Требования к режимам функционирования системы - подпункт технического задания на автоматизированную систему, разрабатываемого согласно ГОСТ 34.602. Как элемент иерархической структуры техзадания может быть представлен так: Требования к системе (разд. 4) ⇨ ...в целом (подр. 4.1) ⇨ ...к структуре и функционированию системы (п. 4.1.1) ⇨ ...к режимам функционирования системы (пп. 4.1.1.4). Чем же заполнять данный подпункт? Редакция от 06.01.2022.
Создан 24.03.2018 12:03:58
Почему 4.1.1.4, а не 4.1.1.1? А потому, что является 4-м перечислением 2.6.1.1 ГОСТ 34.602-89.
Такая жесткая нумерация заголовков технического задания на АС не является сверхобязательной, поскольку 2.2 ГОСТ 34.602 допускает вводить дополнительные, исключать или объединять подразделы ТЗ, вследствие чего нумерация в документе может попросту «поплыть». Тем не менее, она является желательной, ибо п. 3.1 ГОСТ 34.602-89 гласит так: Разделы и подразделы ТЗ на АС должны быть размещены в порядке, установленном в разд. 2 настоящего стандарта [из 3.1 ГОСТ 34.602-89].
Разгильдяй, конечно же, эти несколько взаимоисключающие друг друга требования попросту проигнорирует, а человек ответственный, причем далеко не перфекционист, исключать уж точно ничего не станет, а просто напишет в «незаполненных» структурных единицах техзадания что-то вроде «требования не предъявляются». И будет стопроцентно прав.
Теперь смотрим, какие режимы функционирования автоматизированной системы предусмотрены действующими стандартами в части надежности, доступности, ресурсов, технического обслуживания и т.д.
4.1.1.4.1 Требования к режимам функционирования системы в части надежности
По режимам применения (функционирования) изделия подразделяют на:
- изделия непрерывного длительного применения;
- изделия многократного циклического применения;
- изделия однократного применения (с предшествующим периодом ожидания применения и хранения).
[из 3.3.3 ГОСТ 27.003-90].
Коль скоро автоматизированная система создается разработчиком, то является она вполне себе рукотворным (и мозготворным) изделием, а потому приведенная выше цитата из ГОСТ 27.003 очень даже уместна.
Очевидно, что большинство автоматизированных систем функционирует в режиме непрерывного длительного применения, к таким относятся, к примеру, всевозможные Интернет-порталы, которые «на ночь никто не выключает». Если речь идет о многократном циклическом использовании, по типу стойки шасси, то в таком режиме иногда работают некие корпоративные информационные системы, администраторы которых предпочитают в нерабочее время отключать серверы, исходя из различных соображений, - будь то экономия электроэнергии или еще какие-то. В том числе и из соображения привязки к требованиям к режимам работы персонала.
Автоматизированные системы, применяющиеся однократно, автору не встречались.
4.1.1.4.2 Требования к режимам функционирования системы в части доступности
Доступностью в широком смысле слова является Свойство услуги быть предоставленной тогда, когда это необходимо пользователю [из 3.4 ГОСТ Р 56087.2-2014]. Пользователю может взбрести в голову обратиться за услугой в любое время дня и ночи, поэтому в технических заданиях часто встречаются формулировки типа «Система должна обеспечивать свое бесперебойное функционирование в режиме 365/7/24», что означает круглый год, семь дней в неделю и 24 ч в сутки.
Что ж, вполне себе честная формулировка.
4.1.1.4.3 Требования к режимам функционирования системы в части ресурсов
Здесь речь пойдет не о ресурсах как наработке, сроке службы и т.д., а как о ресурсоемкости. Ресурс вычислительной сети - Программное, техническое, информационное и (или) организационное (ые) средство (а) вычислительной сети, предназначенное (ые) для решения задач пользователей [из 8 ГОСТ 24402-88]», ресурсоемкость ПО - «Совокупность свойств программного средства, характеризующая объемы используемых при его функционировании ресурсов и продолжительность их использования [из 4.2 прил. 2 ГОСТ 28806-90].
Говорят, для того, чтобы коровка меньше ела и давала больше молока, ее надо реже и меньше кормить, но чаще доить. Применительно к режимам функционирования системы это не совсем так, поскольку вычислительные ресурсы трудно назвать неисчерпаемыми. Поэтому многие, перечисляя режимы работы системы, исходят от ее загруженности, указывая:
- штатный режим - степень загруженности составляет 20-40 % от полной производительности;
- режим повышенной готовности - степень загруженности составляет 50-70 % от полной производительности;
- критический режим, когда загрузка совсем уже зашкаливает.
4.1.1.4.4 Требования к режимам функционирования системы в части технического обслуживания
Техническое обслуживание может представлять собой много чего и проводиться по-разному. Соответственно и режимы функционирования:
- сервисный режим (для проведения обслуживания, реконфигурации и обновления технических или программных средств системы);
- автономный режим с ограничением функций (при временном отсутствии взаимодействия между компонентами системы);
- тестовый режим.
Здесь тоже все очевидно.
4.1.1.4.5 Требования к режимам функционирования системы «от балды»
4.1.1.4.5 Требования к режимам функционирования системы «от балды» тоже (в той или иной степени) имеют право на существование:
- диалоговый режим - Режим взаимодействия человека с системой обработки информации, при котором человек и система обмениваются информацией в темпе, который соизмерим с темпом обработки информации человеком [из 43 табл. 1 ГОСТ 15971-90] - в нашем случае явно мимо денег;
- интерактивный режим - Режим взаимодействия процесса обработки информации системы обработки информации с человеком, выражающийся в разного рода воздействиях на этот процесс, предусмотренных механизмом управления конкретной системы и вызывающих ответную реакцию процесса [из 42 табл. 1 ГОСТ 15971-90] - туда же;
- режим реального времени - Режим обработки информации, при котором обеспечивается взаимодействие системы обработки информации с внешними по отношению к ней процессами в темпе, соизмеримом со скоростью протекания этих процессов [из 45 табл. 1 ГОСТ 15971-90] - снова туда же;
- неавтоматизированный режим - Режим выполнения функции АС, при котором она выполняется только человеком [из 4.12 ГОСТ 34.003-90] - тот самый случай, когда что-то ломается, происходит частичный отказ системы. К примеру, отказали каналы связи АИИС КУЭ со счетчиками электроэнергии, поэтому показания расхода электроэнергии собираются вручную выездной бригадой - в тему;
- ненормальный режим - Режим работы, при котором оборудование (установка, прибор и т.д.), работает в условиях, отличных от нормальной эксплуатации, или не в соответствии со своим назначением и инструкцией изготовителя [из 3.4.82 ГОСТ Р 12.1.009-2009] - тоже в тему;
- нормальный режим - Режим работы, при котором оборудование (установка, прибор и т.д.) работает в условиях нормальной эксплуатации и в соответствии со своим назначением и инструкцией изготовителя при подсоединении к сети питания [из 3.4.81 ГОСТ Р 12.1.009-2009] - однозначно в тему.