Диалог должен быть информативен в такой степени, чтобы в любое время пользователю было ясно, в каком диалоге он находится и, если он находится в пределах диалога, какие действия и как могут быть выполнены.
Примечание - Этот принцип имеет отношение к характеристикам информации, представленной в ИСО 9241-12 [из 4.4 Информативность ГОСТ Р ИСО 9241-110-2016]
4.4.1 Информация, представленная пользователю на любом шаге диалога, должна способствовать завершению диалога.
Примечание - Информация включает руководящие указания, обратную связь, информацию о состоянии диалога и т. д.
Пример - Система бронирования мест в гостинице позволяет пользователю вводить необходимые данные и использовать кнопки [Далее>] и [<Назад] для осуществления необходимых шагов диалога [из 4.4.1 ГОСТ Р ИСО 9241-110-2016]
4.4.2 При проведении диалога необходимость в обращении к руководству пользователя и использовании другой внешней информации должна быть сведена к минимуму.
Примеры
- Запись на офисный телефон с автоответчиком, а также переадресовка звонка могут быть выполнены с помощью четко маркированных кнопок, нажатие которых инициализирует нужные действия, такие как регистрация сообщения» или «ввод номера переадресации».
- Пакет программ предлагает набор пунктов меню, заголовки которых ясно отражают типичные производственные задания пользователей, поддерживаемые пакетом программ.
[из 4.4.2 ГОСТ Р ИСО 9241-110-2016]
4.4.3 Пользователя необходимо держать в курсе возможных изменений в состоянии интерактивной системы с помощью:
- сообщения, что ожидается ввод информации;
- краткого обзора предстоящих этапов диалога.
Примеры
- Автоответчик офисного телефона и средство переадресовки вызова ясно указывают, активны ли автоответчик или опция «прохождение вызова».
- Прикладная программа электронной торговли позволяет явно отобразить для пользователя все необходимые этапы, которые должны быть выполнены для покупки продукта. Диалог всегда ясно указывает пользователю, какой шаг диалога выбран в данный момент.
[из 4.4.3 ГОСТ Р ИСО 9241-110-2016]
4.4.4 При запросе ввода данных интерактивная система должна предоставить пользователю информацию об ожидаемом формате ввода.
Пример - Прикладная программа электронной торговли поле записи срока действия кредитной карты отображает в ожидаемом формате ввода в виде «дд/мм/гггг» [из 4.4.4 ГОСТ Р ИСО 9241-110-2016]
4.4.5 Диалоги должны быть разработаны так, чтобы взаимодействие с интерактивной системой было понятным пользователю.
Пример - Пакет программ для проигрывания видеодисков на компьютере предоставляет управление виртуальным плеером с помощью значков, изображающих аппаратные кнопки «воспроизведение», «остановка», «пауза», «ускоренная перемотка вперед» и т. д. [из 4.4.5 ГОСТ Р ИСО 9241-110-2016]
4.4.6 Интерактивная система должна предоставить пользователю информацию об используемых форматах и единицах измерения.
Пример - Стационарная система закупки отображает на табло единицу измерения реализуемой продукции (1000 листов бумаги могут представлять одну единицу) и достаточно указать только цифру, показывающую общее количество заказываемой продукции [из 4.4.6 ГОСТ Р ИСО 9241-110-2016]