ГОСТ Р ИСО 10075-2011 Эргономические принципы обеспечения адекватности умственной нагрузки. Основные термины и определения. Ergonomic principles of assurance of adequacy of mental work-load. General terms and definitions. УДК 658:562.014:006.354 ОКС 01.040.13 13.180. Редакция от 24.01.2023.
1 Область применения ГОСТ Р ИСО 10075-2011
Настоящий стандарт устанавливает термины в области умственной нагрузки, включая такие термины, как умственный стресс и умственное напряжение, и устанавливает взаимосвязи между рассматриваемыми понятиями.
Стандарт может быть применен при проектировании рабочих заданий с учетом умственной нагрузки. Стандарт обеспечивает использование одинаковой терминологии экспертами и практиками как в области эргономики, так и за ее пределами.
В настоящем стандарте не представлены термины, относящиеся к методам измерений и принципам проектирования производственного задания [из 1 Область применения ГОСТ Р ИСО 10075-2011]
2 Общие понятия ГОСТ Р ИСО 10075-2011
Любая деятельность, даже физическая, может приводить к умственному стрессу (А.4). В настоящем стандарте «умственный стресс» является термином, используемым для обозначения любого внешнего воздействия на умственное состояние человека. Умственный стресс вызывает процессы увеличения или уменьшения умственного напряжения человека. Умственное напряжение имеет как положительные, так и отрицательные последствия, такие как усталость и (или) состояния, аналогичные усталости. Непрямыми последствиями умственного напряжения могут быть обучение и приобретение практических навыков. Последствия умственного напряжения, упомянутые в настоящем стандарте, могут отличаться по форме и интенсивности в зависимости от индивидуальных и ситуационных предварительных условий.
В настоящем стандарте выражение «умственный» использовано по отношению к процессам, связанным с переживаниями и поведением человека. Термин «умственный» в этом смысле относится к когнитивным, информационным и эмоциональным процессам. Применение данного термина обусловлено тем, что отмеченные аспекты являются взаимосвязанными и на практике их нельзя рассматривать раздельно [из 2 Общие понятия ГОСТ Р ИСО 10075-2011]
3 Определения ГОСТ Р ИСО 10075-2011
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
Умственный стресс (Mental stress) по ГОСТ Р ИСО 10075-2011
Состояние, возникающее при воздействии на человека всех учитываемых внешних источников, влияющих на умственное состояние человека [из 3.1 ГОСТ Р ИСО 10075-2011]
Умственное напряжение (Mental strain) по ГОСТ Р ИСО 10075-2011
Прямое недолговременное последствие умственного стресса, зависящее от индивидуальных привычек и фактического начального состояния человека, в том числе индивидуальных способов психологической адаптации. В зависимости от предшествовавшей деятельности или исходного состояния человека одна и та же ситуация может приводить к умственному стрессу с возрастанием или снижением умственного напряжения. Например, при чтении книги возникает умственный стресс, приводящий к повышенному умственному напряжению; однако чтение той же книги после продолжительной интенсивной дискуссии может вызывать умственный стресс, приводящий к снижению умственного напряжения [из 3.2 ГОСТ Р ИСО 10075-2011]
Врабатываемость (Warming-up effect) по ГОСТ Р ИСО 10075-2011
Свойство организма постепенно мобилизовать свои функциональные возможности в условиях умственной нагрузки, выражающееся в том, что через короткое время после начала деятельности для выполнения работы требуется меньше усилий [из 3.3.1.1 ГОСТ Р ИСО 10075-2011]
Активизация (Activation) по ГОСТ Р ИСО 10075-2011
Внутреннее состояние человека, характеризуемое определенной степенью умственной и физической работоспособности. Примечание - Умственное напряжение может приводить к разным степеням активизации в зависимости от его продолжительности и интенсивности. Существует область, в которой активизация оптимальна, т.е. не слишком низкая или высокая, что обеспечивает наилучшую функциональную производительность. Следует помнить, что слишком резкое увеличение напряжения может привести к нежелательной сверхактивизации [из 3.3.1.2 ГОСТ Р ИСО 10075-2011]
Отрицательные последствия по ГОСТ Р ИСО 10075-2011
Отрицательные последствия различают по времени, необходимому для восстановления после их воздействия, средствам достижения этого восстановления, а также по симптомам. Отрицательные последствия могут быть общими или специфическими, требующими времени или изменения деятельности для восстановления [из 3.3.2 ГОСТ Р ИСО 10075-2011]
Умственная усталость (Mental fatigue) по ГОСТ Р ИСО 10075-2011
Временное снижение умственной и физической функциональной производительности, зависящее от интенсивности, продолжительности и изменений во времени предшествующего умственного напряжения. Для быстрого восстановления при умственной усталости необходим отдых, а не смена вида деятельности. Примечание - Понижение функциональной производительности проявляется, например, в виде ощущения утомленности, менее благоприятном соотношении между результатом и предпринимаемыми усилиями, появлении определенного типа ошибок, частоте их появления и т.п. Степень отрицательных последствий также зависит от индивидуальных особенностей человека и его начального состояния [из 3.3.2.1 ГОСТ Р ИСО 10075-2011]
Состояние, сходное с усталостью (Fatigue-like states) по ГОСТ Р ИСО 10075-2011
Состояние, возникающее у человека в результате воздействия умственного напряжения, вызванного однообразием действий и ситуаций. Такие состояния быстро исчезают после введения изменений в выполняемое задание и (или) окружающую среду (ситуацию). К подобным состояниям относятся: скука, снижение бдительности и умственное пресыщение. Примечание - Как правило, ощущения утомления присущи как состоянию умственной усталости, так и аналогичным усталости состояниям. Однако в последнем случае они отличаются от состояния умственной усталости своей кратковременностью. При аналогичных усталости состояниях межличностные различия проявляются особенно сильно [из 3.3.2.2 ГОСТ Р ИСО 10075-2011]
Монотония (Monotony) по ГОСТ Р ИСО 10075-2011
Медленно развивающееся состояние пониженной активности, возникающее при длительном выполнении однообразных, повторяющихся заданий или действий, проявляющееся в виде сонливости, снижения общего уровня активности, уменьшения или колебания работоспособности, снижения адаптируемости и восприимчивости и сопровождающееся повышением неравномерности частоты сердечных сокращений. В качестве синонима термину «монотония» иногда применяют термин «состояние однообразия» [из 3.3.2.2.1 ГОСТ Р ИСО 10075-2011]
Снижение бдительности (Reduced vigilance) по ГОСТ Р ИСО 10075-2011
Медленно развивающееся состояние, характеризующееся пониженной способностью к обнаружению (например, при отслеживании экранов радаров или панелей управления приборов), возникающее при выполнении однообразных заданий по обнаружению. Примечание - Монотония и снижение бдительности могут быть дифференцированы по причинам, их вызывающим, а не по следствиям [из 3.3.2.2.2 ГОСТ Р ИСО 10075-2011]
Умственное пресыщение (Mental satiation) по ГОСТ Р ИСО 10075-2011
Состояние нервно-неустойчивого, сильного эмоционального неприятия повторяющихся заданий или ситуаций, при котором переживания человека сводятся к ощущению «медленно тянущегося времени» и «топтания на месте». Примечание - Дополнительными симптомами умственного пресыщения являются раздражение, пониженная производительность труда и (или) ощущение утомления и стремление прекратить деятельность. Умственное пресыщение в противоположность монотонии и снижению бдительности характеризуется неизменным или даже более высоким уровнем активизации, сопровождающимся отрицательными эмоциями [из 3.3.2.2.3 ГОСТ Р ИСО 10075-2011]
Практический опыт (Practice effect) по ГОСТ Р ИСО 10075-2011
Устойчивое изменение индивидуальной производительности труда, связанное с обучением вследствие неоднократного переживания умственного напряжения [из 3.3.3.1 ГОСТ Р ИСО 10075-2011]
Приложение А (справочное) - Дополнительные объяснения терминов и понятий ГОСТ Р ИСО 10075-2011
На рисунке А.1 показаны связи между умственным стрессом, индивидуальными факторами и фактическим умственным напряжением с его прямыми последствиями. Связи представлены в упрощенном виде, при этом не рассмотрено потенциальное взаимное воздействие, а различные условия, вызывающие умственный стресс, как и различные индивидуальные факторы, сгруппированы вместе. Для каждой группы приведены лишь примеры. Таким образом, списки не являются исчерпывающими. Последовательность перечисленных примеров не является упорядоченной [из А.1 ГОСТ Р ИСО 10075-2011]
Помимо последствий умственного напряжения, рассмотренных в настоящем стандарте, имеются и другие последствия, например скука, ощущение перегруженности, которые в стандарте не рассмотрены из-за больших межличностных различий или отсутствия завершенных результатов исследований [из А.2 ГОСТ Р ИСО 10075-2011]
В зависимости от предшествовавшей деятельности или исходного состояния человека одна и та же ситуация может приводить к умственному стрессу с возрастанием или снижением умственного напряжения. Например, при чтении книги возникает умственный стресс, приводящий к повышенному умственному напряжению; однако чтение той же книги после продолжительной интенсивной дискуссии может вызывать умственный стресс, приводящий к снижению умственного напряжения [из А.3 ГОСТ Р ИСО 10075-2011]
Из-за различия в значениях слов при использовании языка специалистов и разговорного языка могут возникать лингвистические трудности. Если в разговорном языке стресс имеет отрицательный оттенок, то в настоящем стандарте это слово является нейтральным, включающим все поддающиеся оценке факторы, воздействующие на человека извне и влияющие на его умственное состояние. Как следствие, «умственный стресс» как технический термин включает также внешние воздействия, о которых в разговорном языке говорят, как об «облегчающих напряжение».
Рисунок А.1 - Взаимосвязь стресса и напряжения при умственной нагрузке
[из А.4 ГОСТ Р ИСО 10075-2011]