4.4 Информативность ГОСТ Р ИСО 9241-110-2016

Диалог должен быть информативен в такой степени, чтобы в любое время пользователю было ясно, в каком диалоге он находится и, если он находится в пределах диалога, какие действия и как могут быть выполнены.

Примечание - Этот принцип имеет отношение к характеристикам информации, представленной в ИСО 9241-12 [из 4.4 Информативность ГОСТ Р ИСО 9241-110-2016]

4.4.1 Информация, представленная пользователю на любом шаге диалога, должна способствовать завершению диалога.

Примечание - Информация включает руководящие указания, обратную связь, информацию о состоянии диалога и т. д.

Пример - Система бронирования мест в гостинице позволяет пользователю вводить необходимые данные и использовать кнопки [Далее>] и [<Назад] для осуществления необходимых шагов диалога [из 4.4.1 ГОСТ Р ИСО 9241-110-2016]

4.4.2 При проведении диалога необходимость в обращении к руководству пользователя и использовании другой внешней информации должна быть сведена к минимуму.

Примеры

  1. Запись на офисный телефон с автоответчиком, а также переадресовка звонка могут быть выполнены с помощью четко маркированных кнопок, нажатие которых инициализирует нужные действия, такие как регистрация сообщения» или «ввод номера переадресации».
  2. Пакет программ предлагает набор пунктов меню, заголовки которых ясно отражают типичные производственные задания пользователей, поддерживаемые пакетом программ.

[из 4.4.2 ГОСТ Р ИСО 9241-110-2016]

4.4.3 Пользователя необходимо держать в курсе возможных изменений в состоянии интерактивной системы с помощью:

Примеры

  1. Автоответчик офисного телефона и средство переадресовки вызова ясно указывают, активны ли автоответчик или опция «прохождение вызова».
  2. Прикладная программа электронной торговли позволяет явно отобразить для пользователя все необходимые этапы, которые должны быть выполнены для покупки продукта. Диалог всегда ясно указывает пользователю, какой шаг диалога выбран в данный момент.

[из 4.4.3 ГОСТ Р ИСО 9241-110-2016]

4.4.4 При запросе ввода данных интерактивная система должна предоставить пользователю информацию об ожидаемом формате ввода.

Пример - Прикладная программа электронной торговли поле записи срока действия кредитной карты отображает в ожидаемом формате ввода в виде «дд/мм/гггг» [из 4.4.4 ГОСТ Р ИСО 9241-110-2016]

4.4.5 Диалоги должны быть разработаны так, чтобы взаимодействие с интерактивной системой было понятным пользователю.

Пример - Пакет программ для проигрывания видеодисков на компьютере предоставляет управление виртуальным плеером с помощью значков, изображающих аппаратные кнопки «воспроизведение», «остановка», «пауза», «ускоренная перемотка вперед» и т. д. [из 4.4.5 ГОСТ Р ИСО 9241-110-2016]

4.4.6 Интерактивная система должна предоставить пользователю информацию об используемых форматах и единицах измерения.

Пример - Стационарная система закупки отображает на табло единицу измерения реализуемой продукции (1000 листов бумаги могут представлять одну единицу) и достаточно указать только цифру, показывающую общее количество заказываемой продукции [из 4.4.6 ГОСТ Р ИСО 9241-110-2016]