7.6.1 ТМПО — основной документ, регламентирующий правила и процедуры обеспечения вылета ВС с отдельными допустимыми отказами его систем и оборудования и подлежит утверждению (одобрению) уполномоченным органом государства — разработчика ВС в области сертификации типовой конструкции в объеме, установленном соответствующими нормами летной годности. ТМПО включает в себя перечень комплектующих изделий и элементов функциональных систем ВС и его силовой установки, при временной неработоспособности которых в определенных условиях эксплуатации допускается вылет ВС без снижения уровня безопасности, установленного требованиями норм летной годности.
ТМПО определяет также дополнительные процедуры и ограничения в области летной и технической эксплуатации конкретного типа ВС, связанные с условиями выполнения полетов с отказами, и допустимую продолжительность такой эксплуатации [из 7.6.1 ГОСТ 18675—2012]
ТМПО может быть предназначен для какой—либо одной модификации (конструктивного исполнения) ВС или для нескольких модификаций ВС одного типа. В последнем случае в ТМПО приводится информация по более чем одной модификации ВС; при этом должно быть указано, какие ограничения и процедуры относятся к каждой из модификаций (например, модель, заводской номер ВС, номер бюллетеня и т.д.).
В этом случае рекомендуется размещать информацию по разным модификациям ВС на разных страницах (в разных МД), а на печатных страницах (в колонтитулах МД) должно быть однозначно обозначено, какие из них соответствуют каждой из модификаций эксплуатации [из 7.6.2 ГОСТ 18675—2012]
7.6.3 ТМПО составляется в соответствии с требованиями норм летной годности, изложенных в применимых к конкретному типу ВС частях норм летной годности (авиационных правил) государства—разработчика и рекомендательными документами уполномоченного органа государства—разработчика в области сертификации типовой конструкции.
Указания ТМПО являются обязательными для безопасной эксплуатации ВС. При разработке ТМПО предполагается, что пользоваться им будет летный экипаж с летной и технической подготовкой, соответствующей действующему воздушному законодательству эксплуатации [из 7.6.3 ГОСТ 18675—2012]
7.6.4 ТМПО составляют на ВС в целом. При разбивке информации по системам и подсистемам их наименования должны быть выполнены в соответствии с требованиями 6.4. Изложение материалов должно быть исчерпывающим по содержанию, по возможности кратким и исключающим неоднозначное или ошибочное понимание их авиационным персоналом. Язык и изложение текста должны в первую очередь учитывать потребности авиационного персонала и быть удобными для него. В случае необходимости повторения текста не рекомендуется применение ссылок, соответствующий текст дублируют по мере необходимости эксплуатации [из 7.6.4 ГОСТ 18675—2012]
Приводимые в ТМПО единицы измерения должны совпадать с единицами измерений, используемыми на приборах кабины экипажа и других измерительных устройствах на борту ВС.
Как правило, в ТМПО значения приводят в единицах международной системы СИ по ГОСТ 8.417.
Примечание — При выполнении документации на экспортируемую продукцию (а также при применении в кабине экипажа или на борту ВС импортных приборов или других измерительных устройств) допускается применять дополнительные единицы измерения эксплуатации [из 7.6.5 ГОСТ 18675—2012]
7.6.6 ТМПО состоит из следующих разделов:
- «Введение»;
- «Допустимые отказы» (подлежит утверждению уполномоченным органом);
- «Процедуры в области летной эксплуатации»;
- «Процедуры в области технической эксплуатации».
[из 7.6.6 ГОСТ 18675—2012]
7.6.7 Раздел «Введение» предназначен для определения статуса конкретной редакции ТМПО, его применимости и состава. Как правило, в этот раздел включают:
- общую информацию (преамбулу);
- сокращения, термины и символы, используемые в документе;
- информацию о связи между сообщениями, выводимыми на экран комплексной информационной системы сигнализации, и соответствующими элементами и процедурами ТМПО.
В раздел включают также служебные подразделы: «Содержание», «Указания по ведению ТМПО» и «Перечень действующих страниц» (перечень и содержание должны быть согласованы) [из 7.6.7 ГОСТ 18675—2012]
7.6.8 Раздел «Допустимые отказы» содержит утвержденный перечень всех элементов и систем, которые могут быть неработоспособными при вылете ВС. Раздел «Допустимые отказы» подлежит утверждению уполномоченным органом [из 7.6.8 ГОСТ 18675—2012]
Раздел оформляют в виде таблицы, содержащей по каждому элементу ТМПО пять информационных полей (граф):
- «Код (номер) и наименование системы, подсистемы, элемента»;
- «Категория отказа по сроку устранения»;
- «Количество элементов на борту»;
- «Количество элементов, требуемое для вылета»;
- «Примечания или ограничения».
[из 7.6.8.1 ГОСТ 18675—2012]
7.6.8.2 Поле (графа) 1 содержит перечень элементов, отказ которых не препятствует вылету ВС. При необходимости в эту графу вносят записи: «Если установлен» и (или) «Зарезервировано» [из 7.6.8.2 ГОСТ 18675—2012]
Поле (графа) 2 содержит указание о категории рассматриваемого отказа по сроку его устранения. Для элементов, которые не предусмотрены применимыми нормами летной годности и устанавливаются на борт в соответствии с требованиями государства эксплуатанта, в графе 2 ставят прочерк («—»). Это означает, что уполномоченным органом государства эксплуатанта в документации конкретного эксплуатанта данного ВС должен быть установлен приемлемый для этого органа срок устранения такого отказа согласно национальным правилам эксплуатации ВС [из 7.6.8.3 ГОСТ 18675—2012]
Поле (графа) 3 содержит общее число установленных на борту ВС резервированных элементов. Прочерк («—») указывает на то, что их число может варьироваться [из 7.6.8.4 ГОСТ 18675—2012]
Поле (графа) 4 содержит минимальное число элементов, которое должно быть работоспособным при вылете ВС. Прочерк («—») указывает на то, что это число может варьироваться [из 7.6.8.5 ГОСТ 18675—2012]
7.6.8.6 Поле (графа) 5 содержит (при необходимости) дополнительные условия выпуска ВС в полет с отказом данного вида на борту. Если такое условие предусмотрено, то вылет с отказом данного вида возможен только при выполнении указанных условий. Если в этой графе нет текста, то вылет возможен без каких—либо дополнительных условий и ограничений. Для некоторых элементов возможно несколько решений для организации вылета ВС с допустимым отказом. У каждого решения может быть свой срок устранения отказа и свои ограничения.
В поле (графе) 5 используют следующие символы:
- (*) — означает, что неработоспособное оборудование в кабине экипажа должно быть снабжено специальной маркировкой, чтобы четко обозначить неработоспособность такого оборудования для членов экипажа ВС;
- (Л) — означает, что экипаж должен выполнять специальную процедуру в области летной эксплуатации (допускается выполнение такой процедуры также другим квалифицированным и допущенным авиационным персоналом);
- (Т) — означает, что наземный технический персонал должен выполнить специальную процедуру в области технической эксплуатации (допускается выполнение такой процедуры также членом экипажа ВС, если он допущен к выполнению таких работ).
Примечание — При выполнении документации на экспортируемую продукцию процедуры, выполнение которых осуществляет летный экипаж и наземный технический персонал, обозначают соответственно символами (О) и (М). Допускается в целях совместимости использовать эти же обозначения при издании документации на русском языке.
Текст графы 5, включающий в себя описание дополнительных процедур и условий допуска ВС к полетам и их выполнения (указания, предупреждения и т.д.) утверждается (одобряется) уполномоченным органом государства—разработчика в области сертификации типовой конструкции.
Примечания:
- Признаки отказа следует описывать так, чтобы описание определяло критерий признания его допустимым. Например: «отказ по основному каналу управления при условиях: исправность дублирующей системы подтверждена, цифровая система команд по давлению и блок контроля 6548 работоспособны» и т.п.
- Под дополнительными условиями подразумевают, например, указания о необходимости и порядке дополнительного контроля подсистемы с отказавшим элементом и т.п.
[из 7.6.8.6 ГОСТ 18675—2012]
ТМПО в странично—ориентированном виде выполняют по форме, приведенной на рисунке 16.
Код (номер) и наименование системы (подсистемы), элемента | Категория отказа по сроку устранения (КОС) | Количество элементов на борту (КЭБ) | Количество элементов, требуемое для вылета (КВТ) | Примечание или ограничение |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Рисунок 16 — Типовой минимальный перечень оборудования
Допускается применение другой табличной формы ТМПО, содержащей ту же информацию. Пример выполнения формы ТМПО приведен на рисунке Д.10 приложения Д [из 7.6.9 ГОСТ 18675—2012]
7.6.10 Раздел «Процедуры в области летной эксплуатации» содержит перечень процедур, отмеченных символом (Л) в графе 5 «Примечания или ограничения», которые применяют согласно обязательным требованиям раздела «Допустимые отказы». Он не требует утверждения уполномоченным органом государства—разработчика, но необходимость выполнения таких процедур подлежит утверждению (одобрению) в составе раздела «Допустимые отказы».
Обычно такие процедуры выполняются экипажем ВС, но допускается их выполнение другими специалистами с необходимой квалификацией и допусками. За несоблюдение этих процедур, независимо от того, кто их выполняет, отвечает командир ВС.
В случае, когда к отказавшему элементу применима соответствующая процедура в области летной эксплуатации, если в условиях вылета с отказом в разделе «Допустимые отказы» или в самой процедуре с индексом (Л) не указан срок ее проведения, то она должна быть выполнена до начала каждого полета с данным допустимым отказом. Если по какой—либо причине невозможно выполнить это требование, то ВС к вылету с таким отказом не допускается [из 7.6.10 ГОСТ 18675—2012]
7.6.11 Раздел «Процедуры в области технической эксплуатации» содержит перечень процедур, отмеченных символом (Т) в графе 5 «Примечания или ограничения», которые применяют согласно обязательным требованиям раздела «Допустимые отказы». Он не требует утверждения уполномоченным органом государства—разработчика, но необходимость выполнения таких процедур подлежит утверждению (одобрению) в составе раздела «Допустимые отказы».
Обычно такие процедуры выполняются наземным авиационным персоналом, но допускается и их выполнение другими специалистами с необходимой квалификацией и допусками. За несоблюдение этих процедур, независимо от того, кто их выполняет, отвечает уполномоченный представитель эксплуатанта.
Если в разделе «Допустимые отказы» нет специальных на то указаний, то в процедурах не предусматривают демонтаж неработоспособного элемента с допустимым отказом с борта ВС.
В случае, когда к отказавшему элементу применима соответствующая процедура в области технической эксплуатации, если в условиях вылета с отказом в разделе «Допустимые отказы» или в самой процедуре с индексом (Т) не указан срок ее проведения, то она должна выполняться только один раз до начала первого полета с данным допустимым отказом. Если по какой—либо причине невозможно выполнить это требование, то ВС к вылету с таким отказом не допускается [из 7.6.11 ГОСТ 18675—2012]
7.6.12 ТМПО в бумажной форме, в зависимости от общего объема печатных страниц, может быть выполнен в одной или двух книгах в соответствии с делением ТМПО на части. При издании ТМПО в двух книгах на титульных листах каждой должно быть наименование: «Книга первая» или «Книга 1» и «Книга вторая» или «Книга 2». В начале второй книги ТМПО дополнительно помещают содержание и перечень действующих страниц (МД) второй книги ТМПО.
Система построения и нумерации разделов ТМПО при издании его в двух книгах не изменяется.
При издании ТМПО в бумажной форме в двух книгах раздел «Введение» может быть включен в обе книги [из 7.6.12 ГОСТ 18675—2012]