5.1 Общие положения ГОСТ Р ИСО 9241-110-2016
При установлении требований к разработке или оценке интерактивных систем принципы организации диалога, рассмотренные в настоящем стандарте, и соответствующие рекомендации служат общими указаниями:
- для помощи в установлении требований к организации диалога, основанных на области применения;
- руководства для идентификации и определения требований к организации диалога, основанных на методиках диалога, описанных в ИСО 9241-14 - ИСО 9241-17;
- помощи в выборе проектных решений в соответствии с ИСО 9241-12- ИСО 9241-17;
- помощи в оценке существующих проектных решений относительно выполнения требований к организации диалога.
Рекомендации по определению требований к организации диалога для конкретного приложения могут быть выражены в терминах заданных функциональных характеристик пользователя на основании предполагаемых потребностей в рамках его производственного задания, или в терминах характеристик области применения продукта. Существуют различные способы идентификации и описания области применения (например, как в ИСО 9241-11).
Определение требований к организации диалога требует проведения анализа области применения данных для идентификации источников таких требований. Поэтому необходимо определить область применения настолько полно, насколько это возможно с точки зрения перспектив пользователя, чтобы обеспечить широкий базис для установления требований к организации диалога.
Примеры связи области применения с требованиями к организации диалога приведены в ИСО 9241-11, приложение О.
На рисунке 1 показана структура принципов организации диалога, и приведены соответствующие рекомендации, помогающие при выполнении анализа, проектирования и оценки интерактивных систем. Стрелки на рисунке 1 поясняют взаимосвязь компонентов, используемых при формировании требований к организации диалога, а также при проектировании диалога.
Настоящий стандарт является основой для установления требований к организации диалога, однако не определяет непосредственно эти требования. Требования к организации диалога зависят от области применения, для которой интерактивная система разработана и (или) в которой ее используют, и требований, разработанных для этой области применения.
Область применения является главным источником информации при разработке требований к организации диалога. Принципы организации диалога, установленные в настоящем стандарте, направлены на оказание помощи при установлении требований к организации диалога на основе области применения.
Рисунок 1 - Структурная схема применения настоящего стандарта
Проектирование интерфейса пользователя основано на четком понимании области применения, а также требований к организации диалога в пределах области применения. Поэтому в ИСО 9241-12 - ИСО 9241-17 много «условных рекомендаций».
Термин «условный» означает или явное условие («если») применения рекомендации или то, что область применения должна быть принята во внимание при определении требований к организации диалога [из 5.1 Общие положения ГОСТ Р ИСО 9241-110-2016]
5.2 Пример применения настоящего стандарта для анализа интерактивной системы ГОСТ Р ИСО 9241-110-2016
В настоящем стандарте приведен пример идентификации требований к организации диалога. Требования к организации диалога могут быть сформулированы в виде рекомендаций. При анализе требований к организации диалога область применения должна быть идентифицирована и определена в терминах требований пользователей производственных заданий, социальной и организационной среды. Данные области применения должны быть проанализированы для идентификации требований к организации диалога.
Приведенный ниже пример, показывает как принцип организации диалога «пригодность производственного задания» может помочь при установлении требований к организации диалога на основе области применения и рекомендаций настоящего стандарта.
Пример - Анализ области применения был выполнен при проектировании конструкции автомата по продаже билетов на железнодорожном транспорте. Как часть анализа области применения (проведенного в Европе) было определено, что пассажиры обычно покупают железнодорожные билеты на дальние расстояния на железнодорожной станции, с которой они отправляются в поездку. Приведенный пример представляет собой только фрагмент законченного описания области применения. При анализе области применения основным является идентификация и определение области применения в терминах требований пользователей, производственных заданий, оборудования и среды.
Область применения (фрагмент):
Железнодорожные пассажиры обычно покупают железнодорожные билеты на железнодорожной станции, с которой они отправляются в поездку.
Рекомендации настоящего стандарта:
«Если для производственного задания требуются типовые значения входных величин, то эти значения автоматически должны быть доступны для пользователя как значения по умолчанию» (см. 4.3.4).
Требование к организации диалога на основе области применения и соответствующих рекомендаций настоящего стандарта:
Станция отправления должна быть предварительно определена в начале диалога [из 5.2 Пример применения настоящего стандарта для анализа интерактивной системы ГОСТ Р ИСО 9241-110-2016]
5.3 Пример применения настоящего стандарта при разработке интерактивной системы (в соответствии с ИСО 9241-13 - ИСО 9241-17) ГОСТ Р ИСО 9241-110-2016
В настоящем подразделе приведены пояснения того, как установленное требование к организации диалога может далее быть выполнено в проекте с учетом взаимосвязи с требованиями других частей ИСО 9241. Каждое требование к организации диалога анализируют относительно соответствующей процедуры диалога, создавая основу для разработки проектного решения. Необходимо учитывать соответствующие рекомендации по процедуре диалога, как только идентификация этой процедуры произведена.
Соответствующие рекомендации являются для конструктора руководством по принятию решений. Пример, приведенный ниже, иллюстрирует применение настоящего стандарта к разработке конструкции интерфейса пользователя. Применение настоящего стандарта позволяет получить требования к организации диалога, которые могут быть преобразованы в соответствующие конструктивные решения с учетом рекомендаций ИСО 9241-13 - ИСО 9241-17.
Пример показывает, как настоящий стандарт вместе с ИСО 9241-17 можно применить при проектировании в соответствии с требованиями к организации диалога. Предложенное проектное решение не обязательно должно быть согласовано с указанными стандартами серии ИСО 9241 и настоящим стандартом. Может быть представлено альтернативное проектное решение, которое использует другой подход, но все еще удовлетворяет установленным требованиям, сохраняя, таким образом, заданный уровень пригодности использования.
Пример - Требование к организации диалога на основе области применения и соответствующих рекомендаций настоящего стандарта:
«Станция отправления должна быть предварительно определена в начале диалога» (см. 5.2).
Выбранная процедура диалога:
Заполнение формы диалога (ИСО 9241-17).
Соответствующая рекомендация, приведенная в ИСО 9241-17, 6.1.3 а):
Поля формы должны быть заполнены по умолчанию везде, где это возможно, и соответствовать производственному заданию» (см. ИСО 9241-17, 6.1.3 а).
Требование к организации диалога, установленное в соответствии с ИСО 9241-17. 6.1.3 а):
Если используемая форма представления позволяет пользователю вводить данные о станции отправления, то значением по умолчанию должна быть станция, на которой пользователь заполняет форму.
Конструктивное решение:
Автомат по продаже билетов предлагает пассажиру форму представления данных, в которой в самом начале процесса покупки билета установлено значение по умолчанию в виде названия станции отправления.
Таким образом, легко понять, на каком этапе выполнения рекомендаций настоящего стандарта и их применения для разработки диалога потребуется практический опыт. Главное назначение серии ИСО 9241 состоит в том, чтобы установить минимально необходимый уровень качества требований к организации диалога.
Может иметь место ситуация, когда соответствующие руководства по использованию диалоговых процедур отсутствуют. В таких случаях следует использовать другие формы определения области применения или может быть целесообразно использовать область применения и принципы организации диалога для установления требований к организации диалога [из 5.3 Пример применения настоящего стандарта при разработке интерактивной системы (в соответствии с ИСО 9241-13 - ИСО 9241-17) ГОСТ Р ИСО 9241-110-2016]
5.4 Пример применения настоящего стандарта при оценке интерактивной системы ГОСТ Р ИСО 9241-110-2016
В настоящем подразделе приведены пояснения использования настоящего стандарта для оценки пригодности использования.
Пример - Идентификацию проблем пригодности использования выполняют при испытаниях на пригодность использования автомата по продаже билетов на железнодорожной станции.
Все пользователи, принимавшие участие в испытаниях, отметили, что прикладывали слишком большие ментальные усилия при выборе станции отправления и станции назначения (прибытия).
Поэтому свойства автомата по продаже билетов, относящиеся к выбору станции отправления, были рассмотрены и сопоставлены с требованиями к организации диалога, которые были определены на основе области применения и рекомендаций настоящего стандарта.
Свойство интерактивной системы, которое явилось причиной возникновения проблем пригодности использования:
Протестированный автомат по продаже билетов предлагает пользователю два списка: один со станциями отправления, другой со станциями назначения. В обоих списках отображена одна и та же запись по умолчанию. Записью по умолчанию является первый город в алфавитном списке городов.
Требование к организации диалога определено на основе области применения и соответствующих рекомендаций настоящего стандарта:
Станция отправления должна быть предварительно введена в форму в начале диалога.
Сравнение свойства автомата по продаже билетов с требованиями к организации диалога показывает, что требования к организации диалога не выполнены. Поэтому билетный автомат не соответствует требованиям, установленным на основе области применения и рекомендаций по выполнению производственного задания [из 5.4 Пример применения настоящего стандарта при оценке интерактивной системы ГОСТ Р ИСО 9241-110-2016]