6 Высокоуровневые решения по проектированию и стратегия проектирования ГОСТ Р ИСО 9241-151-2014

6.1 Общие аспекты ГОСТ Р ИСО 9241-151-2014

Веб-сайты принимают все растущее разнообразие форм, от обычных веб-сайтов как наборов взаимосвязанных веб-страниц до специализированных веб-сервисов, возможно, с доступом через специальные устройства. Предоставление информационного наполнения часто объединяется с прикладными функциональными возможностями, которые потенциально могут представлять разнообразные отдаленные ресурсы. Эти обстоятельства часто размывают различие между веб-сайтами и обычными приложениями, приводя к более общему понятию веб-приложений. Веб-приложения служат широкому спектру целей как, например, общественные информационные веб-сайты, приложения электронной коммерции, приложения Интранет, адаптивные к местоположению сервисов и многое другое. Поэтому критически важным высокоуровневым решением по проектированию, которое влияет на многие другие аспекты проектирования, является четкое определение назначения и стратегической цели разрабатываемого веб-приложения.

Веб-приложения и условия их использования часто имеют определенные особенности, которые отличают их от обычных программных приложений. В то время как обычные приложения, например, часто разрабатываются для определенных групп пользователей, задач или организационных контекстов, общественные веб-сайты рассчитаны на широкий диапазон пользователей с различными интересами, информационными потребностями и задачами. Кроме того, пользователи больше не привязаны к одной конкретной системе, а могут свободно перемещаться на другие веб-сайты, предлагающие сходное содержание.

В процессе проектирования веб-сайта обычно имеется большое количество различных заинтересованных лиц, которые, в конечном счете, должны будут согласовать цель и проект веб-сайта. Поэтому такие вопросы, как определение целевой аудитории, выбор соответствующей бизнес модели или определение подходящего жанра и стиля проекта сайта, должны быть открыто сформулированы и обсуждены заинтересованными сторонами. При анализе и определении целевых групп пользователей решающим является учет разнообразия ожидаемых пользователей и диапазона возможностей и ограничений, которые они могут иметь. Важная цель проекта состоит в том, чтобы сделать пользовательские веб-интерфейсы доступными для наиболее широкого круга пользователей, особенно принимая во внимание потенциальные ограничения пользователей в восприятии, управлении или понимании пользовательского веб-интерфейса.

В зависимости от цели веб-приложения можно определить приоритеты для различных целей проектирования. Например, такие цели проекта, как «развлечение» или «достоверность» могут иметь различное значение для банковского веб-сайта по сравнению с развлекательным веб-сайтом. Расстановка приоритетов для этих целей относительно предполагаемых пользователей и их потребностей составляет важный аспект проектирования пользовательского веб-интерфейса [из 6.1 Общие аспекты ГОСТ Р ИСО 9241-151-2014]

6.2 Определение цели веб-приложения ГОСТ Р ИСО 9241-151-2014

Цель, для которой разработано веб-приложение, должна быть ясно определена, чтобы обеспечить четкое основание для разработки соответствующего информационного наполнения и функциональных возможностей и для определения дальнейших целей проектирования.

Примечание - Определение цели может вовлечь, например, разработку образа компании, продвижения продукции или поддержки электронной торговли. Цель веб-сайта может быть определена узко, как, например, в сетевой системе продажи билетов, или более открыто, как веб-сайт, обеспечивающий платформу для сообщества пользователей. Веб-сайты часто разрабатываются для одновременного выполнения ряда различных целей. В этих случаях важны такие аспекты, как способность пользователей легко получить краткий обзор в целом предоставленного информационного наполнения и функциональных возможностей [из 6.2 Определение цели веб-приложения ГОСТ Р ИСО 9241-151-2014]

6.3 Анализ целевых групп пользователей ГОСТ Р ИСО 9241-151-2014

В процессе определения цели веб-приложения должны быть выявлены целевые группы пользователей.

Примечание - Общее руководство по рассмотрению пользователей и их задач можно найти в ИСО 9241-2 и ИСО 9241-11 [из 6.3 Анализ целевых групп пользователей ГОСТ Р ИСО 9241-151-2014]

6.5 Соответствие назначения продукта целям пользователей ГОСТ Р ИСО 9241-151-2014

Цель веб-приложения (определенная согласно 6.2) должна быть сравнима и, при необходимости, согласована с целями и задачами пользователей, чтобы обеспечить достижение пользователями своих целей.

Часто возникают конфликты между целями провайдера веб-сайта и целями пользователей: например, если одной из целей веб-сайта является реклама, пользователи в то же время желают эффективно использовать информационные услуги. В таких случаях важно спроектировать систему так, чтобы на пользователя не повлияли отрицательно цели провайдера [из 6.5 Соответствие назначения продукта целям пользователей ГОСТ Р ИСО 9241-151-2014]

6.6 Распознание цели веб-приложения ГОСТ Р ИСО 9241-151-2014

Пользователь должен легко распознавать предполагаемую цель(и) веб-приложения.

Пример 1 - Сетевой веб-сайт, специализирующийся на электронной торговле, распознается по названию, описанию и графическому визуальному оформлению домашней страницы.

Пример 2 - На веб-сайте, специализирующемся на электронной торговле, используется короткое описательное предложение (ключевая фраза), чтобы сообщить, чем занимается компания и как она отличается от своих конкурентов.

Если веб-сайт имеет более одной цели, важно, чтобы содержание и навигация сайта помогали пользователям различать эти цели.

Веб-приложения различаются по типам назначений, например сетевые каналы новостей, магазины электронной торговли или образовательные веб-сайты. Эти типы или виды назначений часто используют определенные, повторяющиеся формы и структуры для предоставления информационного наполнения, которое может быть приспособлено к различным группам пользователей. Использование этих образцов проектирования может быть ценным, чтобы сделать цель веб-приложения легко распознаваемой и создать согласованные пользовательские веб-интерфейсы. Однако нужно также отметить, что границы между различными типами неопределенны, что они могут перекрываться и что могут быстро развиться новые типы благодаря гибкости сетевой среды [из 6.6 Распознание цели веб-приложения ГОСТ Р ИСО 9241-151-2014]

6.7 Установление приоритетов для различных целей проектирования ГОСТ Р ИСО 9241-151-2014

Если имеются различные конкурирующие цели проекта, они должны быть расположены по приоритетам относительно наиболее вероятных частых и (или) важных задач и потребностей пользователей.

Различные цели проекта, такие как «представить подробную информацию», «спроектировать привлекательные страницы» и «удерживать пользователей на сайте», могут находиться в противоречии друг с другом. В таких случаях важно, чтобы эти цели проекта располагались по приоритетам относительно самых частых или важных задач пользователя, и была возможность находить подходящие компромиссы [из 6.7 Установление приоритетов для различных целей проектирования ГОСТ Р ИСО 9241-151-2014]

6.8 Доступность оборудования и услуг информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) ГОСТ Р ИСО 9241-151-2014

Следует обратиться к ИСО 9241-20 по руководству доступности ИКТ. Пользовательские веб-интерфейсы должны отвечать его требованиям и рекомендациям [из 6.8 Доступность оборудования и услуг информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) ГОСТ Р ИСО 9241-151-2014]

6.9 Доступность программного обеспечения ГОСТ Р ИСО 9241-151-2014

Следует обратиться к ИСО 9241-171 по руководству по доступности программного обеспечения. Пользовательские веб-интерфейсы должны отвечать его требованиям и рекомендациям [из 6.9 Доступность программного обеспечения ГОСТ Р ИСО 9241-151-2014]

6.11 Данные о веб-сайте и его владельце ГОСТ Р ИСО 9241-151-2014

Данные о веб-сайте и владельце веб-сайта должны быть ясно и точно представлены и должны быть отображены на всех относящихся к нему страницах. Если владелец сайта - коммерческая организация, нужно представить соответствующую информацию о компании или организации.

Пример - На всех страницах имеется логотип компании как ссылка на домашнюю страницу, где представлена дальнейшая информация о владельце веб-сайта.

Примечание 1 -Данные о веб-сайте могут включать как информацию о компании, так и сведения о контакте с этой организацией, включая ее официальное наименование и доступные каналы для контактов (адрес, электронная почта, факс, телефон, интернет-пейджер, и т. д.).

Примечание 2 - Добавление подходящих метаданных - дополнительное средство сделать веб-сайт узнаваемым [из 6.11 Данные о веб-сайте и его владельце ГОСТ Р ИСО 9241-151-2014]

6.12 Последовательная многосайтовая стратегия ГОСТ Р ИСО 9241-151-2014

Если информация или услуги, предоставляемые организацией или различными подразделениями этой организации, распределены по различным веб-сайтам или субсайтам, должна быть разработана и осуществлена согласованная стратегия, позволяющая пользователям последовательно перемещаться между различными сайтами и определять местонахождение нужной информации или услуг без предварительного изучения цели, взаимосвязи и содержания различных сайтов.

Примечание - Проектировщику или разработчику пользовательского интерфейса в осуществлении последовательной стратегии во многосайтовых ситуациях могло бы быть полезным руководство по стилю [из 6.12 Последовательная многосайтовая стратегия ГОСТ Р ИСО 9241-151-2014]