Диалог является пригодным для обучения, если он помогает пользователю изучать инструкции по использованию системы [из 4.6 Пригодность для обучения ГОСТ Р ИСО 9241-110-2016]
4.6.1 Правила и базовые концепции, полезные для обучения, должны быть доступны пользователю.
Примечание - Это позволяет пользователю создавать собственные шаблоны и стратегии для запоминания действий.
Пример - Прикладные программы, предназначенные для сжатия файлов, содержат справку (например, как часть вводного руководства), которая объясняет пользователю принцип архивирования [из 4.6.1 ГОСТ Р ИСО 9241-110-2016]
4.6.2 Если из-за нечастного использования диалога или характеристики пользователя необходимо повторное изучение диалога, то в таком случае должна быть обеспечена соответствующая поддержка.
Пример - Пакет прикладных программ для бухгалтерии включает справочную систему, которая посредством диалога дает пользователю поэтапные указания по созданию годового баланса [из 4.6.2 ГОСТ Р ИСО 9241-110-2016]
4.6.3 Пользователю должна быть оказана соответствующая поддержка при его ознакомлении с диалогом.
Примечание - Различные пользователи могут иметь различные потребности в поддержке.
Пример - Прикладная программа выдает справку относительно использования отдельных пунктов меню, если только пользователь нажимает соответствующую клавишу, предназначенную для вызова подсказок [из 4.6.3 ГОСТ Р ИСО 9241-110-2016]
4.6.4 Обратная связь или пояснения должны помочь пользователю в формировании понимания интерактивной системы.
Примечание - Требования к обратной связи, предъявляемые новичками на фазе изучения возможностей интерактивной системы, могут отличаться от требований опытных пользователей. Необходимо проектировать диалоги так, чтобы они удовлетворяли и новичков, и опытных пользователей. Как правило, это вызвано тем, что невозможно надежно настроить систему так, чтобы она точно соответствовала опыту (уровню квалификации) пользователя и, кроме того, навыки в отношении использования различных частей системы могут быть различными даже у конкретного пользователя.
Пример - Прикладная программа сканирования подсказывает все действия (включая их порядок и взаимосвязи), требуемые для сканирования печатных документов и конвертирования их в электронные текстовые файлы, а также показывает текущее действие [из 4.6.4 ГОСТ Р ИСО 9241-110-2016]
4.6.5 Диалог должен обеспечивать достаточной информационной обратной связью промежуточные и конечные результаты деятельности с тем, чтобы пользователь обучался на примерах успешно выполненных действий.
Пример - Если пользователь бронирует гостиничный номер, используя гостиничную систему бронирования, он использует обратную связь в форме поэтапных инструкций для уточнения деталей своего запроса [из 4.6.5 ГОСТ Р ИСО 9241-110-2016]
4.6.6 Если интерактивная система соответствует производственному заданию и целям обучения, то она должна давать возможность пользователю имитировать этапы диалога без отрицательных последствий (опция «испытайте»).
Примечание - Это, возможно, не применимо к системам, критичным к безопасности.
Примеры
- Система планирования доставки товаров на большом товарном складе должна давать возможность пользователю оценивать потенциальные изменения графика, чтобы пользователь мог заранее предвидеть негативные последствия изменении.
- Прикладная программа обработки фотографий дает возможность отменить последовательность изменений изображения с помощью кнопки «Отмена».
[из 4.6.6 ГОСТ Р ИСО 9241-110-2016]
4.6.7 Интерактивная система должна давать возможность пользователю выполнять производственное задание с минимальным изучением диалога, используя для этого систему, обеспечивающую дополнительную информацию по запросу, и вводя только минимальный объем информации, предусмотренный диалогом.
Пример - Прикладная программа, поддерживающая сканирование документов, включает кнопку «Scan», которая позволяет сканировать документ, не требуя от пользователя определения конфигурации (набора аппаратных и программных установок) и используя настройки по умолчанию для всех конфигурационных опций (пунктов меню) [из 4.6.7 ГОСТ Р ИСО 9241-110-2016]