5 Общие положения ГОСТ Р 53632-2009

5.2 Показатели применимы для любой технологии организации доступа в Интернет, включая следующие:

  1. фиксированные узкополосные технологии доступа, такие как коммутируемый модемный доступ «dial–up» или ISDN–соединение;
  2. фиксированный широкополосный доступ (DSL, кабельный модем);
  3. беспроводные технологии доступа, такие как WLAN, GSM, GPRS, UMTS и др.

[из 5.2 ГОСТ Р 53632–2009]

5.3 Методы измерения, определенные настоящим стандартом, могут быть применены к любым технологиям доступа. Однако предложенные методы измерения рассчитаны на технологии доступа, используемые в фиксированных сетях. Организация измерений не учитывает эффекты, возникающие из–за перемещений пользователя (случай беспроводного доступа). Таким образом, показатели качества могут быть применены только к доступам в Интернет с использованием беспроводных технологий, когда обеспечено фиксированное положение абонентского терминала [из 5.3 ГОСТ Р 53632–2009]

5.4 Определения и методы измерения показателей были разработаны для оценки качества типичных способов доступа. Показатели, определенные настоящим стандартом, могут также использоваться для исследования специальных или нестандартных способов предоставления доступа, что потребует внесения дополнений в определения и методы измерения [из 5.4 ГОСТ Р 53632–2009]

5.5 Ответственность перед пользователем за качество предоставляемой услуги несет тот оператор, который имеет договор с абонентом на оказание услуг. Если в предоставлении услуги участвуют операторы нескольких взаимодействующих сетей, то для обеспечения гарантированного качества своему абоненту оператор должен в договорах с операторами присоединенных сетей указывать показатели качества, адекватные тем, которые он гарантирует своему абоненту [из 5.5 ГОСТ Р 53632–2009]

5.7 Показатели могут использоваться для различных целей, включая:

  1. определение уровня качества услуг в договорах на оказание услуг между абонентом и оператором, оказывающим услуги;
  2. определение уровня качества услуг по пропуску трафика в договорах между операторами взаимодействующих сетей;
  3. сравнение качества услуг, оказываемых различными операторами;
  4. сравнение аспектов качества услуг, предоставляемых на рынке услуг;
  5. долгосрочное исследование аспектов качества для совершенствования спецификаций услуг.

[из 5.7 ГОСТ Р 53632–2009]

5.12 Наблюдение за реальным трафиком, с одной стороны, дешевая альтернатива, но с другой стороны — в точках измерения отсутствует возможность влиять на детали соединения (завершение услуги, оконечное оборудование и т. д.). поэтому результаты измерения могут быть менее надежными. Контрольные вызовы (тестовые запросы) более сложны и дороги, но, с другой стороны, они воспроизводимы и позволяют точно описать измеряемые параметры конкретной услуги [из 5.12 ГОСТ Р 53632–2009]

5.14 Для обоих методов измерения должны быть известны дополнительная информация и график (даты, продолжительность, периодичность сеансов) проведения фактических измерений. Для контрольных вызовов, чтобы установить надежное статистическое обоснование, нужен точный план измерений. Для наблюдения за реальным трафиком должен быть выполнен ряд условий: настройка маршрутизаторов и шлюзов в других сетях, распределение точек подключения оконечного пользовательского оборудования, вид используемых терминалов, распределение трафика и т. п. Условия должны быть вначале проверены [из 5.14 ГОСТ Р 53632–2009]

5.15 Если измерения выполняются оператором, сеть которого взаимодействует с сетью оператора, оказывающего услуги, то особое внимание должно обращаться на то. что вся значимая информация о доступе должна быть известна (система сигнализации, установки коммутаторов, тональные сигналы и т. д.) [из 5.15 ГОСТ Р 53632–2009]

5.17 Наблюдение за реальным трафиком основано на использовании сигнальной информации и информации о характеристиках передачи, которая может быть собрана на сетевых шлюзах и маршрутизаторах. Этот подход имеет следующие преимущества:

  1. при использовании данного метода фиксируются результаты всех вызовов и, таким образом, обеспечивается наблюдение за перегрузками и отказами сети;
  2. в результатах измерений отражаются фактические характеристики терминалов, используемых абонентами.

[из 5.17 ГОСТ Р 53632–2009]

5.18 Наблюдение за реальным трафиком имеет следующие недостатки:

  1. при использовании данного метода измеряются только характеристики передаваемых данных и не обеспечивается фиксация отказов и ошибок в физическом доступе к сети;
  2. измерения зависят от алгоритмов программного обеспечения в маршрутизаторах и шлюзах, а алгоритмы различных изготовителей могут отличаться, также могут быть различия между алгоритмами в различных версиях одного и того же программного обеспечения. Таким образом, результаты измерения могут быть не достоверны, и должны быть предусмотрены специальные меры для интерпретации исходных данных;
  3. неизвестно влияние, вносимое абонентским терминалом, поэтому не всегда возможно различить ошибки сети/интерфейса «абонентский терминал — оператор связи» и ошибки, связанные с терминалом/действиями абонента;
  4. распределение точек подключения абонентских терминалов/местоположение терминалов неизвестно до измерения;
  5. таблицы маршрутизации могут часто изменяться, поэтому сигнальная информация не всегда может быть использована в соответствии с настоящим стандартом.

[из 5.18 ГОСТ Р 53632–2009]

5.18.1 Метод контрольных вызовов имеет следующие преимущества:

  1. измерения производятся на сети в точках подключения пользовательского оконечного оборудования и поэтому не зависят от корректирующих функций сети, облегчающих измерения;
  2. для сравнения различных сетей может быть использована одна и та же система испытаний, несмотря на то, что результаты измерений могут недостаточно точно отражать работу сети в целом.

[из 5.18.1 ГОСТ Р 53632–2009]

5.18.2 Метод контрольных вызовов имеет следующие недостатки:

  1. тестовые конфигурации (т. е. терминал и метод его использования) не показательны, т. к. результаты измерений не отражают фактическую работу абонентского терминала;
  2. невозможность организовать большое количество измерений, достаточное для обеспечения точного представления работы сети в целом;
  3. трудно построить планы проведения испытаний так, чтобы они отражали типичное поведение пользователей, местоположение и выбор времени и, таким образом, представляли работу сети в целом. Обычно число контрольных вызовов довольно низко по сравнению с мониторингом реального трафика, поэтому очень важна типичность контрольных вызовов.

[из 5.18.2 ГОСТ Р 53632–2009]

5.18.3 Основная схема измерений для метода контрольных вызовов состоит из тестового компьютера и тестового сервера с определенным программным обеспечением и аппаратными средствами. Контрольные вызовы должны быть проведены на участке между тестовым компьютером и тестовым сервером, измерения должны быть сделаны для соответствующих показателей качества, представленных в пункте 6. Должно быть определено необходимое число контрольных вызовов и их распределение [из 5.18.3 ГОСТ Р 53632–2009]

5.18.4 Дополнительная информация о методе измерения представлена в следующих приложениях:

  1. приложение Б: Измерительная установка и требования к тестовому компьютеру и тестовому серверу;
  2. приложение В: Руководство по составлению репрезентативных контрольных вызовов;
  3. приложение Г: Требования к спецификации тестового файла.

[из 5.18.4 ГОСТ Р 53632–2009]

5.18.6 Конфигурация соединений приведена в приложении Б, при этом тестовый сервер должен быть приближен, насколько это возможно, к шлюзу, обеспечивающему взаимосвязь между сетью оператора связи, который оказывает услуги по установлению соединения, и сетью оператора, оказывающего телематические услуги. Этим достигается исключение влияния контрольных вызовов на сеть оператора, оказывающего телематические услуги. Показатели отразят только качество связи между абонентом и сервером доступа (тестовым сервером), а не реальное качество, воспринятое пользователем.

Примечание — Несмотря на недостатки, этот подход дает сопоставимые и воспроизводимые результаты. Даже если измерения не будут в полной мере отражать качество, воспринятое пользователем при обращении к услугам Интернет, они являются хорошей оценкой при сравнении различных предложений доступа в Интернет.

[из 5.18.6 ГОСТ Р 53632–2009]

5.19 На сравнимость результатов измерений может повлиять следующее:

  1. методы измерения могут быть осуществлены по–разному:
  2. измерения, основанные на сигнальной информации, могут быть недостоверными, потому что системы сигнализации не полностью стандартизированы;
  3. разное описание одних и тех же услуг различными операторами.

[из 5.19 ГОСТ Р 53632–2009]

5.20 Публикация статистики по показателям качества должна сопровождаться ссылкой на название стандартов, в соответствии с которыми были проведены измерения и оценка. Это должно обеспечить абонента/пользователя информацией об источнике методов измерений и определений [из 5.20 ГОСТ Р 53632–2009]

5.21 Для каждого показателя качества статистика может быть общая результирующая или собранная по категориям, например население и абоненты учрежденческого сектора.

Примечание — Целесообразно представление статистики как результирующей, так и по категориям абонентов. Если статистика ведется только результирующая по всем категориям абонентов, она может неадекватно отражать качество услуги и может быть фальсифицирована.

[из 5.21 ГОСТ Р 53632–2009]

5.23 При осуществлении измерений, основанных ка наблюдениях за реальным трафиком, статистические отчеты могут быть сформированы как на основе обработки еженедельно собранных данных, так и на основе ежемесячно собранных данных [из 5.23 ГОСТ Р 53632–2009]

5.24 В случае использования измерений для оценки статистических данных за длительный период измерений рекомендуется выполнять сбор данных и вычисление показателей качества ежеквартально, начиная с 1 января 1 апреля, 1 июля и 1 октября.

ПримечаниеОператоры могут использовать более длительные или более короткие периоды для сбора данных. Для большинства показателей качества период сбора данных ежеквартально подходит и обеспечит своевременную информацию. Но могут быть случаи, когда необходимо использовать более длительный период, например всесторонний отчет абоненту. Более короткие периоды желательно использовать, когда вероятны частые и быстрые изменения уровня качества.

[из 5.24 ГОСТ Р 53632–2009]