7.3.1 Организация единой системы регулирования и информационного взаимодействия в ЕАЭС и СНГ при обороте информации и использовании ОИС в сети Интернет осуществляется в рамках общих процессов евразийской интеграции на основе использования данных создаваемых при этом информационных ресурсов, в соответствии с общей моделью данных.
К общим процессам евразийской интеграции, имеющим существенное значение для реализации задач в предметной области стандарта, правовое регулирование которых осуществляется в приоритетном порядке правом ЕАЭС и национальным законодательством, отнесены (см. [1], [3], [4], [22], [24], [26]-[30]):
- обеспечение в сфере защиты внутреннего рынка;
- информационное обеспечение в сфере конкурентной политики и государственных (муниципальных) закупок;
- информационное обеспечение процессов, связанных с организацией промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС;
- использование баз данных документов, оформляемых уполномоченными органами государств - членов ЕАЭС, при регулировании внешней и взаимной торговли, в том числе представляемых при совершении таможенных операций для целей подтверждения соблюдения запретов и ограничений с учетом международных и межгосударственных стандартов в этой сфере;
- формирование, ведение и использование общих информационных ресурсов (реестров, перечней, классификаторов) для поддержки деятельности таможенных органов государств - членов ЕАЭС;
- информационное обеспечение процессов, связанных с обменом информацией по вопросам налогообложения, зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин, свободного движения капитала;
- обеспечение информационного взаимодействия в целях мониторинга и контроля таможенных процессов.
[из 7.3.1 ГОСТ 34916.1-2022]
7.3.2 К приоритетным направлениям организационно-правового обеспечения в предметной области стандарта при обороте информации и использовании ОИС в сети Интернет в рамках евразийской интеграции в краткосрочной и среднесрочной перспективе отнесены (см. [1], [3], [4], [23]):
- создание и ведение на основе унифицированной системы классификации и кодирования единой системы нормативно-справочной информации (см. [30]-[40]);
- гармонизация законодательства по этим вопросам и развитие специализированной нормативно-правовой базы, определяющей регулирование правоотношений при использовании ОИС в сети Интернет (см. [1]);
- создание общих информационных ресурсов и интегрированной информационной структуры межгосударственного обмена данными и электронными документами в рамках ЕАЭС и СНГ (см. [39]-[40]);
- создание и обеспечение функционирования общей инфраструктуры документирования информации в электронном виде (см. [30]-[40]);
- обеспечение информационного взаимодействия для обеспечения формирования общих информационных ресурсов, информационного обеспечения уполномоченных органов, осуществляющих государственный контроль, а также реализации указанных общих процессов в рамках ЕАЭС (см. [41]-[44]).
[из 7.3.2 ГОСТ 34916.1-2022]
7.3.3 Особенности оборота информации и способов использовании ОИС в сети Интернет устанавливаются на основе норм международного права, права ЕАЭС и национального законодательства, межгосударственных и национальных стандартов для каждой области социально значимых общественных отношений, включая:
- деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления (см. [45]-[46]);
- деятельность сетевых средств массовой информации (см. [47]);
- деятельность электронных библиотек и открытых архивов;
- социальные сети;
- электронная коммерция/электронная торговля (см. [48]-[53]).
[из 7.3.3 ГОСТ 34916.1-2022]
7.3.4 Модели данных, необходимых при использовании ОИС в сети Интернет, формируются на основе модели данных, созданной и используемой для описания и реализации общих процессов евразийской интеграции (7.3.1) в рамках ЕАЭС по приоритетным направлениям (7.3.2) с учетом особенностей их реализации (7.3.3) путем создания и включения дополнительных объектов, необходимых для спецификации унифицированных в рамках ЕАЭС структур электронных документов/сведений в электронном виде в процессе информационного взаимодействия при использовании ОИС в сети Интернет между уполномоченными органами государств - членов ЕАЭС, между уполномоченными органами и ЕЭК, между ЕЭК и хозяйствующими субъектами государств-членов, а также при реализации информационного взаимодействия между уполномоченными органами и хозяйствующими субъектами государств - членов ЕАЭС (см. [54]).
Создание и развитие моделей данных Союза обеспечиваются централизованно ЕЭК, в рамках работ по созданию и развитию интегрированной системы ЕАЭС.
Применение моделей данных в национальных сегментах интегрированной системы ЕАЭС и в государствах - участниках СНГ, не входящих в ЕАЭС, может осуществляться на основе ГИС с учетом положений международных и межгосударственных стандартов по вопросам электронного документооборота.
Примечание - Под моделью данных понимается представление юридических фактов (обстоятельств, действий или событий), связей между ними и их состояний в виде графического и (или) словесного описания, пригодное для передачи, интерпретации и обработки формализованным образом (см. [54]) [из 7.3.4 ГОСТ 34916.1-2022]
7.3.5 Соглашение сторон об услугах по использованию в сети Интернет информации, содержащей ОИС, удостоверяется электронной подписью сторон такого договора (см. [55]).
Видами электронных подписей при оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, совершении гражданско-правовых сделок, при совершении иных юридически значимых действий, в том числе в случаях, установленных в соответствии с национальным законодательством, являются: простая электронная подпись и усиленная электронная подпись. Различаются усиленная неквалифицированная электронная подпись (далее - неквалифицированная электронная подпись) и усиленная квалифицированная электронная подпись (далее - квалифицированная электронная подпись).
Информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.
Информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных национальными законами.
Электронные подписи, созданные в соответствии с нормами права иностранного государства и международными стандартами, признаются электронными подписями того вида, признакам которого они соответствуют на основании национального закона [из 7.3.5 ГОСТ 34916.1-2022]
7.3.6 Организатор распространения информации с ОИС в сети Интернет в соответствии с требованиями и в порядке, установленном национальным законодательством, хранит информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений Интернет-пользователей и информацию об этих пользователях в течение срока, установленного национальным законодательством [из 7.3.6 ГОСТ 34916.1-2022]
7.3.7 Требование сохранения определенных документов, записей или информации с ОИС выполняется организатором распространения информации в сети Интернет либо посредством использования услуг любого другого информационного посредника, путем сохранения сообщений данных при соблюдении следующих условий:
- информация, содержащаяся в сообщении данных, является доступной для ее последующего использования;
- сообщение данных сохраняется в том формате, в котором оно было подготовлено, отправлено или получено, либо в таком формате, в котором можно показать, что подготовленная, отправленная или полученная информация представлена точно;
- сохраняется такая информация, если таковая существует, которая позволяет установить происхождение и назначение сообщения данных, а также дату и время его отправления или получения.
[из 7.3.7 ГОСТ 34916.1-2022]
7.3.8 В условиях универсальности проблемы технологического устаревания компьютерного оборудования и программного обеспечения, а также ограниченного срока службы цифровых носителей информации с ОИС, в целях обеспечения долговременной сохранности аутентичной электронной неструктурированной или слабоструктурированной документированной информации и обеспечения их долговременной доступности в различных сферах деятельности государственного и частного секторов, владельцы сайтов в сети Интернет и информационные посредники разрабатывают и применяют на практике стратегии и политики обеспечения долговременной сохранности аутентичных электронных документов и доступа к ним с учетом особенностей классификации ОИС и правовых режимов их использования в сети Интернет.
При разработке стратегии и политики организации учитывают рекомендации, международные, межгосударственные и национальные стандарты, действующие в этой сфере.
Примечание - Под аутентичным электронным документом (authentic electronic document-based information) понимается электронный документ, точность, надежность и целостность которого сохраняются с течением времени (например, аудиовизуальное произведение). Неструктурированной или слабоструктурированной документированной информацией (document-based information) признается существенная информация, которую можно обрабатывать как единый объект (например, изображение, графические образы, текст, электронная таблица, представление базы данных и любые их комбинации, в которых могут содержаться такие ОИС, как произведения, базы данных) [из 7.3.8 ГОСТ 34916.1-2022]