7 Общие правила и процедуры использования ОИС в сети Интернет ГОСТ 34916.1-2022

7.1 Регулирование использования ОИС в сети Интернет осуществляется с соблюдением требований международного права и национального законодательства в области интеллектуальной собственности, связи, информации и информационных технологий, а также с учетом общепринятой международной практики деятельности саморегулируемых организаций в этой области, а также организаций по коллективному управлению авторскими и смежными правами [из 7.1 ГОСТ 34916.1-2022]

7.2 Принципы использования ОИС в сети Интернет ГОСТ 34916.1-2022

7.2.1 Базовым принципом создания и использования ОИС в сети Интернет является свобода информации, которая включает в себя общепризнанные свободы, закрепленные в нормах международного права и национального законодательства:

  • свобода творчества (свобода мысли, свобода слова, право свободно производить информацию любым законным способом);
  • свобода доступа к информации (право на обращения; право свободно искать, получать информацию любым законным способом; право на доступ к культурным ценностям);
  • свобода хранения информации, не запрещенной законом;
  • свобода распространения информации (свобода массовой информации, свобода преподавания, право свободно передавать и распространять информацию любым законным способом).

[из 7.2.1 ГОСТ 34916.1-2022]

7.2.2 Гарантиями свободы информации являются:

  • свобода экономической деятельности;
  • право частной собственности;
  • открытость информации о деятельности органов власти;
  • достоверность информации и своевременность ее предоставления;
  • запрет цензуры для средств массовой информации;
  • охрана интеллектуальной собственности законом;
  • государственная защита прав и свобод при их нарушении.

[из 7.2.2 ГОСТ 34916.1-2022]

7.2.3 Ограничения права на доступ к информации и ее хранение, права производить, получать информацию, передавать и распространять информацию могут быть установлены только национальным законодательством по следующим конституционным основаниям:

  • защита основ конституционного строя;
  • обеспечение обороны страны;
  • обеспечение безопасности государства;
  • обеспечение общественного спокойствия в целях предотвращения беспорядков и борьбы с преступностью;
  • предотвращение разглашения охраняемой законом тайны и иной конфиденциальной информации;
  • обеспечение авторитета и беспристрастности правосудия;
  • условия чрезвычайного положения, установленные по закону (на определенный период);
  • защита нравственности, прав и законных интересов других лиц.

При этом под правами и законными интересами других лиц для целей настоящего стандарта понимаются личные неимущественные права авторов охраняемых РИД, исключительные и иные имущественные права на ОИС правообладателей, которыми могут быть как сами авторы РИД, так и иные физические и юридические лица, а также публичные образования в лице соответствующих органов власти [из 7.2.3 ГОСТ 34916.1-2022]

7.2.4 Распространение и передача информации с ОИС посредством сети Интернет осуществляются свободно при соблюдении запретов, ограничений и требований, установленных национальным законодательством к распространению такой информации и правовой охране ОИС, используемых при этом [из 7.2.4 ГОСТ 34916.1-2022]

7.2.5 Не допускается эксплуатация технических средств и информационной системы, используемых провайдерами для оказания Интернет-услуг, без надлежащего оформления прав на использование их компонентов, являющихся ОИС.

Запрещается распространение и иное использование, в т. ч. организатором распространения информации в сети Интернет, информационных ресурсов и информационных технологий с незаконным использованием ОИС, за распространение и иное использование которых национальным законодательством предусмотрена уголовная или административная ответственность [из 7.2.5 ГОСТ 34916.1-2022]

7.2.6 При предоставлении информации на договорной основе условиями договора определяются гарантии недопустимости неправомерного использования ОИС, содержащихся в информационных ресурсах при предоставлении доступа к ним, а также могут быть установлены обязанности сторон по правомерному использованию таких объектов, в т. ч.:

  • использовать ОИС исключительно в целях, которые определены передающей стороной, и не изменять/перерабатывать их самостоятельно;
  • не передавать информационные ресурсы с ОИС третьим лицам без письменного разрешения передающей стороны;
  • в случае наличия в информационных ресурсах сведений, охраняемых в режиме тайны/конфиденциальности, обеспечивать режим правовой охраны и защиту, которые достаточны для предотвращения незаконного доступа к ним со стороны третьих лиц.

[из 7.2.6 ГОСТ 34916.1-2022]

7.2.7 Права на ОИС не зависят от права собственности и иных вещных прав на материальный носитель (вещь), в котором выражены соответствующие РИД или средство индивидуализации. Переход права собственности на вещь не влечет переход или предоставление прав на ОИС, выраженные в этой вещи [1] [из 7.2.7 ГОСТ 34916.1-2022]

7.2.8 Информация с ОИС, распространяемая без использования средств массовой информации, должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица.

Владельцы сайтов в сети Интернет, в т. ч. информационные посредники, обязаны разместить на принадлежащем им сайте информацию о своих наименовании, месте нахождения и адресе, адресе электронной почты.

При использовании для распространения информации средств, позволяющих определять получателей информации, в том числе почтовых отправлений и электронных сообщений, лицо, распространяющее информацию, обязано обеспечить получателю информации возможность отказа от такой информации [из 7.2.8 ГОСТ 34916.1-2022]

7.3 Оборот информации и использование ОИС в сети Интернет ГОСТ 34916.1-2022

7.3.1 Организация единой системы регулирования и информационного взаимодействия в ЕАЭС и СНГ при обороте информации и использовании ОИС в сети Интернет осуществляется в рамках общих процессов евразийской интеграции на основе использования данных создаваемых при этом информационных ресурсов, в соответствии с общей моделью данных.

К общим процессам евразийской интеграции, имеющим существенное значение для реализации задач в предметной области стандарта, правовое регулирование которых осуществляется в приоритетном порядке правом ЕАЭС и национальным законодательством, отнесены (см. [1], [3], [4], [22], [24], [26]-[30]):

  • обеспечение в сфере защиты внутреннего рынка;
  • информационное обеспечение в сфере конкурентной политики и государственных (муниципальных) закупок;
  • информационное обеспечение процессов, связанных с организацией промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС;
  • использование баз данных документов, оформляемых уполномоченными органами государств - членов ЕАЭС, при регулировании внешней и взаимной торговли, в том числе представляемых при совершении таможенных операций для целей подтверждения соблюдения запретов и ограничений с учетом международных и межгосударственных стандартов в этой сфере;
  • формирование, ведение и использование общих информационных ресурсов (реестров, перечней, классификаторов) для поддержки деятельности таможенных органов государств - членов ЕАЭС;
  • информационное обеспечение процессов, связанных с обменом информацией по вопросам налогообложения, зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин, свободного движения капитала;
  • обеспечение информационного взаимодействия в целях мониторинга и контроля таможенных процессов.

[из 7.3.1 ГОСТ 34916.1-2022]

7.3.2 К приоритетным направлениям организационно-правового обеспечения в предметной области стандарта при обороте информации и использовании ОИС в сети Интернет в рамках евразийской интеграции в краткосрочной и среднесрочной перспективе отнесены (см. [1], [3], [4], [23]):

  • создание и ведение на основе унифицированной системы классификации и кодирования единой системы нормативно-справочной информации (см. [30]-[40]);
  • гармонизация законодательства по этим вопросам и развитие специализированной нормативно-правовой базы, определяющей регулирование правоотношений при использовании ОИС в сети Интернет (см. [1]);
  • создание общих информационных ресурсов и интегрированной информационной структуры межгосударственного обмена данными и электронными документами в рамках ЕАЭС и СНГ (см. [39]-[40]);
  • создание и обеспечение функционирования общей инфраструктуры документирования информации в электронном виде (см. [30]-[40]);
  • обеспечение информационного взаимодействия для обеспечения формирования общих информационных ресурсов, информационного обеспечения уполномоченных органов, осуществляющих государственный контроль, а также реализации указанных общих процессов в рамках ЕАЭС (см. [41]-[44]).

[из 7.3.2 ГОСТ 34916.1-2022]

7.3.3 Особенности оборота информации и способов использовании ОИС в сети Интернет устанавливаются на основе норм международного права, права ЕАЭС и национального законодательства, межгосударственных и национальных стандартов для каждой области социально значимых общественных отношений, включая:

  1. деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления (см. [45]-[46]);
  2. деятельность сетевых средств массовой информации (см. [47]);
  3. деятельность электронных библиотек и открытых архивов;
  4. социальные сети;
  5. электронная коммерция/электронная торговля (см. [48]-[53]).

[из 7.3.3 ГОСТ 34916.1-2022]

7.3.4 Модели данных, необходимых при использовании ОИС в сети Интернет, формируются на основе модели данных, созданной и используемой для описания и реализации общих процессов евразийской интеграции (7.3.1) в рамках ЕАЭС по приоритетным направлениям (7.3.2) с учетом особенностей их реализации (7.3.3) путем создания и включения дополнительных объектов, необходимых для спецификации унифицированных в рамках ЕАЭС структур электронных документов/сведений в электронном виде в процессе информационного взаимодействия при использовании ОИС в сети Интернет между уполномоченными органами государств - членов ЕАЭС, между уполномоченными органами и ЕЭК, между ЕЭК и хозяйствующими субъектами государств-членов, а также при реализации информационного взаимодействия между уполномоченными органами и хозяйствующими субъектами государств - членов ЕАЭС (см. [54]).

Создание и развитие моделей данных Союза обеспечиваются централизованно ЕЭК, в рамках работ по созданию и развитию интегрированной системы ЕАЭС.

Применение моделей данных в национальных сегментах интегрированной системы ЕАЭС и в государствах - участниках СНГ, не входящих в ЕАЭС, может осуществляться на основе ГИС с учетом положений международных и межгосударственных стандартов по вопросам электронного документооборота.

Примечание - Под моделью данных понимается представление юридических фактов (обстоятельств, действий или событий), связей между ними и их состояний в виде графического и (или) словесного описания, пригодное для передачи, интерпретации и обработки формализованным образом (см. [54]) [из 7.3.4 ГОСТ 34916.1-2022]

7.3.5 Соглашение сторон об услугах по использованию в сети Интернет информации, содержащей ОИС, удостоверяется электронной подписью сторон такого договора (см. [55]).

Видами электронных подписей при оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, совершении гражданско-правовых сделок, при совершении иных юридически значимых действий, в том числе в случаях, установленных в соответствии с национальным законодательством, являются: простая электронная подпись и усиленная электронная подпись. Различаются усиленная неквалифицированная электронная подпись (далее - неквалифицированная электронная подпись) и усиленная квалифицированная электронная подпись (далее - квалифицированная электронная подпись).

Информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.

Информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных национальными законами.

Электронные подписи, созданные в соответствии с нормами права иностранного государства и международными стандартами, признаются электронными подписями того вида, признакам которого они соответствуют на основании национального закона [из 7.3.5 ГОСТ 34916.1-2022]

7.3.6 Организатор распространения информации с ОИС в сети Интернет в соответствии с требованиями и в порядке, установленном национальным законодательством, хранит информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений Интернет-пользователей и информацию об этих пользователях в течение срока, установленного национальным законодательством [из 7.3.6 ГОСТ 34916.1-2022]

7.3.7 Требование сохранения определенных документов, записей или информации с ОИС выполняется организатором распространения информации в сети Интернет либо посредством использования услуг любого другого информационного посредника, путем сохранения сообщений данных при соблюдении следующих условий:

  • информация, содержащаяся в сообщении данных, является доступной для ее последующего использования;
  • сообщение данных сохраняется в том формате, в котором оно было подготовлено, отправлено или получено, либо в таком формате, в котором можно показать, что подготовленная, отправленная или полученная информация представлена точно;
  • сохраняется такая информация, если таковая существует, которая позволяет установить происхождение и назначение сообщения данных, а также дату и время его отправления или получения.

[из 7.3.7 ГОСТ 34916.1-2022]

7.3.8 В условиях универсальности проблемы технологического устаревания компьютерного оборудования и программного обеспечения, а также ограниченного срока службы цифровых носителей информации с ОИС, в целях обеспечения долговременной сохранности аутентичной электронной неструктурированной или слабоструктурированной документированной информации и обеспечения их долговременной доступности в различных сферах деятельности государственного и частного секторов, владельцы сайтов в сети Интернет и информационные посредники разрабатывают и применяют на практике стратегии и политики обеспечения долговременной сохранности аутентичных электронных документов и доступа к ним с учетом особенностей классификации ОИС и правовых режимов их использования в сети Интернет.

При разработке стратегии и политики организации учитывают рекомендации, международные, межгосударственные и национальные стандарты, действующие в этой сфере.

Примечание - Под аутентичным электронным документом (authentic electronic document-based information) понимается электронный документ, точность, надежность и целостность которого сохраняются с течением времени (например, аудиовизуальное произведение). Неструктурированной или слабоструктурированной документированной информацией (document-based information) признается существенная информация, которую можно обрабатывать как единый объект (например, изображение, графические образы, текст, электронная таблица, представление базы данных и любые их комбинации, в которых могут содержаться такие ОИС, как произведения, базы данных) [из 7.3.8 ГОСТ 34916.1-2022]