4.1 Образовательные продукты должны содержать следующие подсистемы:
- «Авторизация и аутентификация»;
- «Адаптивное обучение»;
- «Личный кабинет обучающегося»;
- «Личный кабинет педагога»;
- «Модуль анализа данных»;
- «Каталог образовательного контента».
По решению разработчиков образовательный продукт может содержать дополнительные подсистемы, например:
- «Личный кабинет родителя»;
- «Личный кабинет администратора (конфигуратора)».
Требования к дополнительным подсистемам и их составу разработчики образовательных продуктов определяют самостоятельно. Допускается интеграция подсистем [из 4.1 ГОСТ Р 59899–2021]
4.2 Требования к подсистеме «Авторизация и аутентификация» ГОСТ Р 59899-2021
4.2.1 В подсистеме «Авторизация и аутентификация» должны быть предусмотрены следующие роли пользователей:
- обучающийся;
- педагогический работник;
- представитель администрации образовательной организации;
- родитель.
По решению разработчика образовательного продукта возможно создание других ролей пользователей [из 4.2.1 ГОСТ Р 59899–2021]
4.2.2 Для обучающихся должна быть предусмотрена возможность регистрации с использованием электронной почты и (или) социальных сетей [из 4.2.2 ГОСТ Р 59899–2021]
4.2.3 Для обучающихся младше четырнадцати лет должна быть предусмотрена возможность регистрации его законным представителем [из 4.2.3 ГОСТ Р 59899–2021]
4.2.4 Для педагогических работников должна быть предусмотрена возможность регистрации учеников и отправки им ссылки на активацию с учетом сохранения конфиденциальности [из 4.2.4 ГОСТ Р 59899–2021]
4.2.5 Подсистема может предусматривать возможность регистрации всех категорий пользователей через интерфейс администратора с дальнейшей выдачей авторизационных данных в очной форме [из 4.2.5 ГОСТ Р 59899–2021]
4.3 Требования к подсистеме «Адаптивное обучение» ГОСТ Р 59899-2021
4.3.1 Подсистема «Адаптивное обучение» должна определять стартовый уровень обучающегося, основываясь на анализе данных входных испытаний [из 4.3.1 ГОСТ Р 59899–2021]
4.3.2 Рекомендации подсистемы «Адаптивное обучение» по выбору уровня сложности должны основываться на накопленных данных об уровне подготовки и знаниях обучающегося, его индивидуальных особенностях и эффективности использования им различных учебных материалов, содержащихся в образовательном продукте [из 4.3.2 ГОСТ Р 59899–2021]
4.3.3 Подсистема «Адаптивное обучение» должна производить регулярную оценку соответствия процесса освоения образовательной программы, модуля, дисциплины обучающимся заявленному уровню сложности на основе результатов промежуточного оценивания и обратной связи учителя [из 4.3.3 ГОСТ Р 59899–2021]
4.3.4 После завершения образовательного модуля (каждого или группы модулей) подсистема «Адаптивное обучение» должна направлять рекомендации по корректировке уровня сложности и темпов обучения в подсистемы «Личный кабинет обучающегося» и «Личный кабинет педагога» [из 4.3.4 ГОСТ Р 59899–2021]
4.3.5 Подсистема «Адаптивное обучение» должна поддерживать возможность перехода между уровнями сложности в процессе обучения на основании рекомендаций и выбора обучающегося и (или) педагогического работника [из 4.3.5 ГОСТ Р 59899–2021]
4.3.6 Подсистема «Адаптивное обучение» должна осуществлять построение индивидуальной траектории освоения образовательного материала для обучающегося, обеспечивающей гарантированное достижение выбранного уровня сложности в автоматическом режиме. Траектория должна включать в себя элементы образовательного модуля, которые должен освоить обучающийся и предпочтительные формы представления и оценки [из 4.3.6 ГОСТ Р 59899–2021]
4.3.7 Подсистема «Адаптивное обучение» должна обеспечивать возможность внесения дополнительных элементов в образовательную траекторию и повторное прохождение элементов образовательного модуля (на разном уровне сложности) в случае возникающих сложностей в освоении материала или необходимости более глубокого его изучения для ликвидации пробелов знаний у обучающихся на основании рекомендаций и (или) выбора обучающегося и педагога [из 4.3.7 ГОСТ Р 59899–2021]
4.3.8 Подсистема «Адаптивное обучение» должна предусматривать возможность повышения интенсивности обучения и расширения образовательной программы для обучающихся, которые осваивают образовательную программу с опережением графика и показывают высокие результаты освоения [из 4.3.8 ГОСТ Р 59899–2021]
4.3.9 Подсистема «Адаптивное обучение» должна предусматривать возможность постановки образовательной цели самим обучающимся и соответствующее формирование персональной траектории обучения под данную цель [из 4.3.9 ГОСТ Р 59899–2021]
4.4 Требования к подсистеме «Личный кабинет обучающегося» ГОСТ Р 59899-2021
Подсистема «Личный кабинет обучающегося» должна в непрерывном режиме предоставлять обучающемуся обратную связь о текущем состоянии образовательного процесса, в том числе информацию:
- об успешно освоенных образовательных модулях и продвижении по образовательной траектории;
- о существенных отклонениях от запланированной персональной траектории;
- о необходимости прохождения контрольных точек;
- о возможной потребности в переходе на другой уровень сложности.
[из 4.4 Требования к подсистеме «Личный кабинет обучающегося» ГОСТ Р 59899–2021]
4.5 Требования к подсистеме «Личный кабинет педагога» ГОСТ Р 59899-2021
4.5.1 Подсистема «Личный кабинет педагога» должна предоставлять педагогическому работнику обратную связь об успехах и неудачах каждого обучающегося и его текущем состоянии, в том числе информацию на основании:
- промежуточных и (или) финальных данных о достижении целей с использованием контрольно–измерительных материалов и (или) образовательных моделей, и (или) иных элементов образовательной программы (с учетом реализуемых образовательных программ в образовательной организации);
- данных персональных метрик обучающегося (скорости и глубины усвоения материала, эффективности усвоения различных типов информации);
- данных метрик групповой работы обучающихся, включая анализ групповой динамики и метрик групповой работы.
[из 4.5.1 ГОСТ Р 59899–2021]
4.5.2 Подсистема «Личный кабинет педагога» должна обеспечить аналитическое сопровождение деятельности педагогического работника, в том числе:
- анализ результатов деятельности и формирование рекомендаций для педагогического работника на основе данных обратной связи от обучающихся и статистики работы педагогического работника в образовательном продукте;
- анализ работы педагогического работника в образовательном продукте (обеспечение выполнения педагогического работника установленных требований и процедур при работе с образовательным продуктом).
[из 4.5.2 ГОСТ Р 59899–2021]
4.5.3 Подсистема «Личный кабинет педагога» должна предусматривать возможность выявления и оповещения педагогического работника о недостижении обучающимся персональных учебных целей, формировать предложения по корректировке процесса обучения для минимизации рисков неосвоения программы [из 4.5.3 ГОСТ Р 59899–2021]
4.6 Требования к подсистеме «Модуль анализа данных» ГОСТ Р 59899-2021
4.6.1 Подсистема «Модуль анализа данных» должна предоставлять возможность осуществления сбора и хранения данных:
- об освоении и эффективности отдельных учебных материалов, модулей, образовательной программы, дисциплины;
- об успеваемости и индивидуальных образовательных результатах каждого обучающегося;
- об успеваемости и групповых образовательных результатах обучающихся, включая данные о ходе и результатах выполнения учебных проектов и учебных работ;
- о результатах прохождения проверочных испытаний (тестов);
- об учебно–значимых персональных характеристиках обучающегося;
- о вовлеченности обучающегося в образовательный процесс;
- о результатах обратной связи участников образовательного процесса (рефлексии).
[из 4.6.1 ГОСТ Р 59899–2021]
4.6.2 Подсистема «Модуль анализа данных» должна осуществлять прогнозирование движения обучающегося по персональной образовательной траектории и предоставлять распределение вероятностей достижения результатов поставленной образовательной цели для обучающегося и педагогического работника [из 4.6.2 ГОСТ Р 59899–2021]
4.7 Требования к подсистеме «Каталог образовательного контента» ГОСТ Р 59899-2021
4.7.1 Подсистема «Каталог образовательного контента» должна обеспечивать организацию, хранение и использование учебных элементов и модулей с использованием следующих форм представления информации, включая:
- текстовую и гипертекстовую информацию;
- статичный визуальный ряд (рисунки, фотографии, карты, графики и др.);
- динамический аудиовизуальный ряд (видеоролики, интерактивные рисунки, схемы и др.);
- интерактивные программные средства.
[из 4.7.1 ГОСТ Р 59899–2021]
4.7.2 Подсистема «Каталог образовательного контента» должна обеспечивать организацию, хранение и использование элементов контроля знаний, включая:
- тестовые задания закрытого типа;
- задания открытого типа;
- интерактивные задания.
[из 4.7.2 ГОСТ Р 59899–2021]
4.7.3 Подсистема «Каталог образовательного контента» должна обеспечивать разметку (тегирование), сопровождение метаинформацией и поддержку связей между различными учебными элементами и модулями [из 4.7.3 ГОСТ Р 59899–2021]
4.7.4 Подсистема «Каталог образовательного контента» должна обеспечивать связи между уровнями сложности отдельных элементов и модулей, позволяющих изменить индивидуальную траекторию обучающегося и обеспечить ему переход на иной уровень сложности [из 4.7.4 ГОСТ Р 59899–2021]
4.7.5 Подсистема «Каталог образовательного контента» должна обеспечивать навигацию по образовательному контенту, предоставлять возможность находить любой элемент и модуль, в том числе на основе тегов и метаинформации [из 4.7.5 ГОСТ Р 59899–2021]
4.7.6 Подсистема «Каталог образовательного контента» должна обеспечивать возможность актуализации и обновления образовательного контента, поддерживать версионность учебных элементов и модулей [из 4.7.6 ГОСТ Р 59899–2021]