8.12.1 В части регулирования общественных отношений для целей настоящего стандарта национальная юрисдикция и международная подсудность могут быть определены из совокупности отношений, возникающих в связи с использованием ОИС в сети Интернет (см. [1] (приложение № 2), [2], [16], [47], [62], [69]-[71]):
- между физическими и (или) юридическими лицами, действующими по национальному законодательству и (или) законодательству разных государств, одно из которых является государством - членом ЕАЭС/государством - участником СНГ;
- лицами, действующими по законодательству иных стран, но чьи действия затрагивают права на ОИС, охраняемые на территории ЕАЭС, государства - члена ЕАЭС/государства - участника СНГ;
- лицами, действующими по законодательству государства - члена ЕАЭС/государства - участника СНГ, в том случае, если юридический факт, значимый для возникновения, изменения или прекращения этих отношений, имел место в сети Интернет.
[из 8.12.1 ГОСТ 34916.1-2022]
8.12.2 По общему правилу территориальной подсудности, иск по делу о защите прав на ОИС, используемые в сети Интернет, по выбору истца (правообладателя) может быть подан:
- по месту нахождения обладателя доменного имени, под которым создан сайт в сети Интернет, на котором размещен информационный ресурс, содержащий ОИС;
- по месту нахождения организации-администратора сайта в сети Интернет, на котором размещен информационный ресурс, содержащий ОИС;
- по месту нахождения владельца сайта в сети Интернет, на котором размещен информационный ресурс, содержащий ОИС (в случае несовпадения с владельцем домена);
- по месту нахождения информационных посредников владельца сайта в сети Интернет, на котором размещен информационный ресурс, содержащий ОИС, либо обладателя указанного информационного ресурса;
- по месту нахождения обладателя спорного информационного ресурса, содержащего ОИС (если это физическое лицо, то по месту его регистрации);
- по месту нахождения Интернет-пользователя - нарушителя прав на ОИС.
[из 8.12.2 ГОСТ 34916.1-2022]
8.12.3 При решении вопросов определения международной и территориальной подсудности по защите прав на ОИС в Интернет-отношениях в качестве базового критерия предлагается использовать признак целенаправленной деятельности ответчика: «привязка» использования действий ответчика в сети Интернет к территории национального государства/месту нахождения истца или территории реализации его законных интересов с учетом следующих обстоятельств, имеющих юридическое значение:
- осуществление или планирование ответчиком - обладателем средств индивидуализации своей деятельности и ее результатов в определенном государстве/месте нахождения истца или территории реализации его законных интересов;
- связь между предложением ответчика товаров, работ/услуг с ОИС к продаже в сети Интернет и национальной территорией государства (возможность доставки и правомерной продажи товара в определенном государстве, указание цен в официальной валюте государства)/местом нахождения истца или территорией реализации его законных интересов;
- связь способа использования средства индивидуализации в сети Интернет с определенным государством/местом нахождения истца или территорией реализации его законных интересов;
- существование и регистрация прав ответчика на ОИС в определенном государстве/месте нахождения истца или территории реализации его законных интересов.
[из 8.12.3 ГОСТ 34916.1-2022]
8.12.4 Согласно нормам международного права (см. [47], протокол №1, ст.1), институт имущества имеет автономное значение и не зависит от формальной классификации в национальном праве. В силу чего права на защиту собственности могут быть предметом рассмотрения ЕСПЧ в отношении следующих ОИС, связанных с Интернет:
- сайты, если в договоре о регистрации домена/доменного имени было предусмотрено, что лицо, которое хочет зарегистрировать домен/доменное имя, должно удостовериться в том, что это не будет нарушать каких-либо прав третьих лиц на ОИС);
- лицензии (в частности, на предоставление доступа к Интернету);
- ОИС, используемые в товарах/услугах.
Признание прав заявителей нарушенными зависит от оценки обстоятельств каждого конкретного дела и, в частности, от того, для каких целей заявители используют интернет-сайт, а также от серьезности последствий для них вследствие принятия мер, рассматриваемых как вмешательство.
Согласно Конвенции, гарантирующей право на свободу выражения мнения (см. [47], ст.10), свобода выражения мнения включает в себя два аспекта: свободу распространять информацию и свободу получать информацию, которая, в свою очередь, включает право на доступ к сети Интернет.
Соответственно, при блокировке сайта жалобы могут быть связаны как с ограничением свободы распространения информации, так и со свободой ее получения2). В последнем случае жалобы могут касаться только уникальных ресурсов, которые содержат уникальную или важную информацию, которую сложно или невозможно найти на других ресурсах [из 8.12.4 ГОСТ 34916.1-2022]