Менеджмент знаний (knowledge management, KM) по ГОСТ Р 54147-2010
Плановое или текущее проведение отдельных мероприятий либо непрерывное управление процессами для улучшения использования существующих или создания новых индивидуальных/коллективных ресурсов знаний с целью повышения конкурентоспособности предприятия [из 3.8.1 ГОСТ Р 54147-2010]
Задачи менеджмента знаний (KM Framework) по ГОСТ Р 54147-2010
Описывают наиболее существенные факторы (активы, люди, производственные процессы, инструменты и т.п.) успеха (провала) инициатив менеджмента знаний, независимые соотношения указанных факторов.
Примечание - Имеют графическое представление, используемое в качестве практического руководства для внедрения СМЗ в конкретной коммерческой организации. Формулирование этих задач помогает пользователям в обосновании индивидуальных инициатив в некотором более широком контексте [из 3.8.2 ГОСТ Р 54147-2010]
Жизненный цикл знания (knowledge life cycle) по ГОСТ Р 54147-2010
Включает принципиальные фазы менеджмента знаний: отбор знаний, их техническая поддержка, измерение, передача и использование в заданном контексте [из 3.8.3 ГОСТ Р 54147-2010]
Измерение знаний (KM measurement) по ГОСТ Р 54147-2010
Одной из фаз жизненного цикла СМЗ (см. 2.18) является измерение значений величин, созданных проектами СМЗ, ее программами и стратегиями.
Пример - Оценка степени возврата средств, вложенных в создание СМЗ, часто производится с помощью некоторого набора качественных и количественных измерительных процедур [из 3.8.4 ГОСТ Р 54147-2010]
Роли менеджмента знаний (KM roles) по ГОСТ Р 54147-2010
Для успешного внедрения СМЗ часто необходимо четкое распределение ролей между специалистами.
Примечание - Роли не всегда являются формальными. Возможные роли: главный специалист СМЗ (см. 2.2), ответственный за содержание, эксперт по внесению изменений в систему, брокер знаний, заготовитель знаний и т.п. [из 3.8.5 ГОСТ Р 54147-2010]
Стратегия менеджмента знаний (KM strategy) по ГОСТ Р 54147-2010
Наиболее общие решения коммерческой организации об использовании методов менеджмента знаний, ее рекомендации для достижения коммерческих целей путем развития ресурсов знаний, для повышения квалификации сотрудников и уровня используемых производственных процессов, а также для оценки степени готовности используемой СМЗ к достижению глобальных стратегических целей коммерческого предприятия [из 3.8.6 ГОСТ Р 54147-2010]
Инструменты менеджмента знаний (KM tools) по ГОСТ Р 54147-2010
Характерные наборы инструментов, способствующие внедрению: информационные системы (базы данных, локальные компьютерные сети, компьютерные сети широкого доступа, порталы и т.п.), методологии, человеческие связи, например инициативные группы [из 3.8.7 ГОСТ Р 54147-2010]
Непрерывность бизнеса (business continuity) по ГОСТ Р 54147-2010
Стратегическая и тактическая способность организации планировать свою работу в случае инцидентов и нарушения ее деятельности, направленная на обеспечение непрерывности деловых операций на установленном приемлемом уровне [из 3.8.8 ГОСТ Р 54147-2010]
Менеджмент непрерывности бизнеса, МНБ (business continuity management, ВСМ) по ГОСТ Р 54147-2010
Полный процесс управления, предусматривающий идентификацию потенциальных угроз и их воздействие на деятельность организации, который создает основу для повышения устойчивости организации к инцидентам и направлен на реализацию эффективных ответных мер против них, что обеспечивает защиту интересов ключевых причастных сторон, репутации организации, ее бренда и деятельности, добавляющей ценность [из 3.8.9 ГОСТ Р 54147-2010]
Устойчивое развитие (sustainable development) по ГОСТ Р 54147-2010
Долгосрочный, сбалансированный подход, обеспечивающий стабильную экономическую деятельность, экологическую ответственность и социальное развитие организации [из 3.8.10 ГОСТ Р 54147-2010]
Устойчивое развитие предприятия по ГОСТ Р 54147-2010
Процесс постоянных изменений, при котором использование ресурсов, направление инвестиций, научно-техническое развитие, внедрение инноваций, совершенствование персонала и институциональные изменения согласованы друг с другом и направлены на повышение настоящего и будущего потенциала предприятия, удовлетворения его потребностей и достижения стратегических целей.
Примечание - Модель устойчивого развития объединяет в себе три основные точки:
- экономическую (economic), социальную (social) и экологическую (environment). Пересечение этих областей в модели образует четыре новые составляющие:
- терпимость (bearable) - гармоничное развитие общества и окружающей среды;
- справедливость (equitable) - гармоничное развитие общества и экономики;
- жизнеспособность (viable) - гармоничное развитие окружающей среды и экономики;
- устойчивое развитие (sustainable development) - при одновременном развитии всех трех элементов и является устойчивым развитием. Общепринятыми являются следующие принципы устойчивого развития - экономическая стабильность (economic stability); социальное благополучие (social well-being); экологическое равновесие (ecological equilibrium) и международная солидарность (the international solidarity).
[из 3.8.11 ГОСТ Р 54147-2010]