8 Общие правила и процедуры защиты прав на ОИС при их незаконном использовании в сети Интернет ГОСТ 34916.1-2022

8.1 В целях обеспечения и организации правовой защиты прав на ОИС при распространении информации, нарушающей права на ОИС в сети Интернет, на основе анализа международного опыта (см. [56]-[61]) и норм международного права (см. [2] (часть III), [62]-[65]), межгосударственных договоров, национального законодательства и правоприменительной практики в ЕАЭС и СНГ (информация размещена на официальном сайте ЕАЭС и портале СНГ) (см. [66]-[68], рекомендованы следующие процедуры, признанные наиболее эффективными в борьбе с нарушениями прав на ОИС в сети Интернет (см. [2] (часть III), [68]:

  • процедуры досудебного урегулирования споров в целях прекращения и предотвращения нарушений прав на ОИС в сети Интернет;
  • процедуры по ограничению в судебном порядке доступа к информации, нарушающей права на ОИС в сети Интернет;
  • процедуры по ограничению доступа к информационному ресурсу, на котором неправомерно размещены ОИС, сходному до степени смешения (идентичному информационному ресурсу) с информационным ресурсом, доступ к которому ограничен;
  • осуществление учета и систематизации информационных ресурсов, доступ к которым ограничен;
  • процедуры по возобновлению доступа к информационному ресурсу после удаления информации, нарушающей права на ОИС в сети Интернет;
  • процедуры по удалению ссылок на информацию, нарушающую права на ОИС в сети Интернет, из поисковых систем;
  • заключение соглашений о сотрудничестве в сфере защиты прав на ОИС между правообладателями и операторами/собственниками интернет-платформ, предлагающими к продаже товары с ОИС с использованием сети Интернет;
  • организация информационного взаимодействия между правообладателями, операторами/собственниками интернет-платформ, предлагающими к продаже товары с ОИС с использованием сети Интернет, и государственными органами государств - членов ЕАЭС, уполномоченными в сфере защиты прав на ОИС.

[из 8.1 ГОСТ 34916.1-2022]

8.2 Автор или иной правообладатель ОИС и (или) его полномочный(е) представитель(и), в том числе организации по управлению авторскими и смежными правами на коллективной основе, в случае обнаружения сайта в сети Интернет, на котором без разрешения правообладателя ОИС или иного законного основания размещена информация, содержащая ОИС, или информация, необходимая для их получения с использованием сети Интернет, может направить владельцу сайта в сети Интернет заявление (в виде электронного документа или документа на бумажном носителе) об удалении этого контента или ограничении доступа к нему; либо обратиться за защитой своих прав с иском в суд.

Нарушением прав на ОИС признается любое незаконное использование ОИС в сети Интернет, включая изготовление, распространение или иное использование, а также ввоз, перемещение или хранение для этих целей товаров, продажу/предложение к продаже, если такие действия влекут за собой нарушение прав на ОИС, охраняемых в соответствии с национальным законодательством [из 8.2 ГОСТ 34916.1-2022]

8.3 В заявлении о нарушении прав на ОИС рекомендуется указывать следующие сведения:

  1. информация об ОИС, размещенном на сайте в сети Интернет без разрешения правообладателя или без иного законного основания;
  2. материал веб-сайта, который нарушает права на ОИС, с указанием доменного имени и (или) сетевого адреса сайта в сети Интернет, на котором без разрешения правообладателя или без иного законного основания размещены информационный ресурс с ОИС или информация, необходимая для его получения с использованием сети Интернет;
  3. поисковые запросы, по которым нарушаются права на ОИС, а также URL-адреса таких страниц в поисковой выдаче по запросу;
  4. сведения об авторе РИД или ином правообладателе ОИС, или лице, уполномоченном правообладателем (если заявление направляется таким лицом, к заявлению прикладывается копия документа (в письменной или электронной форме), подтверждающего его полномочия): для физического лица - фамилию, имя, отчество, паспортные данные (серия и номер, кем выдан, дата выдачи), контактную информацию (номера телефона и адрес электронной почты); для юридического лица - наименование, место нахождения и адрес, контактную информацию (номера телефона и адрес электронной почты);
  5. указание на права автора РИД или иного правообладателя ОИС, которые были нарушены, и на отсутствие разрешения автора или иного правообладателя на размещение на сайте в сети Интернет информации, содержащей ОИС, или информации, необходимой для его получения с использованием сети Интернет;
  6. подтверждение добросовестности заявления, и его обязательное подписание заявителем (электронная подпись или подпись на бумажном документе, если заявление подается на бумажном носителе).

[из 8.3 ГОСТ 34916.1-2022]

8.4 В случае обнаружения неполноты сведений, неточностей или ошибок в заявлении владелец сайта в сети Интернет вправе однократно направить заявителю в течение срока, установленного национальным законом, уведомление об уточнении представленных сведений. На основании указанного уведомления правообладатель принимает меры, направленные на восполнение недостающих сведений, устранение неточностей и ошибок, и направляет владельцу сайта в сети Интернет уточненные сведения.

При получении заявления или уточненных правообладателем сведений, владелец сайта/сервис- провайдер в сети Интернет в течение срока, установленного национальным законом, удаляет информацию, неправомерно содержащую ОИС, включая URL страниц из результатов поиска, с предварительным сохранением ее резервной копии, или ограничивает доступ к ней, извещая Интернет-пользователей о том, что доступ к сайту/ресурсу на сайте ограничен в связи с нарушением прав на ОИС в соответствии с национальным законом.

При наличии у владельца сайта в сети Интернет доказательств, подтверждающих правомерность размещения на принадлежащем ему сайте в сети Интернет информации, содержащей ОИС, или информации, необходимой для его получения с использованием сети Интернет, владелец сайта/сервис- провайдер в сети Интернет вправе не принимать указанные меры и обязан направить правообладателю соответствующее уведомление с приложением указанных доказательств.

Правообладатель ОИС при несогласии с представленными владельцем сайта в сети Интернет доказательствами либо при неполучении таких доказательств вправе обратиться за защитой своих прав в суд и в уполномоченный национальный орган/организацию на основании судебного решения о принятии обеспечительных мер по иску.

Примечание - К национальным государственным органам/организациям, уполномоченным на ограничение доступа к Интернет-ресурсу при нарушении прав на ОИС, в государствах - членах ЕАЭС отнесены: Министерство информации и Министерство связи и информатизации Республики Беларусь; Министерство информации и общественного развития Республики Казахстан; Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Роскомнадзор [из 8.4 ГОСТ 34916.1-2022]

8.5 После реализации возможностей досудебного информирования правообладателем ОИС владельцев сайтов и провайдеров хостинга о нарушении прав на ОИС, в случае непринятия ими указанных в 8.3-8.4 мер, правообладатель ОИС вправе обратиться в суд с иском о прекращении нарушения прав на ОИС и возмещении причиненного вреда.

Правообладатель ОИС, как правило, одновременно направляет заявления/ходатайства о принятии предварительных обеспечительных мер по ограничению доступа к информационным ресурсам сайта, распространяющим информацию с нарушением прав на ОИС без его разрешения или иного законного основания. Выбирать обеспечительные меры целесообразно с учетом специфики информационных ресурсов, содержащих ОИС. К заявлению прилагаются материалы переписки правообладателя с владельцем сайта/сервис-провайдером, содержащие результаты рассмотрения обращения правообладателя по этому вопросу [из 8.5 ГОСТ 34916.1-2022]

8.6 В заявлениях, направляемых в суд, указывают информацию о размещении ОИС в сети Интернет, включая сетевой адрес (IP-адрес), доменное имя (DNS) и (или) указатели страниц сайтов (URL) в сети Интернет, а также прилагают сведения о соответствующем объекте.

Пример:

  1. для музыкальных произведений: название и автор; в том случае, если идентифицировать произведение по названию и автору невозможно, дополнительно предоставляется текст музыкального произведения, и (или) запись музыкального произведения, и (или) нотная партитура музыкального произведения;
  2. для печатных изданий: название и автор; в том случае, если произведение размещено под другим названием или с другим написанием автора - указываются оба варианта;
  3. для программ для ЭВМ: правообладатель, наименование и номер версии программного продукта и (или) базы данных;
  4. для баз данных: название, автор и изготовитель, год создания актуальной версии;
  5. для фонограмм: название и исполнитель; в том случае, если идентифицировать фонограмму по названию и исполнителю невозможно, дополнительно предоставляется запись фонограммы.

[из 8.6 ГОСТ 34916.1-2022]

8.7 В качестве подтверждения прав на ОИС рекомендуется вместе с иском при представлении в суд прилагать копии документов, подтверждающих права на ОИС: договор (в том числе договор об уступке/отчуждении прав, лицензионный договор, сублицензионный договор, издательский договор, субиздательский договор, служебное задание в рамках трудового договора, договор авторского заказа, договор заказа на создание фонограммы и (или) музыкального произведения, договор на запись фонограммы, соглашение об использовании мастер-записей, договор подряда и др.), фонограмма на лицензионном носителе с указанием правообладателя; свидетельство о регистрации патента; издание произведения с указанием правообладателя и т. п.

Для подтверждения фактов нарушений прав на ОИС рекомендуется представлять в суд скриншоты страниц сайтов, распространяющих информацию с ОИС. В том случае, когда факт нарушения невозможно подтвердить скриншотом страницы сайта, целесообразно использовать видеофиксацию посредством программ захвата видео с экрана (vidshot и аналогичные) для доказательства фактов нарушения прав правообладателей.

Требование о постоянном/временном ограничении доступа к информационному ресурсу сайта с нарушением прав на ОИС рекомендуется формулировать на уровне наименования домена второго уровня [из 8.7 ГОСТ 34916.1-2022]

8.8 В случаях и порядке, предусмотренных национальным законодательством, правообладатель может также обратиться с аналогичным заявлением (см. 8.6-8.7) в уполномоченный национальный государственный орган, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (далее - уполномоченный национальный государственный орган).

Уполномоченный национальный государственный орган в соответствии с судебным актом о принятии обеспечительных мер по ограничению доступа к информационным ресурсам сайта, распространяющим информацию с нарушением прав на ОИС/на основании заявления правообладателя в течение срока, установленного национальным законом:

  • определяет провайдера хостинга или иного Интернет-провайдера указанного информационного ресурса, обслуживающего владельца сайта в сети Интернет, на котором размещена такая информация;
  • направляет Интернет-провайдеру в электронном виде уведомление на русском и английском языках о нарушении прав на ОИС, распространяемые в сети Интернет, с указанием наименования ОИС, автора РИД, правообладателя ОИС, доменного имени и сетевого адреса, позволяющих идентифицировать сайт в сети Интернет, на котором размещена эта информация, а также указателей страниц сайта в сети Интернет, позволяющих идентифицировать такую информацию, и с требованием принять меры по ограничению доступа к такой информации.

В течение срока, установленного национальным законом:

  • Интернет-провайдер информирует обслуживаемого им владельца информационного ресурса и уведомляет его о необходимости незамедлительно ограничить доступ к незаконно размещенной информации с нарушением прав на ОИС;
  • владелец информационного ресурса удаляет незаконно размещенную информацию с ОИС или принимает меры по ограничению доступа к ней. В случае отказа или бездействия владельца информационного ресурса Интернет-провайдер ограничивает доступ к соответствующему информационному ресурсу.

В случае непринятия Интернет-провайдером и (или) обладателем информационного ресурса указанных мер сетевой адрес, позволяющий идентифицировать сайт в сети Интернет, содержащий информацию с нарушением прав на ОИС, включается в реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию с нарушением прав на ОИС, а информация для принятия мер по ограничению доступа к данному информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети Интернет или к размещенной на нем информации, направляется по национальной системе взаимодействия операторам связи.

Оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети Интернет, ограничивает доступ к незаконно размещенной информации с нарушением прав на ОИС в соответствии со вступившим в законную силу судебным актом. В случае отсутствия у оператора связи технической возможности ограничить доступ к незаконно размещенной информации с нарушением прав на ОИС оператор связи временно ограничивает доступ ко всему информационному ресурсу сайта до выполнения судебного решения владельцем сайта [из 8.8 ГОСТ 34916.1-2022]

8.9 При получении информации об обнаружении сайтов в сети Интернет, сходных до степени смешения с сайтом, к которому ранее был ограничен/прекращен доступ, уполномоченный национальный государственный орган в сроки, установленные национальным законодательством:

  • принимает мотивированное решение о признании сайта в сети Интернет копией заблокированного сайта;
  • направляет владельцу копии заблокированного сайта в электронном виде на русском и английском языках мотивированное решение о признании сайта в сети Интернет копией заблокированного сайта;
  • определяет провайдера хостинга или иное лицо, обеспечивающее размещение копии заблокированного сайта в сети Интернет;
  • направляет указанным лицам уведомление в электронном виде на русском и английском языках о принятом мотивированном решении о признании сайта в сети Интернет копией заблокированного сайта и фиксирует дату и время указанного уведомления;
  • направляет оператору связи требование о принятии мер по ограничению доступа к копии заблокированного сайта;
  • направляет операторам поисковых систем в электронном виде требование о прекращении выдачи сведений о доменном имени и об указателях страниц копии заблокированного сайта.

[из 8.9 ГОСТ 34916.1-2022]

8.10 Владельцы сайтов в сети Интернет и обладатели информации и информационных ресурсов, содержащих ОИС, информационные посредники, в т. ч. организаторы распространения такой информации в сети Интернет, а также Интернет-пользователи - нарушители интеллектуальных прав несут гражданско-правовую и иную ответственность на общих основаниях в случаях, установленных национальным законодательством, при наличии их вины [из 8.10 ГОСТ 34916.1-2022]

8.10.1 Информационный посредник сам по себе не нарушает права правообладателя ОИС, однако может рассматриваться как лицо, совершающее нарушение, в том случае, если он знает о таком нарушении (в т. ч. на основании заявления правообладателя), но не принимает мер по пресечению выявленного нарушения, хотя обладает способностью влиять на действия других лиц - нарушителей [из 8.10.1 ГОСТ 34916.1-2022]

8.10.2 Информационный посредник, осуществляющий передачу материала в сети Интернет, не несет ответственность за нарушение прав на ОИС, произошедшее в результате этой передачи, при одновременном соблюдении следующих условий:

  • он не является инициатором этой передачи и не определяет получателя указанного материала;
  • он не изменяет указанный материал при оказании услуг связи, за исключением изменений, осуществляемых для обеспечения технологического процесса передачи материала; производимое им обновление информации должно осуществляться по правилам, широко признанным в индустрии (см. [21], ст. 12, 14);
  • он не знал и не должен был знать о том, что использование соответствующих ОИС лицом, инициировавшим передачу материала, содержащего соответствующий ОИС, является неправомерным;
  • он должен незамедлительно удалить или прекратить доступ к информации, которую он хранит, сразу же после получения сведений о том, что источник информации удален из сети Интернет или доступ к нему прекращен, либо о том, что судом или административным органом предписано такое удаление или прекращение доступа.

[из 8.10.2 ГОСТ 34916.1-2022]

8.10.3 Информационный посредник, предоставляющий возможность размещения информации с ОИС в сети Интернет, включая хранение такой информации, предоставленной получателем услуг, не несет ответственность за нарушение прав на ОИС, произошедшее в результате размещения в сети Интернет этой информации третьим лицом или по его указанию, при одновременном соблюдении информационным посредником следующих условий:

  • если он не был осведомлен о незаконной деятельности или о незаконном характере материалов (не знал и не должен был знать о том, что использование соответствующих ОИС, содержащихся в таком материале, является неправомерным; не знает о фактах или обстоятельствах, которые очевидно указывают на незаконную деятельность или материал нарушением прав на ОИС);
  • если он при обнаружении правонарушения или уведомлении о нем либо в результате судебного (административного) предписания своевременно принял необходимые и достаточные оперативные меры для прекращения нарушения прав на ОИС, включая прекращение доступа к такому материалу. Перечень необходимых и достаточных мер и порядок их осуществления могут быть установлены национальным законом (см. [21], ст. 13-14).

[из 8.10.3 ГОСТ 34916.1-2022]

8.10.4 Провайдеры онлайн-сервисов несут ответственность за несанкционированное доведение до всеобщего сведения ОИС, если они не докажут, что (см. [19], ст. 17):

  • приложили все усилия для получения разрешения правообладателя ОИС на такое использование ОИС;
  • приложили в соответствии с высокими отраслевыми стандартами профессиональной осмотрительности все усилия для обеспечения отсутствия конкретных ОИС в сети Интернет, в отношении которых правообладатели предоставили провайдерам онлайн-сервисов соответствующую и необходимую информацию;
  • в любом случае по получении достаточно обоснованного заявления от правообладателей ОИС незамедлительно приняли меры по блокированию доступа или удалению с их веб-сайтов указанных ОИС и приложили все усилия для предотвращения их дальнейшей загрузки.

[из 8.10.4 ГОСТ 34916.1-2022]

8.10.5 Информационный посредник не несет ответственности за автоматическое, промежуточное и кратковременное хранение информации, выполняемой единственно с целью обеспечения эффективной передачи информации другим получателям услуг по их требованию, при условиях что он:

  • не модифицирует информацию;
  • соблюдает условия доступа к информации;
  • следует правилам обновления информации, распространенным в индустрии;
  • не препятствует законному использованию технологий для получения данных, распространенных в индустрии, по использованию информации;
  • предпринимает оперативные меры, нацеленные на удаление или прекращение доступа к информации с ОИС, которая была на хранении, после получения сведений о том, что информация из начального источника была удален из сети Интернет, или доступ к ней был прекращен, а также в случаях, когда суд или административный орган власти потребовал удаления или прекращения доступа к данной информации (см. [21], ст. 13).

[из 8.10.5 ГОСТ 34916.1-2022]

8.10.6 К информационному посреднику, который не несет ответственность за нарушение прав на ОИС, могут быть предъявлены требования о защите прав на ОИС, не связанные с применением мер гражданско-правовой ответственности, в том числе об удалении информации, нарушающей права на ОИС, или об ограничении доступа к такой информации.

В остальных случаях ответственность за нарушение прав на ОИС распределяется между Интернет-провайдерами, контент-провайдерами и Интернет-пользователями [из 8.10.6 ГОСТ 34916.1-2022]

8.11 Механизм распределения и привлечения к ответственности информационных посредников может изменяться в зависимости от применения новых технологий в сети Интернет, позволяющих фильтровать и блокировать незаконный контент на основе новейших цифровых технологий.

Примечание - Переход от проекта Web 1.0 (поставка новостей от одного источника) к Web 2.0 (сервисы для взаимодействия пользователей) позволил потребителям онлайн-контента публиковать собственный материал в блогах (Twitter, LiveJournal, р2р и др.), социальных сетях (Facebook), обмениваться медиафайлами на платформах (Instagram, Torrent, YouTube), комментировать новостные сайты, участвовать в совместных проектах (Википедия).

Формирование и использование информационных ресурсов и информационных технологий с использованием ОИС в условиях цифровизации осуществляется на базе крупных платформ (агрегаторов) по обмену контентом в соответствии и в порядке, установленном национальным законодательством, международными, межгосударственными и национальными стандартами.

Косвенная ответственность провайдера достаточно затратна по сравнению с прямой ответственностью пользователей, поскольку включает издержки как на мониторинг, так и на меры предосторожности, которые во многих странах не являются законодательной обязанностью информационного посредника, но без них у провайдера существенно возрастает риск стать недобросовестным лицом в отношении распространяемого контента.

В условиях единого цифрового рынка предусмотрена прямая ответственность операторов/собственников цифровых платформ (агрегаторов) по обмену контентом, которые являются активными хо- стинг-провайдерами, несущими ответственность за контент с нарушением прав на ОИС независимо от их добросовестности, что приводит к серьезным затратам на программное обеспечение работы таких платформ, включая программы для ЭВМ по поиску товаров с нарушениями прав на ОИС, уведомлению о нарушениях прав на ОИС, удалению, блокированию и фильтрации контента с нарушением прав на ОИС.

Меры урегулирования отношений по охране и использованию ОИС в сети Интернет должны быть основаны на соблюдении баланса интересов правообладателей, провайдеров и пользователей, чтобы затраты информационных посредников на обеспечение охраны ОИС не превышали убытки правообладателей ОИС от нарушения их прав на ОИС, а санкции для пользователей ОИС стимулировали их к правомерному поведению, при котором законное использование контента было бы для них выгоднее, чем незаконное (см. [47], [62]) [из 8.11 ГОСТ 34916.1-2022]

8.12 Международная и территориальная подсудность ГОСТ 34916.1-2022

8.12.1 В части регулирования общественных отношений для целей настоящего стандарта национальная юрисдикция и международная подсудность могут быть определены из совокупности отношений, возникающих в связи с использованием ОИС в сети Интернет (см. [1] (приложение № 2), [2], [16], [47], [62], [69]-[71]):

  • между физическими и (или) юридическими лицами, действующими по национальному законодательству и (или) законодательству разных государств, одно из которых является государством - членом ЕАЭС/государством - участником СНГ;
  • лицами, действующими по законодательству иных стран, но чьи действия затрагивают права на ОИС, охраняемые на территории ЕАЭС, государства - члена ЕАЭС/государства - участника СНГ;
  • лицами, действующими по законодательству государства - члена ЕАЭС/государства - участника СНГ, в том случае, если юридический факт, значимый для возникновения, изменения или прекращения этих отношений, имел место в сети Интернет.

[из 8.12.1 ГОСТ 34916.1-2022]

8.12.2 По общему правилу территориальной подсудности, иск по делу о защите прав на ОИС, используемые в сети Интернет, по выбору истца (правообладателя) может быть подан:

  • по месту нахождения обладателя доменного имени, под которым создан сайт в сети Интернет, на котором размещен информационный ресурс, содержащий ОИС;
  • по месту нахождения организации-администратора сайта в сети Интернет, на котором размещен информационный ресурс, содержащий ОИС;
  • по месту нахождения владельца сайта в сети Интернет, на котором размещен информационный ресурс, содержащий ОИС (в случае несовпадения с владельцем домена);
  • по месту нахождения информационных посредников владельца сайта в сети Интернет, на котором размещен информационный ресурс, содержащий ОИС, либо обладателя указанного информационного ресурса;
  • по месту нахождения обладателя спорного информационного ресурса, содержащего ОИС (если это физическое лицо, то по месту его регистрации);
  • по месту нахождения Интернет-пользователя - нарушителя прав на ОИС.

[из 8.12.2 ГОСТ 34916.1-2022]

8.12.3 При решении вопросов определения международной и территориальной подсудности по защите прав на ОИС в Интернет-отношениях в качестве базового критерия предлагается использовать признак целенаправленной деятельности ответчика: «привязка» использования действий ответчика в сети Интернет к территории национального государства/месту нахождения истца или территории реализации его законных интересов с учетом следующих обстоятельств, имеющих юридическое значение:

  • осуществление или планирование ответчиком - обладателем средств индивидуализации своей деятельности и ее результатов в определенном государстве/месте нахождения истца или территории реализации его законных интересов;
  • связь между предложением ответчика товаров, работ/услуг с ОИС к продаже в сети Интернет и национальной территорией государства (возможность доставки и правомерной продажи товара в определенном государстве, указание цен в официальной валюте государства)/местом нахождения истца или территорией реализации его законных интересов;
  • связь способа использования средства индивидуализации в сети Интернет с определенным государством/местом нахождения истца или территорией реализации его законных интересов;
  • существование и регистрация прав ответчика на ОИС в определенном государстве/месте нахождения истца или территории реализации его законных интересов.

[из 8.12.3 ГОСТ 34916.1-2022]

8.12.4 Согласно нормам международного права (см. [47], протокол №1, ст.1), институт имущества имеет автономное значение и не зависит от формальной классификации в национальном праве. В силу чего права на защиту собственности могут быть предметом рассмотрения ЕСПЧ в отношении следующих ОИС, связанных с Интернет:

  • сайты, если в договоре о регистрации домена/доменного имени было предусмотрено, что лицо, которое хочет зарегистрировать домен/доменное имя, должно удостовериться в том, что это не будет нарушать каких-либо прав третьих лиц на ОИС);
  • лицензии (в частности, на предоставление доступа к Интернету);
  • ОИС, используемые в товарах/услугах.

Признание прав заявителей нарушенными зависит от оценки обстоятельств каждого конкретного дела и, в частности, от того, для каких целей заявители используют интернет-сайт, а также от серьезности последствий для них вследствие принятия мер, рассматриваемых как вмешательство.

Согласно Конвенции, гарантирующей право на свободу выражения мнения (см. [47], ст.10), свобода выражения мнения включает в себя два аспекта: свободу распространять информацию и свободу получать информацию, которая, в свою очередь, включает право на доступ к сети Интернет.

Соответственно, при блокировке сайта жалобы могут быть связаны как с ограничением свободы распространения информации, так и со свободой ее получения2). В последнем случае жалобы могут касаться только уникальных ресурсов, которые содержат уникальную или важную информацию, которую сложно или невозможно найти на других ресурсах [из 8.12.4 ГОСТ 34916.1-2022]