2.8 Оценивание систем менеджмента качества ГОСТ ISO 9000-2011

2.8.1 Оценивание процессов системы менеджмента качества ГОСТ ISO 9000-2011

В процессе оценивания систем менеджмента качества должны быть получены ответы на следующие четыре основных вопроса в отношении каждого оцениваемого процесса:

  1. выявлен и определен ли соответствующим образом процесс?
  2. распределена ли ответственность?
  3. внедрены и поддерживаются ли в рабочем состоянии процедуры?
  4. обеспечивает ли процесс достижение требуемых результатов?

Совокупные ответы на приведенные выше вопросы могут определить результаты оценивания. Оценивание системы менеджмента качества может различаться по области применения и включать в себя такие виды деятельности, как аудит (проверку) и анализ системы менеджмента качества, а также самооценку [из 2.8.1 Оценивание процессов системы менеджмента качества ГОСТ ISO 9000–2011]

2.8.2 Аудит (проверка) системы менеджмента качества ГОСТ ISO 9000-2011

Аудиты (проверки) (далее — аудиты) применяют для определения степени выполнения требований, предъявляемых к системе менеджмента качества. Наблюдения аудитов используются для оценивания результативности системы менеджмента качества и определения возможностей для улучшения.

Аудиты, проводимые первой стороной (самой организацией) или от ее имени для внутренних целей, могут служить основой для декларирования организацией о своем соответствии.

Аудиты, проводимые второй стороной, могут проводиться как потребителями организации, так и другими лицами от имени потребителей.

Аудиты, проводимые третьей стороной, осуществляются внешними независимыми организациями. Такие организации, обычно имеющие аккредитацию, проводят сертификацию или регистрацию на соответствие требованиям, например требованиям ISO 9001.

ISO 19011 содержит методические указания по аудиту [из 2.8.2 Аудит (проверка) системы менеджмента качества ГОСТ ISO 9000–2011]

2.8.3 Анализ системы менеджмента качества ГОСТ ISO 9000-2011

Одна из задач высшего руководства — проведение регулярного систематического оценивания пригодности, адекватности, результативности и эффективности системы менеджмента качества с учетом политики и целей в области качества. Этот анализ может включать в себя рассмотрение необходимости адаптации политики и целей в области качества в ответ на изменение потребностей и ожиданий заинтересованных сторон, а также определение необходимых действий.

При анализе системы менеджмента качества наряду с другими источниками информации следует использовать отчеты по проведенным аудитам [из 2.8.3 Анализ системы менеджмента качества ГОСТ ISO 9000–2011]

2.8.4 Самооценка ГОСТ ISO 9000-2011

Самооценка организации представляет собой всесторонний и систематический анализ деятельности организации и результатов в сравнении с системой менеджмента качества или моделью совершенства.

Самооценка может дать общее представление о деятельности организации и уровне развития системы менеджмента качества, а также помогает определить области, нуждающиеся в улучшении, и приоритеты [из 2.8.4 Самооценка ГОСТ ISO 9000–2011]