Диалог является устойчивым к ошибкам, если, несмотря на очевидные ошибки на входе, предполагаемый результат может быть достигнут или без корректирующих воздействий, или с минимальными корректирующими воздействиями пользователя. Устойчивость к ошибкам может быть достигнута посредством:
- контроля ошибок;
- исправления ошибок;
- управления обработкой ошибок для их исправления.
[из 4.8 Устойчивость к ошибкам ГОСТ Р ИСО 9241-110-2016]
4.8.1 Интерактивная система должна помогать пользователю в обнаружении и предупреждении ошибок на входе.
Пример - Прикладная программа электронной торговли указывает пользователю на обязательные поля, которые не были им заполнены [из 4.8.1 ГОСТ Р ИСО 9241-110-2016]
4.8.2 Интерактивная система должна предупреждать любые действия пользователя, которые могут привести к возникновению неопределенных состояний интерактивной системы (зависания) или ее отказу.
Пример - Диалог при печати документа объемом 35 страниц позволяет пользователю напечатать номера страниц только с 1 по 35 [из 4.8.2 ГОСТ Р ИСО 9241-110-2016]
4.8.3 Если ошибка произошла, то ее происхождение должно быть объяснено пользователю для облегчения исправления.
Пример - DVD-проигрыватель цифрового видеодиска в случае ошибки предоставляет пользователю сообщение: «Вы нажали кнопку «Рlау», но цифровой видеодиск для проигрывания в дисководе отсутствует. Пожалуйста, вставьте цифровой видеодиск, если Вы желаете его воспроизвести» [из 4.8.3 ГОСТ Р ИСО 9241-110-2016]
4.8.4 Должна быть предусмотрена активная системная поддержка исправления типовых ошибок.
Пример - Курсор автоматически устанавливается в то место экрана, где необходимо произвести исправление [из 4.8.4 ГОСТ Р ИСО 9241-110-2016]
4.8.5 В случаях, когда интерактивная система способна исправить ошибки автоматически, она должна извещать пользователя относительно выполненных коррекций, а также давать возможность отменять произведенные коррекции.
Пример - При проверке орфографии слова с ошибками выделяют подчеркиванием. Проверяющее орфографию программное средство предлагает отбор одного или более вариантов исправления слова, давая пользователю возможность напечатать другую версию слова [из 4.8.5 ГОСТ Р ИСО 9241-110-2016]
4.8.6 Пользователю нужно предоставить возможность отложить исправление ошибки или оставить ошибку неисправленной, если исправление не обязательно для продолжения диалога.
Пример - В почтовых базах данных, где почтовый код (почтовый индекс) подтверждают во время ввода, пользователю разрешается продолжить редактирование других полей ввода, даже если поле ввода почтового индекса содержит ошибочный почтовый код [из 4.8.6 ГОСТ Р ИСО 9241-110-2016]
4.8.7 Когда возможно, дополнительная информация об ошибке и способах ее исправления должна быть предоставлена пользователю по его требованию.
Пример - Сообщения об ошибках в пределах пакета программ содержат краткое описание самой ошибки и способа ее исправления. В дополнение к этому описанию гиперссылка дает доступ к вспомогательной информации относительно причины возникновения ошибки [из 4.8.7 ГОСТ Р ИСО 9241-110-2016]
4.8.8 Валидация и верификация данных должны быть проведены до их ввода интерактивной системой.
Примеры
- Почтовый клиент проверяет правильный синтаксис почтового адреса, прежде чем сохранить его в адресной книге.
- В ситуациях, когда пользователи забывают прикреплять к письмам файлы, которые они хотели бы прикрепить, почтовый клиент проверяет в сообщении наличие слов «присоединить», «приложенный» и «вложение» и, если находит такие слова, то, прежде чем отправить сообщение, делает напоминание: «Не хотели бы Вы прикрепить файл к Вашему сообщению?».
[из 4.8.8 ГОСТ Р ИСО 9241-110-2016]
4.8.9 Количество действий, необходимых для исправления ошибок, должно быть минимизировано.
Пример - Приложение (прикладная программа), предназначенное для заполнения экранных бланков (форм), после того, как обнаруживает ошибку, автоматически устанавливает курсор в поле с ошибкой, тогда найденные ошибки могут быть исправлены непосредственно на форме в поле ввода [из 4.8.9 ГОСТ Р ИСО 9241-110-2016]
4.8.10 Если действия пользователя могут вызвать неблагоприятные последствия, то система должна о них предупредить заранее, дать необходимые пояснения и запросить подтверждение выполнения указанных действий.
Пример - При удалении файлов пользователю требуется подтвердить каждое удаление [из 4.8.10 ГОСТ Р ИСО 9241-110-2016]