На рисунке А.1 показаны связи между умственным стрессом, индивидуальными факторами и фактическим умственным напряжением с его прямыми последствиями. Связи представлены в упрощенном виде, при этом не рассмотрено потенциальное взаимное воздействие, а различные условия, вызывающие умственный стресс, как и различные индивидуальные факторы, сгруппированы вместе. Для каждой группы приведены лишь примеры. Таким образом, списки не являются исчерпывающими. Последовательность перечисленных примеров не является упорядоченной [из А.1 ГОСТ Р ИСО 10075-2011]
Помимо последствий умственного напряжения, рассмотренных в настоящем стандарте, имеются и другие последствия, например скука, ощущение перегруженности, которые в стандарте не рассмотрены из-за больших межличностных различий или отсутствия завершенных результатов исследований [из А.2 ГОСТ Р ИСО 10075-2011]
В зависимости от предшествовавшей деятельности или исходного состояния человека одна и та же ситуация может приводить к умственному стрессу с возрастанием или снижением умственного напряжения. Например, при чтении книги возникает умственный стресс, приводящий к повышенному умственному напряжению; однако чтение той же книги после продолжительной интенсивной дискуссии может вызывать умственный стресс, приводящий к снижению умственного напряжения [из А.3 ГОСТ Р ИСО 10075-2011]
Из-за различия в значениях слов при использовании языка специалистов и разговорного языка могут возникать лингвистические трудности. Если в разговорном языке стресс имеет отрицательный оттенок, то в настоящем стандарте это слово является нейтральным, включающим все поддающиеся оценке факторы, воздействующие на человека извне и влияющие на его умственное состояние. Как следствие, «умственный стресс» как технический термин включает также внешние воздействия, о которых в разговорном языке говорят, как об «облегчающих напряжение».
Рисунок А.1 - Взаимосвязь стресса и напряжения при умственной нагрузке
[из А.4 ГОСТ Р ИСО 10075-2011]