Контроль

К терминам «Средства эксплуатации», «Средства технического обслуживания (ремонта)», «Средства эксплуатационного контроля» [3.18, 3.52, 3.53 ГОСТ Р 53394-2017]

К терминам «Средства эксплуатации», «Средства технического обслуживания (ремонта)», «Средства эксплуатационного контроля» [3.18, 3.52, 3.53 ГОСТ Р 53394-2017]

Для целей анализа логистической поддержки в составе средств эксплуатации по ГОСТ 25866 выделяют две взаимосвязанные категории средств, определяемые понятиями: «средства технического обслуживания (ремонта)» и «средства эксплуатационного контроля». Раздельное использование двух этих понятий предусмотрено в основном для сложных технических систем (самолетов, кораблей, ракет и т.п.).

Примерами средств технического обслуживания (ремонта) являются: оснастка, лестницы, подъемники, домкраты, площадки, тягачи, водила, заправочные машины, моечные машины и т.д. В зависимости от вида (сложности) финального изделия универсальный и специальный инструмент может входить в состав средств технического обслуживания или рассматриваться в качестве отдельного вида средств.

Примерами средств эксплуатационного контроля являются: встроенные и внешние системы и приборы контроля, системы регистрации параметров при применении изделия по назначению и в процессе его технической эксплуатации, различные измерительные и диагностические средства и т.д. В зависимости от вида (сложности) финального изделия средства эксплуатационного контроля могут входить в состав средств технического обслуживания или рассматриваться в качестве отдельного вида средств, а также входить в состав конструкции рассматриваемого изделия или создаваться как самостоятельные изделия.

Категория «Контроль и прогнозирование» [из подр. А.4 ГОСТ Р 54088-2017]

Категория «Контроль и прогнозирование» [из подр. А.4 ГОСТ Р 54088-2017]

Категория «Контроль и прогнозирование» содержит следующие элементы требований [из подр. А.4 ГОСТ Р 54088-2017]

Поиск места отказа - предусматривает возможность использования ИЭТР для поиска места отказа пользователем по известным ему признакам. Средства ИЭТР должны обеспечивать реализацию процедуры поиска с использованием гипертекстовых ссылок в составе ИЭТР и условных переходов (типа «если - то» на основе предопределенного алгоритма поиска места отказа). Пользователь должен иметь возможность выбора начальной точки поиска в рамках общей процедуры локализации места отказа [из п. А.4.1 ГОСТ Р 54088-2017]

Диагностика - предусматривает возможность использования ИЭТР для автоматизированной диагностики технического состояния изделия. Средства ИЭТР должны обеспечивать поиск отказа или повреждения на основе анализа введенных данных. Точка входа в процедуру поиска определяется программными средствами ИЭТР. Пользователю выдается начальная точка процедуры локализации отказа (повреждения). Программные средства анализируют различные коды отказов (повреждений), вводимые персоналом, блок анализа выбирает следующий шаг процедуры локализации на основе вероятностей взаимосвязей между введенными данными и информацией в ИЭТР для данного шага [из п. А.4.2 ГОСТ Р 54088-2017]

Динамическая диагностика - предусматривает возможность использования ИЭТР для получения и обработки данных от встроенных и внешних средств контроля изделия. При динамической диагностике не существует предварительно заданных алгоритмов поиска отказов (повреждений), каждый последующий шаг процедуры локализации определяется на основе анализа результатов предыдущего шага, для чего в составе ИЭТР предусматривают средства моделирования работоспособности изделия в зависимости от условий эксплуатации [из п. А.4.3 ГОСТ Р 54088-2017]

Моделирование линий связи - предусматривает возможность использования ИЭТР для выбора на схеме или диаграмме линий электропроводки, жидкостных, пневматических трубопроводов или линий отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, с наглядным представлением модели прохождения потоков рабочего тела, сигнала или энергии по выделенной линии (например, графическое отображение прохождения рабочего сигнала в зависимости от положения переключателей системы) [из п. А.4.4 ГОСТ Р 54088-2017]

Моделирование работы систем - предусматривает возможность использования ИЭТР для графического отображения рабочих процессов и характеристик систем изделия с целью определения мест отказов или восстановления исправности (например, графическое отображение рабочих процессов в системе зажигания двигателя, моделирование гидравлической, топливной, пневматической и прочих систем, а также работы механических узлов). Такое моделирование позволяет пользователю вводить рабочие величины, например давление, положение клапана, температура, напряжение, мощность, положение переключателя, и воспроизводить поведение системы при заданных параметрах [из п. А.4.5 ГОСТ Р 54088-2017]

Прогнозирование - предусматривает возможность использования ИЭТР для предупреждения ухудшения технического состояния систем и СЧ изделия или изделия в целом, что позволяет своевременно выполнить замену СЧ в предотказном состоянии и избежать связанных с отказом дополнительных издержек. Собираемые при прогнозировании данные могут использоваться также для оптимизации процессов ТЭ [из п. А.4.6 ГОСТ Р 54088-2017]

Задачи контроля качества документации [из подр. 4.2 ГОСТ Р 54087-2017]

Задачи контроля качества документации [из подр. 4.2 ГОСТ Р 54087-2017]

Для контроля качества ЭД и РД согласно 4.1.2, 4.1.3 выполняют проверки, содержание которых представлено в таблице 1.

Таблица 1 - Содержание контроля качества ЭД и РД

Наименование проверки

Содержание проверки (что проверяется)

Исполнители

1 Проверка выполнения требований к стилю изложения и оформлению

Соответствие обозначений документов и информационных объектов установленной системе обозначений.
Соответствие комплектности ЭД (РД) требованиям ГОСТ 2.601, ГОСТ 2.602 и ТЗ.
Соответствие реквизитных частей документов и информационных объектов требованиям ГОСТ 2.058 и других нормативных документов.
Проверка правильности применения сокращений и условных обозначений.
Проверка правильности ссылок на нормативные документы. Наличие установленных подписей.
Проверка правильности орфографии, синтаксиса, пунктуации, стиля изложения материала документации

Нормоконтролер, редактор

2 Проверка выполнения требований к содержанию

Проверка технической точности и соответствия текста описываемому изделию (СЧ): полнота и степень подробности описания, соответствие сведений описываемой модификации изделия и т. п.
Проверка технической точности и соответствия графического (мультимедийного) материала описываемому изделию (СЧ): адекватность отображения конструкции изделия и его СЧ, правильность установки перекрестных ссылок («текст - графика», «графика - текст») и т. п.

Рецензент, уполномоченный представитель заказчика

3 Проверка выполнения требований к функциональности ИЭТР

Проверка на соответствие требованиям ТЗ с использованием матрицы функциональности (матрица функциональности определена в ГОСТ Р 54088)

Рецензент, программист (оператор), уполномоченный представитель заказчика

4 Проверка выполнения требований к ЭСО и другим программно-техническим средствам

Проверка ка соответствие требованиям ТЗ и ГОСТ Р 54088. Проверка наличия и содержания программной документации требованиям ТЗ

Программист (оператор), рецензент

5 Проверка целостности данных

Проверка работоспособности внешних и внутренних ссылок. Проверка отсутствия ссылок на несуществующие (не применимые) информационные объекты и документы

Программист (оператор)

6 Проверка выполнения требований к модели данных

Проверка соответствия форматов, схем (моделей) данных требованиям применимых стандартов и ТЗ (например, проверка соответствия формата и схем МД требованиям [1])

Программист (оператор), уполномоченный представитель заказчика

7 Проверка других требований

Проверка других требований, установленных в ТЗ

[из п. 4.2.1 ГОСТ Р 54087-2017]

Все задачи контроля качества ЭД и РД выполняют итеративно, путем повторного выполнения проверок по мере готовности ЭД (РД), с участием в проверках разных специалистов как со стороны поставщика, так и со стороны заказчика (см. 4.3) [из п. 4.2.2 ГОСТ Р 54087-2017]

Этапы контроля качества документации [из подр. 4.3 ГОСТ Р 54087-2017]

Этапы контроля качества документации [из подр. 4.3 ГОСТ Р 54087-2017]

Контроль качества ЭД и РД выполняют на нескольких этапах разработки документации. Основными этапами контроля являются:

  1. входной контроль ЭД (РД), поступающей от смежников (партнеров);
  2. контроль качества информационных объектов ОБДЭ и ОБДЭ в целом в ходе их разработки;
  3. выходной контроль ИЭТР или комплекта электронных документов перед передачей заказчику.

[из п. 4.3.1 ГОСТ Р 54087-2017]

Входной контроль выполняют для подтверждения того, что поступившая от смежников документация удовлетворяет всем требованиям ТЗ на ее разработку, а также нормативным документам, принятым в проекте. При этом решаются (полностью или частично) задачи контроля, согласно таблице 1 [из п. 4.3.2 ГОСТ Р 54087-2017]

Контроль качества информационных объектов ОБДЭ и ОБДЭ в целом в ходе разработки предполагает выполнение следующих видов проверок:

  • предварительная проверка;
  • проверка в процессе разработки:
  • первая проверка;
  • вторая проверка.

[из п. 4.3.3 ГОСТ Р 54087-2017]

Предварительная проверка - процесс, при котором наиболее компетентные специалисты разработчика проверяют информационные объекты ОБДЭ по мере их готовности (в первую очередь, согласно пункту 2 таблицы 1) для того, чтобы на ранних этапах разработки устранить все недостатки. В рамках этих работ может также выполняться нормоконтроль (таблица 1, пункт 1) [из пп. 4.3.3.1 ГОСТ Р 54087-2017]

Проверка в процессе разработки - дополнительный вид контроля, который может проводить (при необходимости) заказчик в лице своих уполномоченных представителей. Основной целью этой проверки является выдача замечаний разработчику документации до завершения ее разработки [из пп. 4.3.3.2 ГОСТ Р 54087-2017]

Первая проверка - окончательная проверка информационных объектов ОБДЭ ее разработчиком согласно пунктам 1, 2, 5, 6, 7 таблицы 1. После успешного прохождения проверки информационные объекты ОБДЭ получают официальный статус (например, «Утверждено»), подтверждающий их соответствие требованиям. Результаты первой проверки всей совокупности информационных объектов ОБДЭ (по конкретному изделию) фиксируются в акте (протоколе), утверждаемом уполномоченным руководителем разработчика ЭД (РД). В случае разработки ЭД (РД) в интересах Министерства обороны РФ акт (протокол) согласуют с уполномоченным представителем заказчика [из пп. 4.3.3.3 ГОСТ Р 54087-2017]

Вторая проверка - контроль заказчиком документации, сформированной из утвержденных объектов ОБДЭ в форме практической апробации с целью подтверждения ее достаточности для обеспечения эффективного и безопасного использования изделия и его СЧ и проверки соответствия требованиям в отношении функциональности и других требований ТЗ и нормативных документов. Выполняются проверки согласно пунктам 2, 3 и 7 таблицы 1.

Примечание - Вторая проверка не является обязательной и проводится по согласованию между разработчиком и заказчиком документации [из пп. 4.3.3.4 ГОСТ Р 54087-2017]

Выходной контропь выполняет разработчик документации для проверки электронных документов и (или) ИЭТР, сформированных из ОБДЭ для передачи заказчику, на соответствие требованиям ТЗ. Выполняются проверки согласно пунктам 3, 4, 5, 6, 7 таблицы 1 [из п. 4.3.4 ГОСТ Р 54087-2017]

При необходимости вторую проверку документации проводят в виде испытаний в соответствии с положениями 4.5. Такие испытания организуют для оценки качества ЭД (РД), особенно выполненной в форме ИЭТР, применительно к наиболее сложным видам изделий (комплексов), для которых имеет место существенное влияние качества ЭД (РД) на безопасность и эффективность применения и ТЭ рассматриваемых изделий (комплексов) и их СЧ [из п. 4.3.5 ГОСТ Р 54087-2017]

Процесс контроля исполнения проекта [из подр. 5.5 ГОСТ Р 54869-2011]

Процесс контроля исполнения проекта [из подр. 5.5 ГОСТ Р 54869-2011]

Цель процесса: проверка соответствия процессов и продукта проекта установленным требованиям. Выходы процесса:

Процесс контроля исполнения проекта [из подр. 5.5 ГОСТ Р 54869-2011]

Контроль качества услуг по ГОСТ Р 50646-2012

Контроль качества услуг по ГОСТ Р 50646-2012

Деятельность по определению значений показателей качества услуг и сравнения полученных результатов с установленными требованиями. Примечание - В соответствии с определением ГОСТ ISO 9000 контроль качества - это процедура оценки соответствия путем проверки, наблюдения и суждений, сопровождаемых соответствующими испытаниями или измерениями [из п. 3.3.7 ГОСТ Р 50646-2012]

Контроль исполнения документов по ГОСТ Р 7.0.8-2013

Контроль исполнения документов по ГОСТ Р 7.0.8-2013

Совокупность действий, обеспечивающих своевременное исполнение документов [из п. 88 ГОСТ Р 7.0.8-2013]

Страницы

«Техническая документация»

Связь по эл. почте admin @ tdocs . su (без пробелов), тел. +7(967) 044-84-77 или в форме Контакты.

Copyright © «Техническая документация» 2008. Заимствуйте наши материалы с блеском! При воспроизведении материалов портала обязательна установка активной гиперссылки на источник — страницу с этой публикацией на tdocs.su.

Яндекс.Метрика