 53894-2010]
Интеллектуальный капитал (Intellectual capital) по ГОСТ Р 53894-2010
Вид нематериальных активов. Включает три подкатегории: человеческий капитал, структурный капитал, капитал заказчика. Может включать знания сотрудников, информацию о производственных процессах, экспертов, продукты производства, заказчиков, конкурентов, интеллектуальную собственность в виде патентов и лицензий (находящихся в ведении регулятивных органов для защиты общественных интересов) [из 2.12 ГОСТ Р 53894-2010]
Знание (Knowledge) по ГОСТ Р 53894-2010
Набор данных и информации (с точки зрения некоторой определенной информационной технологии). Включает также различные комбинации новой технологии, производственного опыта, эмоций, верований, значений величин, идей, интуиции, любопытства, мотивации, стилей обучения, отношения, способности доверять, способности решать сложные проблемы, открытости, умения работать в компьютерной сети, коммуникабельности, отношения к риску, наличия духа предпринимательства. Использование знаний приводит к накоплению ценных активов, улучшает способность действовать и принимать эффективные решения. В отличие от формализованного знания существует знание неформализованное. Оно также может быть индивидуальным и коллективным [из 2.13 ГОСТ Р 53894-2010]
Аудит знаний (Knowledge audit) по ГОСТ Р 53894-2010
Систематический пересмотр знаний, проводимый, как правило, с помощью вопросников, интервью или отчетов. Проводится внутри организации. Часто включает идентификацию взаимодействий и перетоков знаний внутри одной организации или между несколькими организациями, командами и индивидуумами [из 2.14 ГОСТ Р 53894-2010]
Экономика, основанная на знании (Knowledge-based economy) по ГОСТ Р 53894-2010
Недавно сложившийся термин, относящийся к той стадии современного экономического развития, когда знание рассматривается как ключевой фактор совершенствования производства и получения конкурентных преимуществ. Использование системы менеджмента знаний приводит к существенным изменениям в стратегии, отдельных операциях и структуре организаций всех типов (больших и маленьких, общественных и частных, коммерческих, бесприбыльных и академических) [из 2.15 ГОСТ Р 53894-2010]
Менеджмент знаний (Knowledge management) по ГОСТ Р 53894-2010
Плановое или текущее проведение отдельных мероприятий или непрерывное управление процессами для улучшения использования существующих или создания новых индивидуальных или коллективных ресурсов знаний с целью повышения конкурентоспособности предприятия [из 2.16 ГОСТ Р 53894-2010]
Задачи менеджмента знаний (Knowledge management framework) по ГОСТ Р 53894-2010
Описывают наиболее существенные факторы (активы, люди, производственные процессы, инструменты и т.п.) успеха (провала) инициатив менеджмента знаний, независимые соотношения указанных факторов. Имеют графическое представление, используемое в качестве практического руководства для внедрения СМЗ в конкретной коммерческой организации. Формулирование этих задач помогает пользователям в обосновании индивидуальных инициатив в некотором более широком контексте [из 2.17 ГОСТ Р 53894-2010]
Жизненный цикл знания (Knowledge life cycle) по ГОСТ Р 53894-2010
Включает принципиальные фазы менеджмента знаний: отбор знаний, их техническая поддержка, измерение, передача и использование в заданном контексте [из 2.18 ГОСТ Р 53894-2010]
Измерения знаний (Knowledge management measurement) по ГОСТ Р 53894-2010
Одной из фаз жизненного цикла СМЗ является измерение значений величин, созданных проектами СМЗ, ее программами и стратегиями. Например, оценка степени возврата средств, вложенных в создание СМЗ, часто производится с помощью некоторого набора качественных и количественных измерительных процедур [из 2.19 ГОСТ Р 53894-2010]
Роли менеджмента знаний (Knowledge management roles) по ГОСТ Р 53894-2010
Для успешного внедрения СМЗ часто необходимо четкое распределение ролей между специалистами. Роли не всегда являются формальными. Возможные роли: главный специалист СМЗ, ответственный за содержание, эксперт по внесению изменений в систему, брокер знаний, заготовитель знаний и т.п [из 2.20 ГОСТ Р 53894-2010]
Стратегия менеджмента знаний (Knowledge management strategy) по ГОСТ Р 53894-2010
Наиболее общие решения коммерческой организации об использовании методов менеджмента знаний, ее рекомендации для достижения коммерческих целей путем развития ресурсов знаний, для повышения квалификации сотрудников и уровня используемых производственных процессов, а также для оценки степени готовности используемой СМЗ к достижению глобальных стратегических целей коммерческого предприятия [из 2.21 ГОСТ Р 53894-2010]
Инструменты менеджмента знаний (Knowledge management tools) по ГОСТ Р 53894-2010
Характерные наборы инструментов, способствующие внедрению СМЗ: информационные системы (базы данных, локальные компьютерные сети, компьютерные сети широкого доступа, порталы и т.п.), методологии, человеческие связи, например инициативные группы [из 2.22 ГОСТ Р 53894-2010]
Организация, приобретающая знания (Learning organization) по ГОСТ Р 53894-2010
Организация, создающая свои будущие конкурентные преимущества путем постоянного обучения сотрудников, использования приобретенных знаний, выработки способности адаптировать свою работу к изменяющимся обстоятельствам [из 2.23 ГОСТ Р 53894-2010]
Технологии описания (Narrative techniques) по ГОСТ Р 53894-2010
Технологии, используемые СМЗ для описания сложных проблем, объяснения событий, восприятия усвоенных уроков, реализации культурных изменений. Включают устный пересказ, а также письменные стили изложения знаний. Обогащают общение, позволяют составлять более сложные отчеты и вспомогательные тексты [из 2.24 ГОСТ Р 53894-2010]
Организационная культура (Organizational culture) по ГОСТ Р 53894-2010
Система восприятия, мышления и чувствования, осваиваемая совместно сотрудниками предприятия и передаваемая ими друг другу [из 2.25 ГОСТ Р 53894-2010]
Система менеджмента знаний (СМЗ) организации (Organizational knowledge management) по ГОСТ Р 53894-2010
В отличие от персональной СМЗ, которая сосредоточена на отдельном индивидууме, СМЗ организации зависит от стратегических установок целого предприятия, ставящего своей целью активный менеджмент знаний в контексте основных производственных процессов, инструментов и обслуживающего их персонала [из 2.26 ГОСТ Р 53894-2010]
Персональная система менеджмента знаний (Personal knowledge management) по ГОСТ Р 53894-2010
Набор понятий, дисциплин и инструментов (часто неформализованных) для организации знаний, помощи отдельным индивидуумам, принимающим на себя ответственность за то, что они знают и кого они знают [из 2.27 ГОСТ Р 53894-2010]
Структурный капитал (Structural capital) по ГОСТ Р 53894-2010
Включает знания, полученные и интегрированные в некоторую структуру, производственные процессы или культуру коммерческого предприятия. Содержит также подмножество формализованных знаний, патенты, авторские рукописи, авторские компьютерные программы, товарные знаки, коммерческие секреты и т.п. Может храниться в виде формализованных процедур, баз данных, экспертных систем, компьютерных программ (поддержки процедуры принятия решений и менеджмента знаний). Это то, что остается в офисе, когда сотрудники расходятся по домам. Это то, что можно четко рассматривать как собственность предприятия [из 2.28 ГОСТ Р 53894-2010]
Неформализованное (неявное) знание (Tacit knowledge) по ГОСТ Р 53894-2010
Включает теоретические модели, модели поведения, модели перспектив, основанных главным образом на опытных данных. Знания данного типа подлежат последующей формализации и распространению. Этому может способствовать, например, проведение совместных образовательных мероприятий сразу несколькими организациями [из 2.29 ГОСТ Р 53894-2010]
Таксономия (Taxonomy) по ГОСТ Р 53894-2010
Результат идентификации и структурирования знаний. Иерархическая классификация, которая помогает пользователям разобраться в процедуре группировки и категоризации формализованных знаний. Хорошая таксономия облегчает поиск и приобретение новых знаний [из 2.30 ГОСТ Р 53894-2010]